РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Ермишь 20 августа 2015 года
Кадомский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Коробковой О.Н.,
с участием заместителя прокурора Ермишинского района Рязанской области Цунаева И.А.,
при секретаре Куниной М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда р.п. Ермишь Рязанской области дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ермишинского района Цунаева И.А. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Ермишинский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным бездействия и понуждении к проведению предварительного отбора участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям, и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Ермишинского района Рязанской области Цунаев И.А. обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Ермишинский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным бездействия и понуждении к проведению предварительного отбора участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям, и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
В обоснование заявленных требований заместитель прокурора указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования - Ермишинский муниципальный район Рязанской области федерального законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п.п. 7 и 21 части 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п/п «б», «г» п. 7 ч.1 ст. 45 «Устава муниципального образования - Ермишинский муниципальный район» к полномочиям администрации Ермишинского муниципального района относятся, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории Ермишинского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 80 Федерального закона N 44-ФЗ в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее также - перечень поставщиков) в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок. Перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора. В случае, если до даты проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник закупки, перечень поставщиков подлежит обновлению не позднее чем через сорок пять дней с даты исключения предпоследнего участника закупки из этого перечня поставщиков.
Проверкой установлено, что в 2015 году администрацией муниципального образования - Ермишинский муниципальный район предварительный отбор участников размещения заказа в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии с процедурой, предусмотренной вышеуказанными Федеральными законами, не проводился (информация от ДД.ММ.ГГГГ № администрации муниципального образования - Ермишинский муниципальный район).
Таким образом, не исполняя возложенные государством на орган местного самоуправления обязанности в сфере защиты территории и населения от чрезвычайных ситуаций, администрация муниципального образования ставит под угрозу право граждан на защиту от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также на своевременную помощь.
Установить круг лиц, права и интересы которых нарушаются в настоящее время и будут нарушаться в будущем, привлечь таких лиц в процесс в качестве истцов, указать их в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении гражданского дела не представляется возможным.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьями 11, 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В силу положений части 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В связи с изложенными обстоятельствами заместитель прокурора Ермишинского района Рязанской области Цунаев И.А. просит:
- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Ермишинский муниципальный район Рязанской области по не проведению предварительного отбора участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям, и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
- обязать администрацию муниципального образования - Ермишинский муниципальный район Рязанской области провести предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям, и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
- в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение месяца с момента вступления решения суда в силу.
Заместитель прокурора Ермишинского района Рязанской области Цунаев И.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и по тем же основаниям, просит установить ответчику срок для исполнения решения – один месяц с момента вступления решения суда в законную силу, полагает, что данный срок достаточен для устранения выявленных нарушений.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования – Ермишинский муниципальный район Рязанской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен своевременно, надлежащим образом, от представителя ответчика – главы администрации Чаруйской Т.М. в суд поступило заявление о рассмотрении дела без их участия, из которого следует, что она признает исковые требования и просит установить срок исполнения решения суда – 2 месяца.
Выслушав объяснения заместителя прокурора Цунаева И.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.п. 8 и 23 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п/п «б», «г» п. 7 ч. 1 ст. 45 Устава муниципального образования - Ермишинский муниципальный район к полномочиям администрации Ермишинского муниципального района относятся, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории Ермишинского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 80 вышеуказанного Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг. По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок. Перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора. В случае, если до даты проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник закупки, перечень поставщиков подлежит обновлению не позднее чем через сорок пять дней с даты исключения предпоследнего участника закупки из этого перечня поставщиков.
На основе анализа вышеуказанных нормативно – правовых актов суд приходит к выводу, что администрация муниципального образования – Ермишинский муниципальный район Рязанской области обязана в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера ежегодно проводить предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.
В судебном заседании установлено, что в июле 2015 года прокуратурой Ермишинского района Рязанской области проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования - Ермишинский муниципальный район Рязанской области федерального законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Проверкой установлено, что в 2015 году администрацией муниципального образования - Ермишинский муниципальный район Рязанской области предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг, в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии с процедурой, предусмотренной ст. 80 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не проводился.
Указанные обстоятельства подтверждаются письмом заместителя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, письмом администрации муниципального образования - Ермишинский муниципальный район № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7, 8).
Таким образом, не исполняя возложенные государством на орган местного самоуправления обязанности в сфере защиты территории и населения от чрезвычайных ситуаций, администрация муниципального образования – Ермишинский муниципальный район ставит под угрозу право граждан на защиту от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также на своевременную помощь при указанных ситуациях.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что бездействие ответчика по вопросу определения предварительного отбора участников закупки является незаконным, в связи с чем считает необходимым обязать администрацию муниципального образования - Ермишинский муниципальный район Рязанской области в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера провести предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг, установив для исполнения указанной обязанности срок один месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд полагает, что указанный срок для исполнения данной обязанности ответчиком является разумным и достаточным.
Суд принимает признание иска представителем ответчика Чаруйской Т.М. поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Ответчик - администрация муниципального образования – Ермишинский муниципальный район Рязанской области как орган местного самоуправления на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождена от уплаты государственной пошлины.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Ермишинского района Цунаева И.А. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Ермишинский муниципальный район Рязанской области удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования – Ермишинский муниципальный район Рязанской области, выразившееся в не проведении в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера предварительного отбора участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Обязать администрацию муниципального образования – Ермишинский муниципальный район Рязанской области в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера провести предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Кадомский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья О.Н. Коробкова