Дело №2-406/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 мая 2015 года п.Демянск
Валдайский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Никитиной О.А.,
при секретаре Поспеловой М.В.,
с участием представителя ответчика – МО МВД России «Демянский» Поповой Н.И.,
представителя третьего лица – Валдайского межрайонного СО СУ СК РФ по Новгородской области – Локтева С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королёва Николая Александровича к Министерству финансов Российской Федерации, МО МВД РФ «Демянский» о возмещении морального вреда, причинённого незаконным уголовным преследованием,
установил:
Королёв Н.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, МО МВД РФ «Демянский» о компенсации морального вреда, причинённого незаконным привлечением к уголовной ответственности и нахождением по стражей.
В обоснование требований указано, что 24 июня 2014 года он был задержан в соответствии со ст.ст. 91, 92 УПК РФ по подозрению в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30 ч.1 ст.166 УК, ч.1 ст.166 УК РФ. 25 июня 2014 года в отношении него была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. 30 июня 2014 года предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30, ч.1 ст.166 УК РФ. 08 сентября 2014 года в отношении него частично прекращено уголовное преследование в части квалификации действий по ч.3 ст.30 ч.1 ст.166, ч.1 ст.166 УК РФ.
На основании изложенных обстоятельств просит взыскать в счет компенсации морального вреда 300 000 рублей.
Определением суда от 15 апреля 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Валдайский межрайонный СО СУ СК РФ по Новгородской области, Управление Федерального казначейства по Новгородской области.
В судебное заседание истец Королёв Н.А., извещенный надлежащим образом, не явился, находится в ФКУ СИЗО-1 В.Новгорода.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований Королёву Н.А. отказать.
Представитель ответчика МО МВД России «Демянский» Попова Н.И. возражала против иска по основаниям, изложенным в возражениях на иск, просила в иске отказать, так как в 16 марта 2015 года, то есть до подачи иска Королёвым Н.А., постановление от 08 сентября 2014 года о частичном прекращении уголовного преследования в отношении Королёва Н.А. отменено прокурором Демянского района Новгородской области, дело направлено в МО МВД России «Демянский» для производства дознания.
Представитель третьего лица – Валдайского межрайонного СО СУ СК РФ Новгородской области Локтев С.П. полагал, что оснований для удовлетворения иска не имеется, ссылаясь на представленное МО МВД России «Демянский» Новгородской области возражение на иск, а также на постановление об отмене постановления от 08 сентября 2014 года.
Представитель третьего лица – УФК по Новгородской области – в судебное заседание не явился, о дате месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав представителей ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что постановлением следователя Валдайского межрайонного СО СУ СК РФ по Новгородской области Локтева С.П. от 08 сентября 2014 года частично прекращено уголовное преследование по уголовному делу №087841 в части квалификации действий обвиняемого Королёва Н.А. по ч.3 ст.30 ч.1 ст.166 УК РФ, ч.1 ст.166 УК РФ.
30 марта 2015 года Королёв Н.А. обратился в суд с иском о компенсации морального вреда, причинённого незаконным уголовным преследованием.
Как установлено в судебном заседании, 16 марта 2015 года постановление о частичном прекращении уголовного преследования в отношении Королёва Н.А. от 08 сентября 2014 года отменено прокурором Демянского района Новгородской области, дело передано в МО МВД России «Демянский».
Как следует из пояснений представителя ответчика Поповой Н.И., дело дознавателем ещё не принято к производству, поэтому говорить о каких-либо результатах преждевременно.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Данная статья содержит общие основания денежной компенсации морального вреда, конкретные основания компенсации морального вреда содержатся в ст. 1100 ГК РФ. Так, в соответствии с абзацем 3 ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения подписки о невыезде, заключения под стражу.
При разрешении возникшего спора следует руководствоваться ст.ст. 151, 1100 ГК РФ. По их смыслу и взаимной связи правом на компенсацию морального вреда независимо от вины причинителя вреда законодатель наделил только гражданина, которому вред причинен в результате его, в частности, незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.
Согласно ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Приказом Минфина России от 12 февраля 1998 г. N 26 "О порядке организации и ведения Министерством финансов Российской Федерации работы по выступлению от имени казны Российской Федерации, а также по представлению интересов Правительства Российской Федерации в судах" на управления федерального казначейства Главного управления федерального казначейства Минфина России по республикам (кроме Республики Татарстан), краям, областям, округам возложены организация и ведение в судах работы по выступлению от имени казны Российской Федерации на основании доверенности, выданной Министерством финансов Российской Федерации каждому управлению федерального казначейства.
Таким образом, по делам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации от ее имени должно выступать Министерство финансов Российской Федерации в лице Главного управления федерального казначейства.
Исходя из приведенных выше положений закона право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого - прекращение уголовного преследования).
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что постановление от 08 сентября 2014 года о частичном прекращении уголовного преследования в отношении Королёва Н.А. отменено, суд приходит к выводу, что право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования у Королёва Н.А. отсутствует, а потому оснований для компенсации морального вреда в денежном выражении не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Королёва Николая Александровича к Министерству финансов Российской Федерации, МО МВД России «Демянский» о возмещении морального вреда, причиненного уголовным преследованием – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня принятия через Валдайский районный суд.
Судья О.А.Никитина