Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-275/2018 ~ М-270/2018 от 22.03.2018

Дело № 2а-275/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 апреля 2018 года город Питкяранта

Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Пуцыкиной Н.Ю.,

при секретаре Рогальской И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Карелия к Дощечко Валентину Леопольдовичу о взыскании задолженности по налогу и пени,

установил:

административный истец обратился в суд по тем основаниям, что Дощечко В.Л. являлся индивидуальным предпринимателем и был обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионной фонд РФ и Фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах. Из административного иска следует, что Дощечко В.Л. имеет задолженность по пеням в размере 8727,04 руб., ему предложено уплатить задолженность в добровольном порядке, о чем заказной почтой направлено требование от 09.01.2017, однако, данное требование не исполнено, в связи с чем административный истец просит взыскать с административного ответчика указанную сумму задолженности. Одновременно административный истец, руководствуясь п. 2 ст. 48 НК РФ, ходатайствует о восстановлении пропущенного срока для взыскания задолженности.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, судебное извещение вручено брату административного ответчика, проживающему с ним совместно, для последующей передачи адресату, что в соответствии с частью 2 статьи 99 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим вручением судебного извещения.

Суд, изучив материалы дела, считает установленными следующие обстоятельства.

В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

На момент возникновения спорных отношений Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее также Закон № 212-ФЗ).

С 1 января 2017 г. данный Закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"), вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса РФ, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

Учитывая, что задолженность у Дощечко В.Л. образовалась за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, считаю необходимым руководствоваться нормами законодательства, регулировавшими порядок исчисления и уплаты страховых взносов до 01 января 2017 года.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов, в связи с чем, обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Частью 8 статьи 16 названного закона установлено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности, включительно. В силу статьи 25 Закона № 212-ФЗ исполнение обязанностей по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Дощечко В.Л. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, ДД.ММ.ГГГГ прекратил деятельность, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.

По состоянию на 09.01.2017 у административного ответчика имелась задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемое на страховую часть трудовой пенсии, на накопительную часть трудовой пенсии.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов в установленный срок были начислены пени в размере 8727,04 руб.

Согласно материалам дела в адрес административного ответчика направлено требование от 09.01.2017 со сроком исполнения до 21.06.2017. Данное требование административным ответчиком в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, п. п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статьей 45 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы ст.48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.

В силу п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, с настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 22 марта 2018 года, то есть с нарушением шестимесячного срока, предусмотренного ч.2 ст. 48 Налогового кодекса РФ.

МИ ФНС России № 5 по РК является юридическим лицом, территориальным органом исполнительной власти, профессиональным участником налоговых правоотношений, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права применительно к положениям статьи 205 Гражданского кодекса Российской Федерации, налоговым органом не представлено, в связи с чем, ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании недоимки удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, в связи с чем, в отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления давности взыскания.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе МИ ФНС России № 5 по РК в удовлетворении административных исковых требований к Дощечко Валентину Леопольдовичу о взыскании задолженности по налогам и пени в связи с пропуском установленного законом срока подачи заявления в отсутствие уважительных для этого причин.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 290 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требованиях Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Карелия к Дощечко Валентину Леопольдовичу о взыскании задолженности по налогу и пени отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца через Питкярантский городской суд Республики Карелия.

Председательствующий                     Н.Ю. Пуцыкина

2а-275/2018 ~ М-270/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИ ФНС России № 5 по Республике Карелия
Ответчики
Дощечко Валентин Леопольдович
Суд
Питкярантский городской суд Республики Карелия
Судья
Пуцыкина Наталья Юрьевна
Дело на странице суда
pitkiaransky--kar.sudrf.ru
22.03.2018Регистрация административного искового заявления
23.03.2018Передача материалов судье
23.03.2018Решение вопроса о принятии к производству
23.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2018Судебное заседание
17.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2018Дело оформлено
18.05.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее