Дело №2-3934/2020
УИД 18RS0003-01-2020-003619-46
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 октября 2020 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Пашкиной О.А.,
при секретаре Дроздовой К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лошкаревой С.Ю, к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о возложении обязанности зачесть в выслугу лет для назначения пенсии периода службы в льготном исчислении и произвести перерасчет пенсии,
установил:
Лошкарева С.Ю. (далее – истец, Лошкарева С.Ю.) обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике (далее – ответчик, МВД по УР) о возложении обязанности зачесть в выслугу лет для назначения пенсии периода службы в льготном исчислении и произвести перерасчет пенсии. Иск мотивирован тем, что Лошкарева С.Ю. проходила службу в органах внутренних дел МВД по УР с 01 июня 1998 года по 06июля 2020 года. Лошкарева С.Ю. уволена из органов внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона РФ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Согласно приказу МВД по УР от 06.07.2020 <номер> выслуга лет истца по состоянию на 06 июля 2020 года составила в календарном исчислении 23 года 04 месяца 04 дня, в льготном исчислении – нет, с чем истец не согласна. В период с 22 мая 1999 года по 10 июля 2002 года истец проходила службу в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых при МВД УР. Согласно должностной инструкции в период прохождения службы в указанный период истец принимала непосредственное участие в охране и конвоировании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Поскольку в указанный период истец исполняла должностные обязанности, непосредственно связанные с охраной и конвоированием подозреваемых и обвиняемых, то отказ ответчика в исчислении данного периода службы в льготном исчислении является незаконным. Ссылаясь на ст. 39 Конституции Российской Федерации, подп. «г» п. 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», истец просит обязать ответчика зачесть истцу в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца за период службы в органах внутренних дел с 01 января 2001 года по 10 июля 2002 года, а также произвести перерасчет пенсии истца исходя из расчета выслуги в льготном исчислении с момента назначения пенсии за выслугу лет.
Истец Лошкарева С.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика МВД по УР Самоволькина И.Р., действующая в соответствии с доверенностью, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
Свидетель Л.А.Л. в судебном заседании пояснил, что с 1995 года до марта 2020 года проходил службу в органах внутренних дел, уволен по выслуге лет, в настоящее время на пенсии. Службу проходил в изоляторе временного содержания МВД по УР, начал с должности милиционера, работал на различных должностях, уволен с должности дежурного группы режима. С мая 1999 года по июль 2002 года в изоляторе временного содержания МВД УР службу проходила Лошкарева С.Ю., она работала в должности милиционера охранно-конвойной службы. Работая по указанной должности, она принимала непосредственное участие в охране и конвоировании подозреваемых и обвиняемых, эти обязанности были предусмотрены в ее должностной инструкции. С Лошкаревой С.Ю. они совместно осуществляли конвоирование, работали в паре.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, изучив и проанализировав материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение по делу, и приходит к следующим выводам.
С 01 июня 1998 года по 06 июля 2020 года истец Лошкарева С.Ю. проходила службу в органах внутренних дел МВД по УР, в том числе в период с 22 мая 1999 года по 10 июля 2002 года в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых при МВД УР.
Приказом МВД по УР от 06 июля 2020 года <номер> Лошкарева С.Ю. <дата> уволена из органов внутренних дел на основании п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
Согласно названному приказу и расчету МВД по УР на день увольнения выслуга лет Лошкаревой С.Ю. составила в календарном исчислении 23 года 04 месяца 04 дня, в льготном исчислении – нет.
Пенсия к выплате назначена истцу с 07 июля 2020 года.
Период службы Лошкаревой С.Ю. с 01 января 2001 года по 10 июля 2002 года в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых при МВД УР включен МВД по УР в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.
В указанный период службы Лошкарева С.Ю. непосредственно осуществляла функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, что подтверждается показаниями свидетеля, пояснениями истца, а также должностными обязанностями Лошкаревой С.Ю. по занимаемой должности.
Указанные обстоятельства установлены на основании исследованных в судебном заседании доказательств. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляется в соответствии с положениями Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон РФ №4468-1).
В соответствии со ст.ст. 1, 18 Закона РФ №4468-1 лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел Российской Федерации, время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии указанным лицам определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 №941 установлен Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации (далее – Порядок).
В силу абз. 45 подп. «г» п. 3 Порядка (в редакции постановлений Правительства РФ от 12.11.2003 №684, от 06.10.2011 №824) право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца предоставлено сотрудникам в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Абзац 45 подпункта «г» пункта 3 Порядка в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2000 года №690, от 08 августа 2003 года №475, действовавшей до 25 ноября 2003 года (то есть до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2003 №684), не предусматривал такое дополнительное условие, необходимое для исчисления выслуги лет в льготном порядке, как «по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации».
Приказом МВД России от 09 октября 2004 года №640, в редакции, действующей с 12 ноября 2004 года (опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» 01.11.2004, вступил в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования), утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий (далее по тексту – Перечень №640).
Таким образом, с 01 января 2001 года и до 12 ноября 2004 года (то есть до вступления в силу Перечня №640) необходимым условием исчисления выслуги лет в льготном порядке являлась служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Учитывая, что с 01 января 2001 года до 12 ноября 2004 года, то есть до вступления в силу Перечня №640, необходимым и единственным условием исчисления выслуги лет в льготном порядке являлась служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению им функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, суд приходит к выводу, что расчет выслуги лет Лошкаревой С.Ю. по должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых при МВД УР с 01 января 2001 года по 10 июля 2002 года, в период занятия которой истец непосредственно осуществляла функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подлежит льготному исчислению на основании абз. 45 подп. «г» п. 3 Порядка из расчета один месяц службы за полтора месяца.
Занимаемая истцом должность в вышеуказанный период соответствовала требованиям абзаца 45 подпункта «г» пункта 3 Порядка (в редакции постановлений Правительства РФ от 15.09.2000 №690, от 08.08.2003 №475), поскольку была связана с непосредственным осуществлением ею функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при внесении изменений в действующее правовое регулирование, необходимо иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере, должна отвечать требованиям Конституции РФ, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которым такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели.
В связи с изданием постановления Правительства РФ от 22.09.1993 №941 истец приобрела право на льготное исчисление выслуги лет с 01 января 2001 года, поскольку непосредственно исполняла по занимаемой должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых при МВД УР функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Не утратила Лошкарева С.Ю. данное право и в связи с принятием постановления Правительства РФ от 12.11.2003 №684, которым абзац 45 подпункта «г» пункта 3 Порядка дополнен словосочетанием «по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации». Обратное свидетельствует о нарушении конституционного принципа равенства и приводит к необоснованным различиям в объеме связанных с вопросами льготного исчисления выслуги лет прав сотрудников органов внутренних дел.
На момент расчета выслуги лет Лошкаревой С.Ю. при увольнении из органов внутренних дел действовал приказ МВД России от 20.12.2016 №868, которым утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий (далее – Перечень №868). В раздел 2 Перечня №868 (должности, введенные до 23 августа 2014 года) в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых включена должность милиционера.
Изложенное ответчиком МВД по УР при определении выслуги лет для назначения пенсии Лошкаревой С.Ю. в льготном исчислении не было учтено, что и повлекло нарушение пенсионных прав истца.
Доводы ответчика как основанные на неверном толковании законодательства судом признаются необоснованными и отклоняются.
С учетом вышеизложенного нарушенное право истца подлежит судебной защите путем возложения на ответчика МВД по УР обязанности зачесть в выслугу лет для назначении пенсии Лошкаревой С.Ю. в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца период службы в органах внутренних дел с 01 января 2001 года по 10 июля 2002 года в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых при МВД УР.
Констатация факта нарушения требований закона и пенсионных прав истца, а также возложение на ответчика обязанности зачесть в выслугу лет для назначении пенсии Лошкаревой С.Ю. в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца вышеуказанных периодов службы в органах внутренних дел, по мнению суда, подразумевает осуществление ответчиком соответствующего перерасчета пенсии истца с момента назначения ему пенсии за выслугу лет (с 07 июля 2020 года), в связи с чем на ответчика подлежит возложению соответствующая обязанность по перерасчету пенсии истца.
Поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, последняя взысканию в доход местного бюджета не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,
решил:
исковое заявление Лошкаревой С.Ю, к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о возложении обязанности зачесть в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы в льготном исчислении и произвести перерасчет пенсии удовлетворить.
Обязать Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике зачесть Лошкаревой С.Ю, в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца период службы в органах внутренних дел с 01 января 2001 года по 10 июля 2002 года в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых при МВД УР, и произвести перерасчет пенсии Лошкаревой С.Ю,, исходя из расчета выслуги лет в льготном исчислении за указанный период службы, с момента назначения Лошкаревой С.Ю, пенсии за выслугу лет, то есть с 07 июля 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере 30 октября 2020 года.
Председательствующий судья О.А. Пашкина