по делу №2а-247/2023
УИД: 73RS0003-01-2022-002584-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ульяновск 02 февраля 2023 года
Железнодорожный районный суд города Ульяновска в составе председательствующего судьи Резовского Р.С.,
при секретаре Андросовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административно дело по административному исковому заявлению прокурора Железнодорожного района города Ульяновска, действующего в интересах неопределённого круга лиц к администрации города Ульяновска и Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о понуждении к определенным действиям
УСТАНОВИЛ
Прокурор Железнодорожного района города Ульяновска обратился в Железнодорожный районный суд города Ульяновска с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска о признании бездействий незаконными и возложении обязанности принять меры по образованию земельного участка под многоквартирным домом.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Железнодорожного района города Ульяновска при осуществлении мероприятий в сфере надзора за исполнением федерального законодательства было установлено ненадлежащее исполнение должностными лицами администрации города Ульяновска возложенных на них полномочий по постановке на кадастровый учет земельных участков. Так, проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований закона земельный участок под многоквартирным домом №8а по улице Кольцевой города Ульяновска до настоящего времени не образован, таким образом обязанность по образованию земельного участка, предусмотренная действующим законодательством, администрацией города Ульяновска не исполнена. Осуществить государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом можно только после его образования МО «город Ульяновск.
На основании изложенного, ссылаясь на положения статей 11.3, Земельного кодекса, статей 1, 8, 41, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, стать 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прокурор Железнодорожного района города Ульяновска в исковом заявлении просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выразившееся в непринятии мер по образованию земельного участка под многоквартирным домом №8а по улице Кольцевой города Ульяновска и постановке его на кадастровый учёт и обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» принять меры по образованию земельного участка под многоквартирным домом №8а по улице Кольцевой города Ульяновска и постановке его на кадастровый учёт.
Определением Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 28 декабря 2022 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.
Старший помощник прокурора Железнодорожного района города Ульяновска Чванова Д.Ю. в судебном заседании уточнила исковые требования, указав, что Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Земельный кодекс Российской Федерации внесены изменения. В настоящее время образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории. Подготовка схемы расположения земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, обеспечивается органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанными в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, или собственником (собственниками) помещений в многоквартирном доме. В случае подготовки органом государственной власти или органом местного самоуправления указанной схемы расположения земельного участка срок такой подготовки должен составлять не более трех месяцев. Схема расположения земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, до ее утверждения подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности для утверждения проекта межевания территории. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьёй 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в 3 % 9 указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц. Законом Ульяновской области от 03 июля 2015 года № 85-30 «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» установлено, что уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган Ульяновской области (далее - уполномоченный орган) в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» (далее - органы местного самоуправления) по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Полномочия органов местного самоуправления по принятию решений и совершению иных действий, предусмотренных статьями 11.10, 39.3, пунктом 7 статьи 39.5 (в отношении некоммерческих организаций, созданных гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами), 39.6, 39.9, 39.10, 39.21, 39.23 и 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации и связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляются уполномоченным органом с 1 января 2016 года в случае, если указанные решения и действия должны быть приняты (совершены) на основании заявлений, поступивших в 4 % 9 уполномоченный орган после дня вступления настоящего Закона в силу. Если указанные решения и действия должны быть приняты (совершены) на основании заявлений, поступивших до дня вступления настоящего Закона в силу в органы местного самоуправления, то такие решения и действия должны быть приняты (совершены) соответствующими органами местного самоуправления без учета установленного настоящим Законом перераспределения полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 № 1/51-П «О Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области» предусмотрено, что Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области является исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками, находящимся в государственной собственности Ульяновской области, управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством, а также осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности. На основании изложенного просила суд обязать Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области принять меры по образованию земельного участка под многоквартирным домом 8а по улице Кольцевой в городе Ульяновске и постановке его на кадастровый учёт.
Представитель администрации города Ульяновска Бодунова Т.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований и просил суд отказать в иске, указав, что администрация города Ульяновска свою обязанность по образованию земельного участка под многоквартирным домом 8а по улице Кольцевой города Ульяновска уже исполнила. Рассматриваемый земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, ему был присвоен кадастровый номер 73:24:010909:88. Впоследствии земельный участок под многоквартирным жилым домом был снят с кадастрового учета. Причиной послужило отсутствие в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на земельный участок. Полагает, что, нарушение прав собственников помещений рассматриваемого многоквартирного дома повлекло не бездействие администрации города Ульяновска, а действия Росреестра. Кроме того, полагает, что прокурором Железнодорожного района города Ульяновска пропущен срок обращения в суд. Также считает, что у администрации отсутствует обязанность утверждения проекта межевания территории в целях образования земельного участка. Административным истцом не учтено, что бюджетом муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 07 декабря 2022 года № 144, не предусмотрены денежные средства на разработку проекта межевания указанной территории. Кроме того земельный участок под многоквартирным жилым домом может быть образован не только на основании проекта межевания территории, но и на основании схемы расположения земельного участка. Полагает, что административным истцом не представлено доказательств наличия необходимой совокупности обстоятельств для удовлетворения требований. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Представители Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Шамсутдинова Л.М. и Борисова А.О. с исковыми требованиями также не согласилась, считая их незаконными. В обоснование своих возражений указала, что ранее уполномоченным на то органом исполнительной власти Ульяновской области земельный участок под многоквартирным жилым домом был сформирован и поставлен на кадастровый учет, что свидетельствует об исполнении требований закона и отсутствия факта бездействия органа исполнительной власти Ульяновской области. Снятие земельного участка с кадастровым номером 73:24:010909:8 с кадастрового учета свидетельствует о технической ошибке, произведенной Управлением Россреестра по Ульяновской области, что может быть устранено путем его восстановления в Едином государственном реестре недвижимости. Просит учесть, что собственники помещений жилого дома по адресу: город Ульяновск, улица Кольцевая, дом №8А в Министерство с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не обращались. Многоквартирный дом, является самостоятельным объектом капитального строительства, для эксплуатации которого необходим земельный участок, на который у собственников помещений многоквартирного дома возникает право собственности в силу закона. Кроме того, указала, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области подготовки схемы расположения земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом.
Представители привлеченных к участию в качестве заинтересованных лиц, филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Авион» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения были своевременно и надлежащим образом уведомлены, о причинах неявки суду ничего не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обращались.
В силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, не признавая явку сторон обязательной, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон
Выслушав явившиеся стороны, исследовав и оценив в совокупности в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации все представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что требования прокурора Железнодорожного района города Ульяновска обоснованы, законны и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьями 21 и 26 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8, часть 2); право частной собственности охраняется законом, и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, части 1 и 2); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется ее собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36).
Земельное законодательство согласно положениям статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации основывается, в частности, на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Признание на конституционном уровне права частной собственности на землю обусловило закрепление в Земельном кодексе Российской Федерации в числе принципов, на которых основываются акты земельного законодательства, единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; согласно этому принципу все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).
В судебном заседании установлено, что 29 марта 2005 года между администрацией города Ульяновска (арендодатель) и ГУ-ОКС УИН Минюста России по Ульяновской области (арендатор) заключен договор аренды земельного участка №24-1-011521, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 2544,1 квадратных метров находящийся по адресу: город Ульяновск, 15 квартал «Юг» (севернее территории школы №58) в Железнодорожном районе, для выполнения изыскательских работ, строительства многоквартирного жилого дома.
30 марта 2005 года между ГУ-ОКС УИН Минюста России по Ульяновской области и ЗАО «Строительная корпорация» заключен договор субаренды вышеуказанного земельного участка.
ЗАО «Строительная корпорация» было выдано разрешение №RU 73304000-279 на строительство 35-квартирного жилого дома по адресу: город Ульяновск, улица Кольцевая, дом №10, сроком до 24 ноября 2009 года.
18 декабря 2008 года ЗАО «Строительная корпорация» было выдано разрешение №RU73304000-232 на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, с присвоением ему адреса: город Ульяновск, улица Кольцевая, дом №8А.
Из материалов дела следует, что сведения о многоквартирном доме с кадастровым номером 73:24:010909:131, расположенном по адресу: Ульяновская область, город Ульяновск, улица Кольцевая, дом №8А, площадью - 2600,9 квадратных метров, назначением, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 15 ноября 2011 года.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 73:24:010909:88, расположенном по адресу: Ульяновская область город Ульяновск, Железнодорожный район 15 квартал «Юг» (севернее территории школы №58), площадью - 2544,1 квадратных метров, категорией земель — земли населенных пунктов, разрешенным использованием - для выполнения изыскательных работ для строительства многоквартирного жилого дома, были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 26 марта 2007 года по заявлению УФСИН по Ульяновской области.
Как установлено в судебном заседании, и подтверждается материалам дела, 27 сентября 2019 года сведениям о земельном участке с кадастровым номером 73:24:010909:88 присвоен статус «архивные».
Статус «архивная» присваивается неактуальной на любой текущий момент времени записи о характеристиках объекта недвижимости в связи со снятием с учета объекта недвижимости.
Согласно сведениям филиала ФГБУ «ФПК Росреестра» по Ульяновской области, а также сведения Управления Россреестра по Ульяновской области статус «архивные» был присвоен сведениям о земельном участке с кадастровым номером 73:24:010909:88 в связи с отсутствием в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правах и ограничениях прав в отношении данного земельного участка, а также о наличии на земельном участке объектов недвижимости.
Указанные действия были регламентированы пунктом 181 Приказа Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года N 943, действовавшего на момент присвоения сведения о земельном участке статуса «архивные».
Реализуя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П указал, что собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован и в отношении которого не проведен государственный кадастровый учет, фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован; их обращение с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1).
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2).
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3).
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законом, проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. С заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа.
Частью 4.1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ.
Нормы Гражданского и Жилищного кодексов в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, разъяснены в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление N 10/22).
Так, согласно пункту 67 указанного Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Вступившим в силу с 1 июля 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 478-ФЗ внесены изменения в отдельные акты Российской Федерации, в том числе в статью 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 4 часть 3) и в часть 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ которые по прежнему возлагают в целях образования такого земельного участка обязанность совершения всех необходимых действий, предусмотренных законом на уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления в том числе, утверждение в порядке, установленном законом, проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
При этом, статья 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 478-ФЗ) дополнена пунктом 2.1, согласно которому подготовка схемы расположения земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, обеспечивается органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанными в статье 39.2 настоящего Кодекса, или собственником (собственниками) помещений в многоквартирном доме. В случае подготовки органом государственной власти или органом местного самоуправления указанной схемы расположения земельного участка срок такой подготовки должен составлять не более трех месяцев. Схема расположения земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, до ее утверждения подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности для утверждения проекта межевания территории.
На основе толкования норм частей 1, 3 - 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с учетом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П, следует, что законом обязанность обеспечить формирование и постановку на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами возложена на те органы публичной власти, к компетенции которых, установленной актами, определяющими статус этих органов, отнесены функции по формированию земельных участков (то есть уполномоченные формировать земельные участки органы определяются не наличием у них гражданско-правовых полномочий своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности собственника земельного участка от имени того или иного публичного образования применительно к части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, а наличием у них публично-правовых полномочий обеспечивать выполнение действий юридического и технического характера по формированию и кадастровому учету земельных участков безотносительно к их принадлежности к тому или иному уровню публичной собственности).
03 июля 2015 года Законодательным Собранием Ульяновской области принят Закон Ульяновской области N 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области».
Согласно статье 2 (части 1) указанного закона, уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти (далее - уполномоченный орган) в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ульяновской области (далее - органы местного самоуправления) по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Днем начала осуществления уполномоченным органом указанных полномочий органов местного самоуправления является 01 января 2016 года, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи (часть 2).
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона Ульяновской области от 03 июля 2015 года N 85-ЗО полномочия органов местного самоуправления по принятию решений и совершению иных действий, предусмотренных статьями 11.10, 39.3, пунктом 7 статьи 39.5 (в отношении некоммерческих организаций, созданных гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами), 39.6, 39.9, 39.10, 39.21, 39.23 и 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации и связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляются уполномоченным органом с 01 января 2016 года в случае, если указанные решения и действия должны быть приняты (совершены) на основании заявлений, поступивших в уполномоченный орган после дня вступления настоящего Закона в силу. Если указанные решения и действия должны быть приняты (совершены) на основании заявлений, поступивших до дня вступления настоящего Закона в силу в органы местного самоуправления, то такие решения и действия должны быть приняты (совершены) соответствующими органами местного самоуправления без учета установленного настоящим Законом перераспределения полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Указом Губернатора Ульяновской области от 01 ноября 2018 года N 105 «О мерах по совершенствованию деятельности, исполнительных органов государственной власти» полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах МО «город Ульяновск» переданы Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области.
На основании Указа Губернатора Ульяновской области от 10 декабря 2021 года №118, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области было упразднено и образовано Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, которому перешли все права и обязанности.
Постановление Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года N 1/51-П утверждено Положение о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, согласно которому Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками, находящимся в государственной собственности Ульяновской области, управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством, а также осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности.
Таким образом, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2013 года N 12736/12).
В ходе рассмотрения дела установлено, что в настоящее время полномочия органов местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» по принятию решений и совершению иных действий, предусмотренных статьями 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляет Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, в связи с чем, именно на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в настоящее время возложена обязанность по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом №8а по улице Кольцевой города Ульяновска.
Учитывая, что на соответствующие уполномоченные органы федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, как по заявлению любого собственника помещения дома, так и по собственной инициативе, уполномоченный публичный орган не вправе уклоняться от исполнения указанной обязанности.
Доводы представителей администрации города Ульяновска и Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о том, что ранее указана обязанность уже была осуществлена, судом во внимание не принимаются, поскольку противоречат материалами дела.
Как уже было отмечено ранее, земельный участок с кадастровым номером 73:24:010909:88 был сформирован УФСИН по Ульяновской области, при этом сведения о земельном участке с кадастровым номером 73:24:010909:88, были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 26 марта 2007 года также по заявлению УФСИН по Ульяновской области.
При постановке земельного участка на кадастровый учет, был определен вид разрешенного использования земельного участка - для выполнения изыскательных работ для строительства многоквартирного жилого дома.
При этом, разрешение на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию было выдано только 18 декабря 2008 года, а сведения о многоквартирном доме были внесены в Единый государственный реестр недвижимости только 15 ноября 2011 года.
Формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка его арендатором - УФСИН по Ульяновской области, с целью выполнения изыскательных работ для строительства, не свидетельствует о выполнении органами государственной власти или органами местного самоуправления обязанности по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, поскольку на тот момент многоквартирный дом возведен не был.
Ссылка административных ответчиков на то, что в силу пункта 2.1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме не лишены возможности самостоятельной подготовки схемы расположения земельного участка под многоквартирным жилым домом, правового значения в рассматриваемом случае также не имеет, так как подготовка названной схемы является правом собственников помещений многоквартирного жилого дома и не освобождает орган местного самоуправления от обязанности образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, по своей инициативе, даже при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ.
Из указанного следует, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, на которые возложена обязанность формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет, не вправе перекладывать указанную обязанность на собственников помещений в многоквартирном доме.
Уклонение от исполнения вышеуказанной обязанности, нарушает права и законные интересы собственников помещений многоквартирного дома, создавая препятствия в реализации ими принадлежащих прав общей долевой собственности.
Также судом отклоняются доводы о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, поскольку обязанность по формированию земельного участка и постановки его на кадастровый учет сохраняется до настоящего времени. При таких обстоятельствах с учетом положений части 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не усматривает оснований для признания пропущенным срока на обращение в суд.
Согласно части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора Железнодорожного района города Ульяновска, действующего в интересах неопределённого круга лиц к администрации города Ульяновска и Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о понуждении к определенным действиям – удовлетворить частично.
Обязать Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области принять меры по образованию земельного участка под многоквартирным домом №8а по улице Кольцевой города Ульяновска и постановке его на кадастровый учёт.
В удовлетворении административных исковых требований к администрации города Ульяновска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Резовский Р.С.