Дело № 2-600/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 мая 2017 года
Сафоновский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего (судьи): Дроздова С.А.,
при секретаре : Катинас М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвеевой С. В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сафоновском районе о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Матвеева С.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Сафоновском районе (далее – ГУ-УПФ РФ в Сафоновском районе), ссылаясь на то, что решением ответчика № ххх от дд.мм.гггг ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть в связи с осуществлением педагогической деятельности, по мотиву отсутствия требуемого специального стажа (25 лет). При этом, в данный стаж не включен период работы с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (без учета отпуска по уходу за ребенком с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг) в должности инструктора по физической культуре на 0,9 ставки яслей-сада № ххх. Между тем, в указанный выше период она фактически осуществляла педагогическую деятельность как воспитатель. В этой связи, считая отказ необоснованным, просила суд признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязав ответчика назначить указанную пенсию с момента обращения за ее назначением, то есть с дд.мм.гггг, а также взыскать с ГУ-УПФ РФ расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, составлению искового заявления в размере <данные изъяты> рублей и расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>
В судебном заседании Матвеева С.В. и ее представитель Герасимова О.С. заявленные требования поддержали.
Представитель ГУ-УПФ РФ в Сафоновском районе иск не признал в связи с отсутствием правовых оснований для включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы Матвеевой С.В. в должности инструктора по физической культуре, поскольку указанная должность соответствующими Списками не предусмотрена.
Представители МБДОУ «Детский сад № ххх «Аленка», Комитета по образованию администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области, привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, вопрос о разрешении заявленных истцом требований оставили на усмотрение суда.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив его письменные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что дд.мм.гггг Матвеева С.В. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной вышеназванной нормой закона, то есть в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако, решением ГУ-УПФ РФ в Сафоновском районе № ххх от дд.мм.гггг в назначении пенсии отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа, который, согласно расчету ответчика, на момент обращения за назначением пенсии составил 20 лет 02 месяца 26 дней. При этом, в указанный стаж не включен период работы с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в должности инструктора по физической культуре на 0,9 ставки яслей-сада № ххх (ныне – МБДОУ «Детский сад № ххх «Аленка») (л.д. 22-23).
Пунктом 2 статьи 27 вышеназванного Федерального закона «О трудовых пенсиях» устанавливалось, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Соответственно, до 1 января 1992 г. действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"); в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно - Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет"; в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 3 статьи 13 этого же Федерального закона устанавливалось, что характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н был утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе, подтверждения осуществления педагогической деятельности.
Пунктом 4 названного Порядка предусматривалось, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в льготном исчислении в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Согласно справке № ххх от дд.мм.гггг, выданной Комитетом по образованию администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области, Матвеева С.В. с дд.мм.гггг (приказ № ххх от дд.мм.гггг) по дд.мм.гггг (приказ № ххх от дд.мм.гггг) работала в муниципальном бюджетном дошкольном учреждении – детском саду комбинированного вида № ххх «Аленка» указанного Комитета по образованию в должности инструктора по физической культуре на 0,9 ставки (л.д. 37).
Из содержания самого текста вышеназванного приказа № ххх от дд.мм.гггг следует, что Матвеева С.В., воспитатель, переведена на должность физрука с дд.мм.гггг с установлением ставки в размере 0,9 (0,6 ст. + 0,3 ст. из штатного расписания воспитателя переименовать на физрука) (л.д. 112-114).
Также согласно записи, имеющейся в трудовой книжке, дд.мм.гггг истец переведена работать инструктором по физической культуре (л.д. 5-8).
Из карточек-справок, представленных муниципальным учреждением «Централизованная бухгалтерия муниципальных образовательных учреждений» (МУ «ЦБ МОУ») в отношении Матвеевой С.В., усматривается, что должность истца за период с 1996 г. по 2001 г. указана как инструктор по физической культуре, в 1994 г. - воспитатель, в 1995 г. – воспитатель и инструктор по физической культуре. Вместе с тем, учитывая время перевода на должность инструктора по физической культуре (фактически окончание 1994 г.) и последующее указание данной должности в карточках-справках за период с 1996 г. по 2001 г., поименование должности истца в названных документах за 1994 г. и 1995 г. в качестве воспитателя свидетельствует о неточности внесенных в них сведений (л.д. 49-68).
Кроме того, из имеющихся в материалах дела приказов по дошкольному учреждению в спорный период, в частности, о предоставлении отпусков, присвоении квалификационных категорий, следует, что должность Матвеевой С.В. указана как инструктор по физической культуре (л.д. 71, 73, 75, 87, 100-101, 115, 120).
При таких установленных по делу обстоятельствах, а также с учетом оценки представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что в спорный период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг Матвеева С.В. осуществляла трудовую деятельность в должности инструктора по физической культуре.
Между тем, вышеназванным Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, а также ранее действовавшими Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397; Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463; Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067, должность "инструктор по физической культуре" не предусмотрена.
Доводы в обоснование иска о том, что обязанности инструктора по физической культуре и воспитателя в дошкольном учреждении идентичны, не могут быть приняты во внимание, поскольку Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 367, наряду с должностью "инструктор по физической культуре" предусмотрена и должность воспитателя детского сада (яслей-сада), которая включена в Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Соответственно, данные должности являются различными, что отражено в вышеназванном классификаторе.
Помимо этого, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, может быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должности истца, которая не содержится в нормативно-правовых актах. Однако должность истца "инструктор по физической культуре" поименована правильно.
Ссылка Матвеевой С.В. в обоснование иска на то обстоятельство, что она проходила аттестацию педагогических работников вместе с воспитателями, также не может быть признана состоятельной, поскольку в период работы истца в должности инструктора по физической культуре данная должность соответствующими Списками не предусматривалась. Между тем, досрочное назначение пенсии возможно лишь при условии, если педагогическая должность предусмотрена такими Списками.
При таких установленных по делу обстоятельствах, а также исходя из положений вышеназванных правовых норм, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца спорного периода трудовой деятельности с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в должности инструктора по физической культуре МДОУ № ххх.
Вследствие чего, заявленные Матвеевой С.В. требования о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости удовлетворению не подлежат, поскольку на момент обращения за назначением пенсии у истца отсутствует требуемая продолжительность специального стажа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.