Дело №(1)/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ город Балашов
Балашовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Климовой С.В.
при секретаре Ширяевой Л.А.
с участием заявителя Волкова В.П., представителя администрации Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности Багаутдинова О.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волкова Виктора Петровича о признании незаконным решения органа местного самоуправления,-
установил:
Волков В.П., с учетом уточнения требований, обратился в суд с заявлением об оспаривании решения администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, выразившееся в письме от 22 июля 2013 г.
В обоснование требований заявитель указал, что 15 июля 2013 года им, как организатором мероприятия, направлено в администрацию Балашовского муниципального района Саратовской области уведомление о согласовании проведения 27 июля 2013 года и 29 июля 2013 года публичного мероприятия - митинга с использованием звукоусиливающей аппаратуры с целями: «Детям войны - Государственную поддержку. Строительству Прихоперского никелевого комбината скажем: «НЕТ». Социально-экономическая, экологическая и политическая ситуация в районе и области. Мы больше не доверяем Е.Ю. Щербаковой и ее компании.» На уведомление было получено письмо из администрации Балашовского муниципального района Саратовской области с предложением об изменении даты, в связи с проведением в заявленное время запланированной Балашовской епархией акции Православного кризисного центра. Волковым В.П. направлено в администрацию Балашовского муниципального района Саратовской области второе уведомление с указанием дат проведения митингов 03 августа 2013 года и 08 августа 2013 года. 22 июля 2013 года в адрес заявителя направлено уведомление администрации Балашовского муниципального района, которое Волков В.П. считает отказом.
В судебном заседании Волков В.П. заявление поддержал, изложив в обоснование вышеуказанные доводы. Волков В.П. считает решение органа местного самоуправления нарушающим гражданские права организатора и участников публичного мероприятия, поскольку в решении не указаны какие-либо подтверждения обоснованности отказа. Фактически вынесением указанного решения созданы препятствия к осуществлению его права на проведение публичного мероприятия, какие-либо ограничения, предусмотренные законодательством для проведения публичного мероприятия.
Представитель администрации Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности Багаутдинов О.Х. просил суд в удовлетворении заявления отказать, мотивируя позицию тем, что администрация Балашовского муниципального района Саратовской области Волкову В.П., как организатору публичного мероприятия, не отказывала в проведении митингов, а в письменном ответе рекомендовала перенести дату проведения митингов на более поздний срок, так как в обозначенные Волковым В.П. даты в городе проводятся массовые мероприятия в рамках празднования Дня воздушно-десантных войск и Дня железнодорожника.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд делает вывод об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 15 июля 2013 года Волковым В.П. как организатором публичного мероприятия в администрацию Балашовского муниципального района Саратовской области представлены уведомления о проведении публичных мероприятий в виде митинга с использованием звукоусиливающей аппаратурой 27 июля 2013 года с 17.00 до 18.30 на Центральной площади г.Балашова и 29 июля 2013 года с 17.00 до 18.30 у ДК «Текстильщик» г.Балашова.
Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области на уведомление заявителя в ответе от 17 июля 2013 года предложила изменить дату проведения данных мероприятий.
Изменение даты проведения мероприятий было связано с тем, что на заявленное время Балашовской епархией запланирована акция Православного кризисного центра «С верой в жизнь!».
На данное предложение 18 июля 2013 г. от Волкова В.П. поступило письмо, в котором просит внести изменения в ранее поданные заявки на митинги в связи со сложившейся напряженной обстановкой: на Центральной площади г.Балашова в 17.00 с 27 июля 2013 года перенести на 03 августа 2013 года, у ДК «Текстильщик» в 17.00 с 29 июля 2013 года перенести на 05 августа 2013 года.
22 июля 2013 администрацией Балашовского муниципального района Саратовской области Волкову В.П. направлен письменный ответ, в котором рекомендовано пересмотреть цели заявленных публичных мероприятий и даты проведения митингов на более поздний срок, так как в городе проводятся массовые мероприятия в рамках празднования Дня воздушно-десантных войск и Дня железнодорожника.
По мнению заявителя, ответ администрации от 22 июля 2013 года по существу является отказом в согласовании дат проведения митингов.
Суд делает вывод о том, что ответ администрации не является отказом в проведении публичного мероприятия, потому как содержит лишь мотивированное предложение об изменении дат проведения публичного мероприятия.
Пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требования настоящего Федерального закона.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (в ред. от 09.02.2012 года), исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.
Принимая решение, суд руководствуется положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции РФ, Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Закона Саратовской области от 17 ноября 2004 года "О порядке подачи уведомления о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" и пришел к выводу, что администрация Балашовского муниципального района Саратовской области действовала в пределах своих полномочий, мотивированно предложила заявителю изменить даты проведения мероприятия и не нарушала прав последнего.
В соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
Организатор публичного мероприятия обязан не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пп. 2 п. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.
При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").
В силу ст. 1, ч. 3 ст. 6, ч.1 ст. 8, п. 2 ч. 1, 5 ст. 12, п. 3 ст. 14Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ законодательство субъектов Российской Федерации в области обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований полномочиями по определению порядка проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования, одновременно определяет требования к проведению таких мероприятий, соблюдение которых - безусловная обязанность всех субъектов данных правоотношений.
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (п. 5 ст. 5 Закона).
Проверяя обоснованность предложения со стороны администрации Волкову В.П. об изменении дат проведения публичного мероприятия, предложенного заявителем, суд установил объективные причины невозможности согласования даты его проведения. Планируемое заявителем проведение митинга в указанные даты будет создавать препятствия для проведения праздничных мероприятий и может нарушить интересы граждан, не участвующих в публичном мероприятии, а принимавших участие в праздничных мероприятиях.
Ответ дан заявителю в установленные сроки и содержит обоснование невозможности проведения мероприятия в требуемое время (дата), в нем мотивировано предложение по изменению даты проведения публичного мероприятия, что свидетельствует о соблюдении конституционных прав и законных интересов заявителя.
Закон, предусматривая полномочие органов местного самоуправления внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия и указывая на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению. Волков В.П., реализуя свои права при определении даты, места и времени проведения мероприятия, должен со своей стороны также принимать усилия по достижению согласия на основе баланса интересов.
Суд полагает, что иная альтернативная дата для проведения публичного мероприятия соответствовала бы достижению правомерных целей планируемого мероприятия и отвечала его социально-политическому значению, при этом сама по себе дата проведения мероприятия никаким образом не ограничивает участников демонстрации на свободу выражения и формирования своего мнения.
Таким образом, суд делает вывод о том, что обжалуемый ответ, направленный заявителю, органом местного самоуправления, конституционные права и законные интересы заявителя не нарушает, администрация района, действуя в пределах своей компетенции, выполнила возложенные на нее ст. 12 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" обязанности, а именно, не согласовав дату проведения публичного мероприятия, указанный в уведомлениях, в установленные законом сроки мотивированно предложила определить другую дату для проведения мероприятия.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявления Волкова Виктора Петровича о признании незаконным решения органа местного самоуправления, выразившееся в письме от 22 июля 2013 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Балашовский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ).
Председательствующий С.В. Климова