ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
Дзержинского ул., <адрес обезличен>, 355003
тел.: (8652) 71 47 06, факс (8652) 35 60 94
http:// http://lenynsky.stv.sudrf.ru е-mail: lenynsky.stv@sudrf.ru
Дело <номер обезличен>
26RS0<номер обезличен>-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<дата обезличена> <адрес обезличен>
Ленинский районный суд города <адрес обезличен> в составе:
председательствующего судьи Поповой Ю.А.,
при секретаре Огарковой Т.Н.,
с участием старшего помощника Ставропольского транспортного прокурора Барковой О.А., президента общественной организации «Авиационно-спортивный клуб» <адрес обезличен> Кожевникова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Ставропольского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Кожевникову В. И., общественной организации «Авиационно-спортивный клуб» <адрес обезличен>, Д. Д. В. о признании незаконным бездействия по неразработке паспортов безопасности, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Ставропольский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, впоследствии уточненным, к Кожевникову В.И., общественной организации «Авиационно-спортивный клуб» <адрес обезличен>, Д. Д.В. о признании незаконным бездействия по неразработке паспортов безопасности, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование требований указано, что Ставропольской транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения требований законодательства о транспортной безопасности установлено следующее.
<дата обезличена> создана и зарегистрирована Общественная организация «Авиационный спортивный клуб» <адрес обезличен> (ИНН 2634750462, КПП 263401001) (далее АСК СК), президентом и учредителем которой является Кожевников И.В.
В пользовании АСК СК имеются воздушные суда: АН-2 RA-32694, принадлежащее Кожевникову В.И., и АН-2 RA-17880, принадлежащее Д. Д.В.
Воздушное судно АН-2 RA-32694 базируется на посадочной площадке АСК СК - «Верхний Егорлык», расположенной по адресу: <адрес обезличен>.
Воздушное судно включено в сертификат эксплуатанта № АР-6 от <дата обезличена> ООО «Авиахим-Юг», к разрешенным видам работ относятся авиационно-химические работы и лесоавиационные работы.
В соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона от <дата обезличена> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и Приказом Минтранса России от <дата обезличена> <номер обезличен> «Об установлении Перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта» (срок действия до <дата обезличена>) установлен перечень объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию: вертодромы, предназначенные полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов; посадочные площадки, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
К воздушные суднам авиации общего назначения относятся: вертолеты, максимальный взлетный вес которых составляет менее 3100 килограмм включительно; самолеты, максимальный взлетный вес которых составляет менее 5700 килограмм включительно.
В нарушение требований п. 1.3 ст. 9 Федерального закона от <дата обезличена> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и подп. 4 п. 3 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата обезличена> <номер обезличен>, паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортных средств не разработаны и не утверждены.
На воздушные судна АН-2 RA-32694, АН-2 RA-17880 должны быть разработаны паспорта, поскольку одно используется для выполнения авиационных работ в гражданской авиации, другое относится к авиации общего назначения, но его масса более 495 килограмм (постановление Правительства РФ от <дата обезличена> <номер обезличен> «О воздушных судах авиации общего назначения, относимых к транспортным средствам в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности»).
Поскольку посадочная площадка «Верхний Егорлык», расположенная по адресу: <адрес обезличен>, используется не только воздушными суднами авиации общего назначения, а на ней базируется и АН-2 RA-32694, то также необходимо разработать паспорт безопасности.
Ответчиками требования законодательства о транспортной безопасности не исполнены, в связи с чем создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, могут быть нарушены конституционные права граждан на жизнь и здоровье, закрепленные в статьях 20, 41 Конституции РФ.
Ставропольский транспортный прокурор просит признать незаконным бездействие: Кожевникова В.И., Общественной организации «Авиационно - спортивный клуб» <адрес обезличен>, Д. Д.В. по неразработке паспортов безопасности; обязать Кожевникова В.И. разработать паспорт безопасности на ВС Ан-2 RA-32694 в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу и направить на согласование в уполномоченный орган; обязать Д. Д.В. разработать паспорт безопасности на ВС Ан-2 RA 17880 в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу и направить на согласование в уполномоченный орган; обязать Общественную организацию «Авиационно - спортивный клуб» <адрес обезличен> разработать паспорт безопасности на посадочную площадку «Верхний Егорлык», расположенную по адресу: <адрес обезличен>, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу и направить на согласование в уполномоченный орган.
Старший помощник Ставропольского транспортного прокурора Баркова О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Президент общественной организации «Авиационно-спортивный клуб» <адрес обезличен> Кожевников И.В. считал исковые требования правомерными, пояснив, что в добровольном порядке проект паспорта безопасности на посадочную площадку «Верхний Егорлык» уже разработан, однако не направлен в уполномоченный орган ввиду того, что паспорта безопасности на воздушные судна еще не готовы, но находятся в разработке.
Ответчики Кожевников В.И., Д. Д.В. в судебное заседание не явились, судебные извещения, направленные в их адреса, возвращены за истечением срока хранения, что применительно к правилам части 2 статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) считается надлежащим извещением о слушании дела.
С учетом требований части 3 статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Таким образом, обращение прокурора с данным иском в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, является правом прокурора, соответствует его полномочиям.
Пунктом 9 ст. 1 Федерального закона от <дата обезличена> № 16-ФЗ (ред. от <дата обезличена>) «О транспортной безопасности» установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Приказом Минтранса России от <дата обезличена> <номер обезличен> «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта» установлено, что к таким объектам в сфере воздушного транспорта относятся вертодромы, предназначенные полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» закреплено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Статьей 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» установлено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 данного Федерального закона, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Указанные требования включают в себя требования, обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками (в том числе иностранных государств), осуществляющими перевозки из пункта отравления в пункт назначения, расположенные на территории Российской Федерации (каботаж), а также требования, обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками иностранных государств, осуществляющими перевозки в Российскую Федерацию, из Российской Федерации, через территорию Российской Федерации, учитывающие требования, предусмотренные положениями международных договоров Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 3 постановления Правительства РФ от <дата обезличена> <номер обезличен> «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию» установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в соответствии с положениями частей 1.3 и 1.4 статьи 9 Федерального закона разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство воздушного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
Частями 1.3, 1.4 ст. 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» закреплено, что паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта.
Два экземпляра утвержденного паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства и его электронная копия в течение семи дней направляются субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности. Первый экземпляр утвержденного паспорта с отметкой о получении подлежит возврату субъекту транспортной инфраструктуры в течение десяти дней с даты его поступления в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности.
Судом установлено, что Кожевников В.И. является собственником воздушного судна Ан-2 RA-32694, серийный <номер обезличен>Г21158, о чем ему Управлением инспекции по безопасности полетов Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ выдано свидетельство регистрации гражданского воздушного судна <номер обезличен> от <дата обезличена>
Вес указанного воздушного судна составляет 3367 кг.
Согласно свидетельству о государственной регистрации прав на воздушное судно серии АА <номер обезличен> от <дата обезличена>, выданному Федеральным агентством воздушного транспорта Министерства транспорта РФ, Д. Д.В. является собственником самолета типа Ан-2 серийный <номер обезличен>Г20521. Данное воздушное судно имеет регистрационный знак RA-17880.
Вес воздушного судна Ан-2 RA-17880 составляет 3414 кг.
Воздушное судно Ан-2 RA-32694 находится в пользовании общественной организации «Авиационно - спортивный клуб» <адрес обезличен>, базирующейся согласно аэронавигационному паспорту на посадочной площадке «Верхний Егорлык», расположенной по адресу: <адрес обезличен>.
Указанная посадочная площадка размещена на земельном участке федеральной собственности, находящемся в аренде ООО «Раздолье» а основании договора аренды от <дата обезличена> и переданном в субаренду Кожевникову И.В. на основании договора от <дата обезличена>
Общественная организация «Авиационно - спортивный клуб» <адрес обезличен> зарегистрирована <дата обезличена>, президентом и учредителем указанной организации является Кожевников И.В.
В соответствии с Уставом указанная общественная организация создана в целях развития и популяризации авиационных видов спорта <адрес обезличен>.
В ходе проверки исполнения требований законодательства о транспортной безопасности Ставропольской транспортной прокуратурой выявлены нарушения требований указанного выше законодательства, заключающиеся в том, что на транспортные средства - воздушные суда АН-2 RA-32694, АН-2 RA-17880 и объект транспортной инфраструктуры - посадочную площадку «Верхний Егорлык» не разработаны и не утверждены паспорта обеспечения транспортной безопасности.
По выявленным нарушениям прокурор реагировал направлением ответчику общественной организации «Авиационно - спортивный клуб» <адрес обезличен> представления от <дата обезличена> <номер обезличен>, которое оказалось неэффективной мерой прокурорского реагирования.
Территориальным органом федерального органа исполнительной власти – Федерального агентства воздушного транспорта, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации) на территории 2 федеральных округов (ЮФО, СКФО) и 15 субъектов Российской Федерации, является Южное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (сокращенное наименование Южное МТУ Росавиации).
Южное МТУ Росавиации наделено в соответствии с приказом Федерального агентства воздушного транспорта от <дата обезличена> <номер обезличен>-П полномочиями по приему, регистрации и хранению утвержденных субъектом транспортной инфраструктуры паспортов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств воздушного транспорта и обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, расположенных на территории его деятельности.
Вместе с тем, паспорта безопасности на указанные воздушные судна и на посадочную площадку ответчиками, являющимися в силу закона субъектами транспортной инфраструктуры, в Южное МТУ Росавиации не направлены.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными материалами и по существу не оспаривались ответчиками.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способы устранения как обстоятельств, послуживших основанием возникновения опасности причинения вреда, так и самой опасности в целом могут заключаться как в запрещении деятельности, создающей такую опасность, так и в возложении обязанности совершить действия, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность.
Поскольку из материалов дела усматривается, что для устранения требований законодательства о транспортной безопасности необходимо выполнение соответствующих мероприятий, данная обязанность возложена на субъектов транспортной инфраструктуры - Кожевникова В.И., Д. Д.В. как собственников воздушных судов, а также общественной организации «Авиационно - спортивный клуб» <адрес обезличен>, использующей посадочную площадку, однако ответчиками не исполнена, суд признает обоснованными доводы прокурора о том, что бездействие ответчиков, выразившееся в неразработке паспортов безопасности создает угрозу устойчивому и безопасному функционированию транспортной инфраструктуры, интересам личности, общества и государства в сфере транспортной безопасности, что может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью неопределенного круга лиц, в связи с чем заявленные прокурором требования являются правомерными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Ставропольского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Кожевникову В. И., общественной организации «Авиационно-спортивный клуб» <адрес обезличен>, Д. Д. В. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Кожевникова В. И., общественной организации «Авиационно - спортивный клуб» <адрес обезличен>, Д. Д. В. по неразработке паспортов безопасности.
Обязать Кожевникова В. И. разработать паспорт безопасности на воздушное судно Ан-2 RA-32694 в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу и направить на согласование в уполномоченный орган - Южное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.
Обязать Д. Д. В. разработать паспорт безопасности на воздушное судно Ан-2 RA 17880 в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу и направить на согласование в уполномоченный орган - Южное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.
Обязать Общественную организацию «Авиационно - спортивный клуб» <адрес обезличен> разработать паспорт безопасности на посадочную площадку «Верхний Егорлык», расположенную по адресу: <адрес обезличен>, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу и направить на согласование в уполномоченный орган - Южное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.
Решение суда может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено <дата обезличена>
Судья Ю.А. Попова