Дело № 3а-501/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2016 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Леганова А.В.,
при секретаре Казаковой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску < Н. > об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и об определении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
установил:
< Н. > обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, площадью 45003 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, АДРЕС в размере его рыночной стоимости.
Согласно данным Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером НОМЕР составляет <...1>
Истец указывает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости являются недостоверными и нарушают его права и затрагивают законные интересы, поскольку кадастровая стоимость значительно превышает рыночную.
В судебное заседание 25 июля 2016 года лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании определения суда от 25 июля 2016 года настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Проверив доводы административного искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
Как следует из материалов дела, административный истец на основании постановления администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от ДАТА НОМЕР, в соответствии с договором аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности НОМЕР от ДАТА, является арендатором земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, площадью 45003 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, АДРЕС, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства производственной базы.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка, согласно кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, определена на 1 января 2011 года и составляет <...1>
В ходе рассмотрения административного иска суд установил, что в производстве Краснодарского краевого суда находилось дело № 3а-254/2016 по административному исковому заявлению < Н. > об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 26 ноября 2015 года № 47/18.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю от 26 ноября 2015 года № 47/18, заявление представителя < Н. > по доверенности < П. > о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером НОМЕР, отклонено, поскольку установлено отличие рыночной стоимости здания от его кадастровой стоимости, по состоянию на 1 января 2011 года, более чем на 30 процентов, а именно на 72 процента.
Определением от 25 апреля 2016 года по делу №3а-254/2016 отчет об определении рыночной стоимости земельного участка, представленный административным истцом в Комиссию, а также на который административный истец ссылается в административном исковом заявлении по настоящему делу, направлен на экспертизу с целью разрешения вопроса о его соответствии законодательству об оценочной деятельности в Российской Федерации.
В рамках настоящего производства в судебном заседании 18 июля 2016 года судом принято процессуальное решение о приобщении к материалам административного дела для обозрения в судебном заседании материалы административного дела № 3а-254/2016 по административному исковому заявлению < Н. > об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 26 ноября 2015 года № 47/18.
В судебном заседании 25 июля 2016 года суд исследовал материалы дела, материалы административного дела № 3-254/2016 также обозревались судом, в том числе, заключение эксперта НОМЕР, которым согласно выводам по поставленному вопросу о рыночной стоимости, установлена стоимость земельного участка с кадастровым номером НОМЕР в размере <...2>
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьёй 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, экспертное заключение содержит расписки экспертов о том, что они предупреждены об уголовной ответственности по указанной статье Уголовного кодекса Российской Федерации.
Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости земельных участков от ряда актуальных факторов.
Данных об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, что могло бы поставить под сомнение достоверность выводов судебного эксперта о размере рыночной стоимости спорных объектов оценки на дату определения кадастровой стоимости, лицами участвующими в деле, возражавшими против удовлетворения заявленных требований, не представлено, ходатайств о проведении повторной судебной экспертизы на предмет определения данного показателя не заявлялось.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
При данных обстоятельствах, заключение эксперта ООО «Легал Сервис» № НОМЕР об определении рыночной стоимости земельного участка является достоверным, допустимым и достаточным доказательством размера рыночной стоимости объекта оценки.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определённая судебным экспертом рыночная стоимость земельного участка является достоверной.
Учитывая изложенное, суд считает, что истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности истца как арендатора данного земельного участка.
При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные фактические требования суд считает возможным удовлетворить административный иск и установить в отношении земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, площадью 45003 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, АДРЕСГ, кадастровую стоимость, равной его рыночной стоимости в размере – <...2>
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методом массовой оценки, но не исключающее использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу (Определение от 01 марта 2011 года № 280-О-О и др.).
Не лишает налогоплательщика права на установление кадастровой стоимости такого объекта в размере, равном ее рыночной стоимости, также как и права оспаривать в целях защиты своих интересов недостоверные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, ему принадлежащего, или ошибки в кадастровых сведениях (Определение Конституционного суда РФ № 1555-0 от 03.07.2014 года).
Кроме того, суд считает необходимым обратить внимание на то, что установление судом рыночной стоимости земельного участка в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец обратился с настоящим иском в суд 4 июля 2016 года, в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю – 3 ноября 2015 года.
Руководствуясь статьями 64, 150, 175-180, 245-249, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск < Н. > об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и об определении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной – удовлетворить.
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, площадью 45003 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, АДРЕСГ, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2011 года в размере <...2>, на период с 1 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости считать 3 ноября 2015 года.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером НОМЕР.
Решение суда может быть обжаловано в вышестоящую судебную инстанцию в течение 15 дней со дня его принятия.
Судья: