Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2756/2021 от 06.08.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2021 года           г.Самара

Советский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Туляковой О.А.

при секретаре Мышкиной К.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2756/2021 по административному исковому заявлению Стоговой Юлии Юрьевны, Полоротова Юрия Викторовича к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным и отмене распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы Стогова Ю.Ю., Полоротов Ю.В. обратились в суд с административным иском к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным и отмене распоряжения №РД-152 от 10февраля 2021 года об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности с кадастровым номером , и обязании возобновить работу по заявлению истцов.

В обосновании иска указав, что административные истцы обратились в Департамент с заявлением о перераспределении земельных участков.

10февраля 2021 года административным ответчиком было выдано Распоряжение №РД-152 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков», основанием отказа явилось то, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара и представленным документам, образуемый земельный участок расположен в границах территории, ограниченной улицами: Дыбенко, Гастелло, Смоленская, Советской армии; в границах обозначенных элементов улично-дорожной сети, автомобильных дорог общего пользования расположены многоквартирные жилые дома; утверждение схемы расположения земельного участка приведет к нарушению требований ст. 11.3 ЗК РФ; по сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости – жилой дом с кадастровым номером расположен по адресу <адрес>. Согласно записям ЕГРН в жилом доме с кадастровым номером расположено жилое помещение с кадастровым номером , данные о правообладателях в ЕГРН отсутствуют.

Административные истцы считают распоряжение незаконным, поскольку в данном случае административный ответчик не обосновал вывод о том, что земельный участок, занятый многоквартирным домом входит в границы элемента планировочной структуры (квартала). Отсутствие утвержденной документации по планировке территории с выделенными элементами планировочной структуры не позволяет судить о том, что земельный участок,занятый многоквартирным домом, входит в границы элемента планировочной структуры (квартала). Само количество многоквартирных домов ответчик не определил. На значительном расстоянии от испрашиваемого земельного участка, находится только один многоквартирный дом, следовательно, в данном случае положения подпункта 4 п.3 ст.11.3 ЗК РФ не применяются. В действительности площадь земельного участка, предполагаемого к перераспределению из земель, государственная собственность на который не разграничена, составляет 295 кв.м., что меньше предельно допустимого минимального размера земельных участков, предусмотренных для ИЖС, равного 300 кв.м. По этой причине, из земельного участка площадью 295 кв.м., невозможно сформировать самостоятельный земельный участок для данной категории земель. Также является необоснованным довод ответчика о том, что согласно записям ЕГРН в жилом доме с кадастровым номером расположено жилое помещение с кадастровым номером , данные о правообладателях в ЕГРН отсутствуют, поскольку ответчик ссылается на несуществующее помещение, права на которое были погашены ранее.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения с названным иском в суд.

Административный истец Стогова Ю.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить. Пояснила, что ее отец Полоротов Ю.В. (истец) находится дома с детьми, о слушании дела извещен.

Истец Полоротов Ю.В.    в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении ходатайств не направил.

Представитель административного ответчика Департамента градостроительства г.о. Самара в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представили письменный отзыв, просили в исковых требованиях отказать.

Представитель заинтересованного лица Администрации г.о.Самара в судебное заседание не явился, извещались надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не заявляли.

Проверив материалы административного дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (часть 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Статьей 39.28 Земельного кодекса РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован ст. 39.29 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п.9 названной статьи.

Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 ст. 39.28 ЗК РФ обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 ст. 39.29 того же Кодекса.

Подпункт 11 пункта 9 ст.39.29 ЗК РФ закрепляет, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 ст.11.10 названного Кодекса.

Из материалов административного дела следует, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым , общей площадью 300 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемы частью жилого дома с приусадебным участком, расположенный по адресу: <адрес>.

Также истцы являются долевыми сособственниками части жилого дома по вышеуказанному адресу на основании решения Советского районного суда г.Самары от 27.05.2011 года.

Истцы ссылаются на то, что не смотря на оформление в собственность прежними владельцами только части земельного участка, общая площадь земельного участка, которым пользуются истцы составляет 595 кв.м., согласно схемы границ земельного участка от 02.07.2020.

Истцы обратились в административный орган с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, имеющийкадастровый .

По результатам рассмотрения данного заявления ответчиком вынесено Распоряжение от 10февраля 2021 года за №РД-152 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером

В качестве оснований для отказа указаны: подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29, пункта 16 статьи 11.10, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Градостроительный кодекс РФ определяет информационные системы градостроительной деятельности как организованный в соответствии с требованиями данного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

Как следует из материалов дела, согласно сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (далее ИСОИГД), образуемый земельный участок расположен в границах территории, ограниченной улицами: <адрес>

В соответствии с постановлением Администрации г.о.Самара от 21.11.2014 №1716 «Об утверждении Единого реестра наименований адресных единиц, расположенных на территории городского округа Самара» улицы: Дыбенко, Гастелло, Смоленская, Советской армии отнесены к элементам улично-дорожной сети.

Постановлением Администрации г.о.Самары от 22.09.2014 за №1441 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара» улицы:Дыбенко, Гастелло, Смоленская, Советской армии отнесены к автомобильным дорогам общего пользования.

В силу СП 42.13330.2016 Свод правил. СП 42.13330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*,утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2016 №1034/пр микрорайон (квартал) являются планировочной единицей застройки и границах красных линий, ограниченной магистральными или жилыми улицами.

Согласно приложению к отзыву на иск, из фрагмента кадастрового плана территории, совмещенного с космическим снимком, с указанием границ кадастровых кварталов и границ земельных участков, а также фрагмента карты 2ГИС с указанием границ кадастрового квартала с отображением границ элементов планировочной структуры следует, что в пределах элемента планировочной структуры – квартала, ограниченного улицами, в пределах которого расположен спорный земельный участок, находятся многоквартирные дома.

Таким образом, образуемый земельный участок расположен в границах элемента планировкой структуры – квартала в границах улиц: Дыбенко, Гастелло, Смоленская, Советской армии.

В соответствии со статьей 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ); проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Кодекса (часть 1). Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ (часть 2).

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в том числе в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений (пункт 4 части 3 статьи 11.3 ЗК РФ).

В силу статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе принятие решений о развитии застроенных территорий, которое согласно статье 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей, при наличии градостроительного регламента, а также региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры), если на такой территории расположены: многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.

Согласно ответа на запрос Департамента градостроительства г.о. Самара от 17 сентября 2021 года испрашиваемый     земельный участок не расположен в границах красных линий. В соответствии с Решением Думы г.о.Самара от 29.12.2020 №45 «О внесении изменений в Постановление Самарской Городской Думы от 26.04.2001 №61 «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре» полностью расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). В соответствии с топографическими сведениями Департамента испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах охранной зоны инженерных коммуникаций (водопровод, газопровод, ЛЭП). В соответствии с приложением №4 к «ПЗЗ Карта ЗОУИТ, связанных с экологическими и санитарными ограничениями» испрашиваемый участок расположен: 1. Приаэродромная территория «Безымянка», подзоны 3,4,5,6 (полностью); 2. Приаэродромная территория «Кряж» (полностью); 3. Охранная зона транспорта, учетный номер 63.00.2.137 (полностью).

         Доказательств, опровергающих сведения, представленные из системы обеспечения градостроительной деятельности города Самара, или подтверждающих несоответствие их документам территориального планирования или градостроительного зонирования, материалы дела не содержат.

При таком положении, доводы ответчика о том, утверждение схемы расположения земельного участка в рассматриваемом случае приведет к нарушению ст. 11.3 ЗК РФ, суд находит обоснованными.

Также согласно сведениям, содержащимся в ИСОИГД, а также топографическом материале Департамента, возможно образование самостоятельного земельного участка из испрашиваемых земель, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно сведений публичной кадастровой карты земельный участок площадью 295 кв.м. имеет доступ к проезду общего пользования.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения, будут расположены здания, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения, размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с п.3 ст. 39.36 ЗК РФ (подпункт 3 пункта 9 ст. 39.29 ЗК РФ).

По сведениям единого государственного реестра недвижимости (выписка из ЕГРН от 02.09.2021)объект недвижимости – жилой дом с кадастровым номером расположен по адресу: <адрес>. Согласно записям ЕГРН в жилом доме с кадастровом номером расположено жилое помещение с кадастровым номером    , а также жилое помещение с кадастровым номером , данные о правообладателях которого (прекращении соответствующих прав), отсутствуют.

Вопреки доводам стороны истца, надлежащих и допустимых доказательств, свидетельствующих об обратном, в Департамент представлено не было.

На схеме расположения земельного участка, представленной в суд объекты недвижимого имущества, расположенные на испрашиваемом земельном участке, а также на участке истцов, принадлежащих им на праве собственности, с полными кадастровыми номерами не отражены.

В иске истцы указывают, что права на объект с кадастровым номером были прекращены, однако, доказательств, подтверждающие указанные обстоятельства, не представили.

Из ответа на судебный запрос от Управления Росреестра по Самарской области от 02.09.2021 следует, что правообладателем объекта (жилого помещения) с кадастровым номером по адресу <адрес>, является ФИО5, а на здание с кадастровым номером (жилой дом) по аналогичному адресу сведения о правообладателях отсутствуют.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, учитывая наличие оснований, предусмотренных подпунктом 11 пункта статьи 39.29, а также пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодексаРоссийской Федерации, для отказа в заключениисоглашения о перераспределении земельных участков, обжалуемое распоряжение Департамента является законным и обоснованным.

Кроме того, суд не может подменять компетенцию уполномоченного органа местного самоуправления, к компетенции суда не относится решение вопросов об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, поскольку это относится исключительно к компетенции органов местного самоуправления.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, заключение кадастрового инженера от 29.09.2021 ООО «Поволжье» не может являться основанием для удовлетворения настоящего иска.

При таком положении, учитывая, что административными истцами не представлено доказательств, подтверждающих незаконность действий административного ответчика, у суда отсутствуют основания для удовлетворения административных требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Стоговой Юлии Юрьевны, Полоротова Юрия Викторовича к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным и отмене распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, обязании возобновить рассмотрение заявление -оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме

Решение в окончательной форме изготовлено 13октября 2021 г.

Судья:             (подпись)               О.А. Тулякова

Копия верна

Судья:

Секретарь:

2а-2756/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Стогова Ю.Ю.
Полоротов Ю.В.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Другие
Администрация г.о. Самара
Суд
Советский районный суд г. Самары
Судья
Тулякова О. А.
Дело на сайте суда
sovetsky--sam.sudrf.ru
06.08.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
06.08.2021Передача материалов судье
10.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.09.2021Судебное заседание
06.09.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
30.09.2021Судебное заседание
13.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
17.01.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
28.01.2022Судебное заседание
31.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
18.07.2022Дело оформлено
18.07.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее