Мотивированное решение изготовлено 04 июня 2018 года
Дело №2-298/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Нарьян-Мар 30 мая 2018 года
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,
при секретаре Тайбарей А.И.,
с участием прокурора Жиркова В.Г.,
представителя истца Артеева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» <адрес> к Виноградовой Галине Дмитриевне, Исуповой Марине Алексеевне о признании утратившей право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования «Пешский сельсовет» <адрес> обратилась в суд с исковым заявлением к Виноградовой Г.Д., Юсуповой М.А. о возложении обязанности освободить жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указывает, что в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ФИО7 была предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения. При этом условием предоставлении выплаты являлось освобождение занимаемого ответчиками на условиях договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в течение двух месяцев с даты приобретения жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата. ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умерла. Ответчики, являвшиеся членами семьи ФИО7, обязательство о передаче в муниципальную собственность жилого помещения до настоящего момента не исполнили.
Просит обязать ответчиков Виноградову Г.Д., Юсупову М.А. освободить жилое помещение по адресу: <адрес>.
Судом произведена замена ответчика Юсуповой Марины Александровны на Исупову Марину Алексеевну.
Истцом требования неоднократно изменялись и уточнялись, окончательно просит выселить Исупову М.А. из жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>; признать Виноградову Г.Д. утратившей право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. В обоснование требований указывает на самовольное занятие Исуповой М.А. после смерти ФИО7 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Артеев А.В. требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнениям к нему. Пояснил, что ответчик Исупова М.А. до настоящего момента занимает спорные жилые помещения, не имея на то законных оснований. Комнату 1 в <адрес> ответчик Исупова М.А. должна освободить в связи с тем, что наниматель квартиры ФИО7 умерла, в связи с чем отношения из договора социального найма должны быть прекращены. Оснований для вселения ее в указанную комнату не имеется. В отношении <адрес> Исупова М.А. должна быть выселена, а Виноградова Г.Д. должна быть признана утратившей право пользования в связи с предоставлением жилищной субсидии на приобретение жилья в <адрес> и дачей обязательства о сдаче жилого помещения.
Ответчики извещены о времени и месте судебного заседании в установленном законом порядке.
Представитель третьего лица Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения НАО в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Суд, заслушав представителя истца, прокурора, полагавшего требования подлежащими удовлетворению в части утраты права пользования Виноградовой Г.Д. жилым помещением по адресу: <адрес>.2, и выселения Исуповой М.А. из жилого помещения по адресу: <адрес>, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.
Статьей 1 данного Федерального закона определено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Порядок получения социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в спорный период был определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 (далее по тексту – Правила).
Государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата) (п.2 Правил).
Как следует из пп. «з» п. 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках Подпрограммы имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В соответствии с п. 6 Правил, получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в рамках подпрограммы могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 Правил, и изъявившие такое желание (далее - граждане-участники Подпрограммы).
На основании ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора.
Исполнение обязательства о расторжении договора социального найма осуществляется в двухмесячный срок после приобретения гражданином жилья за счет предоставленной ему жилищной субсидии.
Судом установлено, что на основании ордера на жилое помещение №Б- 96 и ордера №Б-96 ФИО7 предоставлена в пользование квартира <адрес>, состоящая из одной комнаты площадью 19,6 кв.м., а Виноградовой Г.Д. с учетом члена семьи Виноградовой (Исуповой) М.А. – кв.2 <адрес>, состоящее из одной комнаты, площадью 19,6.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что жилые помещения, расположенные по адресу: Ненецкий автономный округ, д.Белушье, <адрес> находятся в собственности МО «Пешский сельсовет» Ненецкого атомного округа.
ФИО7 с 2001 года состояла в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ.
08 июля 2008 года ФИО7, Виноградовой Г.Д. и Виноградовой (Исуповой) М.А. дано обязательство в двухмесячный срок с даты приобретения ими жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата освободить занимаемое ими по договору социального найма жилое помещение, расположенное по адресу: НАО, <адрес>, состоящего из двух комнат, площадью 39,2 кв.м. в связи с предоставлением государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Таким образом, суд приходит к выводу, что дано обязательство о сдаче всех жилых помещений, расположенных в <адрес>.
На основании распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ Управления строительства и ЖКХ НАО ФИО7 выдан государственный жилищный сертификат, удостоверяющий право на получение средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья в <адрес> в размере 3 225 600 руб., рассчитанная исходя из норматива общей площади жилого помещения на 2 человек, с учетом члена семьи – Виноградовой Г.Д.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умерла.
Как установлено судом до настоящего времени, не смотря на получение социальной выплаты и приобретения жилого помещения на территории <адрес>, ответчик Виноградова Г.Д. обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: НАО, <адрес> не исполнила, жилое помещение не освободила, остается зарегистрированной по указанному адресу. Доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.
Ответчик Виноградова Г.Д., с учетом которой в качестве члена семьи ФИО7 рассчитана жилищная субсидия, самостоятельно определила судьбу своих прав в отношении спорной квартиры, приняв на себя обязательство в двухмесячный срок с даты приобретения жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата расторгнуть договор социального найма и освободить занимаемое ею по договору социального найма жилое помещение, однако данное обязательство не выполнила.
Данное обязательство по своей правовой природе является сделкой, направленной на исполнение сделки по выдаче государственной жилищной субсидии.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением (ст. 288 ГК РФ).
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
На основании ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования администрации МО «Пешский сельсовет» <адрес> о признании Виноградовой Г.Д. утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес>.2 является законным и обоснованным.
В свою очередь, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца к Исуповой М.А. о выселении из <адрес> д.<адрес> поскольку в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении социальной выплаты не значилась, и применительно к целям предоставления государственного жилищного сертификата не являлась членом семьи ФИО7, тогда как последней произведена социальная выплата на приобретение жилого помещения на одного человека, в связи с чем, оснований для утраты ею права пользования данным жилым помещением не имеется.
Разрешая требования истца о выселении Исуповой М.А. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке.
Статьей 51 ЖК РФ установлены критерии признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно ст.67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц.
На основании ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
Наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы (ст.70 ЖК РФ).
Согласно ч.5 ст.83 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживавшего нанимателя.
Поскольку наниматель жилого помещения, расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес> ФИО7 умерла, таким образом отношения из договора найма жилого помещения прекратились.
При этом на момент смерти нанимателя в указанное жилое помещение с соблюдением процедуры, предусмотренной ст.70 ЖК РФ Исупова М.А. не вселялась. Доказательств обратного суду не предоставлено.
Исходя из положений Главы 7 Жилищного кодекса РФ, устанавливающей основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также положений Главы 8 Жилищного кодекса РФ, определяющей основные положения заключения договора социального найма жилого помещения, права и обязанности нанимателя жилого помещения и членов его семьи, следует, что действующим жилищным законодательством не предусмотрена возможность одному и тому же лицу являться пользователем в качестве нанимателя либо члена его семьи одновременно по двум договорам социального найма двумя разными жилыми помещениями
По смыслу вышеперечисленных норм права, основанием для предоставления жилого помещения является нахождение лица на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В свою очередь, судом установлено, что Исупова М.А. имеет право пользования на условиях договора социального найма другим жилым помещением, расположенным по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес>.
Также суду не представлено доказательств признания ответчика Исуповой М.А. и нахождения ее на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчик Исупова М.А. занимает жилое помещение по адресу: <адрес> без установленных на то законом оснований, суд приходит к выводу о ее выселении из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина от уплаты которой истец был освобожден в размере по 300 рублей 00 копеек.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░» <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░» <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░> «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░) 00 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░> «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░) 00 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░