Дело № 2-413/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Череповец 13 июля 2015 года
Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:
судьи Скородумовой Л.А.,
при секретаре Викторовой Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мазаляускаса А.К. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Минобороны России, Департаменту жилищного обеспечения Минобороны России, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
на основании типового договора найма служебного жилого помещения от <дата> № ХХ на время действия трудового договора Мазаляускаса А.К. отделом хранение горючего (обособленный) базы комплексного хранения войсковой части <№> предоставлена во владение и пользование за плату квартира <адрес>.
Совместно с Мазаляускасом А.К. в указанное жилое помещение вселены и проживают с <дата> супруга Гаваева А.В. и дочь М., <дата> года рождения.
<дата> распоряжением Правительства Российской Федерации № 1470-р поселок <адрес> исключен из списка закрытых военных городков.
Ссылаясь на неправомерность отказа в приватизации указанного жилого помещения, Мазаляускас А.К. обратился в суд с иском к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, о признании за ним права собственности в порядке приватизации на квартиру <адрес>.
Определениями суда от 19.03.2015 и 14.05.2015 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Департамент имущественных отношений Минобороны России, Департамент жилищного обеспечения Минобороны России, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России.
В судебном заседании истец Мазаляускас А.К. исковые требования просил удовлетворить. Суду пояснила о том, что ранее он участия в приватизации не принимал, иного жилья в собственности не имеет.
Третье лицо Гаваева А.В. с исковыми требованиями согласилась.
Представители ответчиков Департамента имущественных отношений Минобороны России, Департамента жилищного обеспечения Минобороны России, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Согласно представленным отзывам просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица администрации Ирдоматского сельского поселения Череповецкого района Вологодской области, извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Суд, заслушав истца, третье лицо, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, предметом спорных правоотношений является двухкомнатная квартира <адрес>.
Указанная квартира была предоставлена работающему на основании трудового договора в войсковой части № <№> Мазаляускасу А.К.
<дата> с истцом в отношении жилого помещения заключен типовой договор № ХХ найма служебного жилого помещения на период трудовых отношений с отделом хранение горючего (обособленный) базы комплексного хранения войсковой части <№>.
Согласно справке администрации Ирдоматского сельского поселения от <дата> № ХХ в указанном жилом помещении зарегистрированы с <дата> супруга истца и его несовершеннолетняя дочь.
Согласно выписке из реестра федерального имущества вышеуказанный <адрес> находится на балансе ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 № 752-р <адрес> отнесен к числу закрытых военных городков.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от <дата> № 1470-р внесены изменения в раздел «Вооруженные Силы Российской Федерации» Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, из подраздела «Вологодская область» исключена позиция «<адрес>».
В силу «Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов находится у них на правах хозяйственное ведения или оперативного управления.
На основании подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» от 25.11.1996 № 1592 поручено Правительству Российской Федерации в целях приведения процесса военного строительства в Российской Федерации в соответствие с реальной социально- экономической и военно-политической обстановкой в государстве в срок до 01.01.2005 передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (за исключением объектов социальной инфраструктуры закрытых военных городков, не имеющих органов местного самоуправления), находящиеся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Во исполнение названного Указа Президента принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1131 от 06.10.1999 (действовавшее до 14.07.2006) «О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность», которым предусмотрена возможность передачи объектов социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, в том числе жилищного фонда (социального использования), находящихся в федеральной собственности в муниципальную собственность.
Перечни объектов социальной инфраструктуры, подлежащих передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, составляются органами субъектов Российской Федерации по управлению имуществом по представлению органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, согласованному с органами местного самоуправления.
В отношении спорного жилого помещения указанные обстоятельства отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан Российской Федерации, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 4 названного Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
Следовательно, в силу прямого указания в законе, с учетом особого статуса служебного жилого помещения, разрешение вопроса о передаче его в собственность граждан зависит от волеизъявления собственника служебного жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В соответствии с действующим жилищным законодательством служебные жилые помещения могут быть предоставлены как военнослужащим по месту военной службы в связи с прохождением ими военной службы, так и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, состоящему в трудовых отношениях с воинскими частями, учреждениями и организациями Министерства обороны Российской Федерации, не имеющим жилых помещений для проживания в соответствующем населенном пункте по месту военной службы, работы, по решению собственника этих жилых помещений (действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 № 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, в соответствии с которой, полномочия по признанию военнослужащих нуждающимися в получении служебных жилых помещений возложены на специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, которыми в силу Приказа Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 № 1455 являются региональные управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Специализированные жилые помещения указанным выше категориям граждан предоставляются по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям.
Положениями частей 1, 3 статьи 92, части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что служебные жилые помещения отнесены к одному из видов жилых помещений специализированного жилищного фонда. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42.
Подпунктом «м» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Между тем каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Между тем, решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, Мазаляускасу А.К. на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Указанная квартира предоставлена истцу во временное пользование на время трудовых отношений с войсковой частью, на основании договора найма служебного жилого помещения, который в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан.
Принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы, а также то, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью, является служебным и могло быть предоставлено только на условиях найма служебного жилого помещения, при этом его статус как служебного в связи с нахождением на территории открытого военного городка не изменился, собственником решение об отчуждении квартиры в порядке приватизации не принималось, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.07.2015.
░░░░░
░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░