Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-412/2014 (2-4807/2013;) ~ М-4135/2013 от 14.11.2013

Дело № 2-412/14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    (ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,

при секретаре Исайкиной Л.В.,

с участием заявителя Золотаревой Л.А.,

представителя заявителя Григорьева С.Г., действующего на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> (ФИО)1, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Золотаревой Л.А. о признании незаконным требования (№) об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) года, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы России по <адрес>, обязании Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> устранить допущенные нарушения прав и свобод заявителя,

УСТАНОВИЛ:

Золотарева Л.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным требования (№) об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) года, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы России по <адрес>, обязании Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> устранить допущенные нарушения прав и свобод заявителя. В обоснование заявления указала, что Инспекцией Федеральной налоговой службы России по <адрес> в отношении нее вынесено требование (№) об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) года. Как следует из требования ИФНС России по <адрес> ставит в известность о том, что за ней числится недоимка (задолженность) по пеням и штрафам. В соответствии с требованием Золотарева Л.А. должна уплатить налог на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджеты городских округов за (ДД.ММ.ГГГГ), в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> копеек, налог на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджеты городских округов за (ДД.ММ.ГГГГ), в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> копеек, налог на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджеты городских округов за (ДД.ММ.ГГГГ), в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> копейки, пени в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> копейки. Справочно ИФНС России по <адрес> указывает, что по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) за Золотаревой Л.А. числится общая задолженность в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> копеек, в том числе по налогам (сборам) <данные изъяты> <данные изъяты> копейки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование (№) об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) года, вынесенное ИФНС России по <адрес>, не соответствует ст. 69 НК РФ, поскольку не содержит сведений о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, не содержит подробных данных об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. В оспариваемом требовании не содержится информация об объекте налогообложения, о налоговой ставке, о периоде, за который имеется задолженность, отсутствует подробный расчет пени, позволяющий проверить его правильность. Кроме того, в данном требовании указана противоречивая информация о сумме недоимки. В таблице, содержащейся в требовании, имеется указание на наличие недоимки: <данные изъяты> <данные изъяты> копеек налог на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджеты городских округов за (ДД.ММ.ГГГГ), <данные изъяты> <данные изъяты> копейки налог на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджеты городских округов за (ДД.ММ.ГГГГ), <данные изъяты> <данные изъяты> копейки налог на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджеты городских округов за (ДД.ММ.ГГГГ). Далее указана информация о том, что по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) за Золотаревой Л.А. числится общая задолженность в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> копеек, в том числе по налогам (сборам) <данные изъяты> <данные изъяты> копеек. Какая же конкретно сумма задолженности числится за Золотаревой Л.А. из оспариваемого требования установить невозможно. Из данного требования также невозможно понять, каким образом рассчитаны пени в размере <данные изъяты> <данные изъяты> копейки. В соответствии со статьей 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» исчисление налогов производится налоговыми органами. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности. Как следует из письма ИФНС России по <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) согласно уточненных сведений, предоставленных БТИ – <данные изъяты> от (ДД.ММ.ГГГГ) года, инвентаризационная стоимость жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, д. (ДД.ММ.ГГГГ) год составляет <данные изъяты>. Инспекцией произведен перерасчет по налогу на имущество физических лиц за (ДД.ММ.ГГГГ), в результате которого по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) числится задолженность по налогу за (ДД.ММ.ГГГГ) в размере <данные изъяты> <данные изъяты> копейки, пени в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> копеек. Как следует из судебного приказа от (ДД.ММ.ГГГГ) года, вынесенного мировым судьей судебного участка № <адрес> по заявлению ИФНС России по <адрес> общая задолженность по налогу на имущество за (ДД.ММ.ГГГГ) составляет <данные изъяты> <данные изъяты> копейки, пени составляют <данные изъяты> <данные изъяты> копеек. Согласно исковому заявлению (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) года, предъявленному ИФНС России по <адрес> мировому судье судебного участка № <адрес>, налог на имущество за (ДД.ММ.ГГГГ) составляет <данные изъяты> <данные изъяты> копейки, пени <данные изъяты> <данные изъяты> копеек. С размером инвентаризационной стоимости <данные изъяты>, используемой при расчете налога, заявитель не согласна. Согласно техническому паспорту БТИ <адрес> по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) инвентаризационная стоимость жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> составляет <данные изъяты>.

Определением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены БТИ <адрес> и БТИ <адрес>.

В судебном заседании заявитель Золотарева Л.А. поддержала заявление.

Представитель заявителя Григорьев С.Г., действующий на основании доверенности, поддержал оводы заявления, просил признать незаконным требование (№) об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) года, вынесенное Инспекцией Федеральной налоговой службы России по <адрес>, в отношении Золотаревой Л.А.

Представитель заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> (ФИО)1, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления, представила письменные возражения.

Представители заинтересованных лиц БТИ <адрес> и БТИ <адрес> в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.09 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии с п. 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

На основании пунктов 1, 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (п. 4 статьи 69 НК РФ).

Приказом ФНС России от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) утверждена форма требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) согласно приложению (№) к настоящему приказу.

При формировании требования только об уплате соответствующих пеней графа «недоимка, рублей» заполняется справочно с указанием суммы недоимки (в том числе уплаченной (взысканной), на которую начислены указанные пени).

Исходя из содержания оспариваемого требования (№) по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) года, требование направлено налогоплательщику для уплаты пени в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> копейки.

Согласно расчету, представленному ИФНС России по <адрес>, пени рассчитаны за период с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> <данные изъяты> копейки.

Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п. 1 статьи 38 НК РФ).

В соответствии с п. 1 статьи 1 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Согласно статье 2 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи.

В силу п. 1 статьи 3 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Согласно п. 2 статьи 5 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением (п. 5 статьи 5 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»).

По смыслу данной нормы, в целях налогообложения налогом на имущество физических лиц строения, помещения, сооружения должны быть возведены и сданы в эксплуатацию, и только после этого они становятся объектами налогообложения.

В соответствии с п. 1.4. Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденного приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки.

Согласно п. 2.1. Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности оценке подлежат строения, помещения и сооружения определенного функционального назначения, принятые в эксплуатацию и зарегистрированные в делопроизводстве органов исполнительной власти национально-государственных и административно - территориальных образований как принадлежащие гражданам на праве собственности.

Оценке для целей налогообложения не подлежат строящиеся строения, помещения и сооружения (п. 2.2. Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности).

Таким образом, находящиеся в процессе строения и не сданные в эксплуатацию помещения, сооружения и строения не являются объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц вплоть до завершения строительства.

Из материалов дела следует, что (ДД.ММ.ГГГГ) за Золотаревой Л.А. было зарегистрировано право собственности на жилой дом, инв. (№), лит. А, А1 по адресу: <адрес>, на основании кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от (ДД.ММ.ГГГГ) года, выданного «БТИ-<данные изъяты>» <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (ДД.ММ.ГГГГ) года.

Следовательно, налог на имущество за жилой дом по адресу: <адрес> должен уплачиваться заявителем, начиная с (ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с п. 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

По смыслу ст. 75 НК РФ пени налогоплательщик должен выплатить в случае уклонения от уплаты законно начисленного налога на основании налогового уведомления.

На основе представленных и исследованных судом доказательств, суд приходит к выводу, что начисление пени Золотаревой Л.А. за неуплату налога на имущество физических лиц за (ДД.ММ.ГГГГ) неправомерно, требование (№) об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) года, вынесенное Инспекцией Федеральной налоговой службы России по <адрес> является незаконным, нарушающим права заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Заявление о признании незаконным требования (№) об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) года, вынесенное Инспекцией Федеральной налоговой службы России по <адрес>, подано в суд (ДД.ММ.ГГГГ) года, т.е. в предусмотренный законом срок для обжалования.

В соответствии со статьей 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.

Руководствуясь статьями 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Золотаревой Л.А. удовлетворить.

Признать незаконным требование (№) об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) года, вынесенное Инспекцией Федеральной налоговой службы России по <адрес>, в отношении Золотаревой Л.А..

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по <адрес> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя Золотаревой Л.А. вынесением требования (№) об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) года, признанного судом незаконным.

Решение суда в течение трех дней со дня вступления в силу направить в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по <адрес> для устранения допущенного нарушения закона.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Судья:               подпись                                                        Л.В.Анисимова

Мотивированное решение

изготовлено (ДД.ММ.ГГГГ)

Копия верна.

Судья:

Секретарь:

Дело № 2-412/14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    (ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,

при секретаре Исайкиной Л.В.,

с участием заявителя Золотаревой Л.А.,

представителя заявителя Григорьева С.Г., действующего на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> (ФИО)1, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Золотаревой Л.А. о признании незаконным требования (№) об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) года, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы России по <адрес>, обязании Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> устранить допущенные нарушения прав и свобод заявителя,

УСТАНОВИЛ:

Золотарева Л.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным требования (№) об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) года, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы России по <адрес>, обязании Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> устранить допущенные нарушения прав и свобод заявителя. В обоснование заявления указала, что Инспекцией Федеральной налоговой службы России по <адрес> в отношении нее вынесено требование (№) об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) года. Как следует из требования ИФНС России по <адрес> ставит в известность о том, что за ней числится недоимка (задолженность) по пеням и штрафам. В соответствии с требованием Золотарева Л.А. должна уплатить налог на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджеты городских округов за (ДД.ММ.ГГГГ), в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> копеек, налог на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджеты городских округов за (ДД.ММ.ГГГГ), в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> копеек, налог на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджеты городских округов за (ДД.ММ.ГГГГ), в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> копейки, пени в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> копейки. Справочно ИФНС России по <адрес> указывает, что по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) за Золотаревой Л.А. числится общая задолженность в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> копеек, в том числе по налогам (сборам) <данные изъяты> <данные изъяты> копейки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование (№) об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) года, вынесенное ИФНС России по <адрес>, не соответствует ст. 69 НК РФ, поскольку не содержит сведений о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, не содержит подробных данных об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. В оспариваемом требовании не содержится информация об объекте налогообложения, о налоговой ставке, о периоде, за который имеется задолженность, отсутствует подробный расчет пени, позволяющий проверить его правильность. Кроме того, в данном требовании указана противоречивая информация о сумме недоимки. В таблице, содержащейся в требовании, имеется указание на наличие недоимки: <данные изъяты> <данные изъяты> копеек налог на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджеты городских округов за (ДД.ММ.ГГГГ), <данные изъяты> <данные изъяты> копейки налог на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджеты городских округов за (ДД.ММ.ГГГГ), <данные изъяты> <данные изъяты> копейки налог на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджеты городских округов за (ДД.ММ.ГГГГ). Далее указана информация о том, что по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) за Золотаревой Л.А. числится общая задолженность в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> копеек, в том числе по налогам (сборам) <данные изъяты> <данные изъяты> копеек. Какая же конкретно сумма задолженности числится за Золотаревой Л.А. из оспариваемого требования установить невозможно. Из данного требования также невозможно понять, каким образом рассчитаны пени в размере <данные изъяты> <данные изъяты> копейки. В соответствии со статьей 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» исчисление налогов производится налоговыми органами. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности. Как следует из письма ИФНС России по <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) согласно уточненных сведений, предоставленных БТИ – <данные изъяты> от (ДД.ММ.ГГГГ) года, инвентаризационная стоимость жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, д. (ДД.ММ.ГГГГ) год составляет <данные изъяты>. Инспекцией произведен перерасчет по налогу на имущество физических лиц за (ДД.ММ.ГГГГ), в результате которого по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) числится задолженность по налогу за (ДД.ММ.ГГГГ) в размере <данные изъяты> <данные изъяты> копейки, пени в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> копеек. Как следует из судебного приказа от (ДД.ММ.ГГГГ) года, вынесенного мировым судьей судебного участка № <адрес> по заявлению ИФНС России по <адрес> общая задолженность по налогу на имущество за (ДД.ММ.ГГГГ) составляет <данные изъяты> <данные изъяты> копейки, пени составляют <данные изъяты> <данные изъяты> копеек. Согласно исковому заявлению (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) года, предъявленному ИФНС России по <адрес> мировому судье судебного участка № <адрес>, налог на имущество за (ДД.ММ.ГГГГ) составляет <данные изъяты> <данные изъяты> копейки, пени <данные изъяты> <данные изъяты> копеек. С размером инвентаризационной стоимости <данные изъяты>, используемой при расчете налога, заявитель не согласна. Согласно техническому паспорту БТИ <адрес> по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) инвентаризационная стоимость жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> составляет <данные изъяты>.

Определением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены БТИ <адрес> и БТИ <адрес>.

В судебном заседании заявитель Золотарева Л.А. поддержала заявление.

Представитель заявителя Григорьев С.Г., действующий на основании доверенности, поддержал оводы заявления, просил признать незаконным требование (№) об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) года, вынесенное Инспекцией Федеральной налоговой службы России по <адрес>, в отношении Золотаревой Л.А.

Представитель заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> (ФИО)1, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления, представила письменные возражения.

Представители заинтересованных лиц БТИ <адрес> и БТИ <адрес> в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.09 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии с п. 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

На основании пунктов 1, 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (п. 4 статьи 69 НК РФ).

Приказом ФНС России от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) утверждена форма требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) согласно приложению (№) к настоящему приказу.

При формировании требования только об уплате соответствующих пеней графа «недоимка, рублей» заполняется справочно с указанием суммы недоимки (в том числе уплаченной (взысканной), на которую начислены указанные пени).

Исходя из содержания оспариваемого требования (№) по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) года, требование направлено налогоплательщику для уплаты пени в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> копейки.

Согласно расчету, представленному ИФНС России по <адрес>, пени рассчитаны за период с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> <данные изъяты> копейки.

Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п. 1 статьи 38 НК РФ).

В соответствии с п. 1 статьи 1 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Согласно статье 2 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи.

В силу п. 1 статьи 3 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Согласно п. 2 статьи 5 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением (п. 5 статьи 5 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»).

По смыслу данной нормы, в целях налогообложения налогом на имущество физических лиц строения, помещения, сооружения должны быть возведены и сданы в эксплуатацию, и только после этого они становятся объектами налогообложения.

В соответствии с п. 1.4. Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденного приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки.

Согласно п. 2.1. Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности оценке подлежат строения, помещения и сооружения определенного функционального назначения, принятые в эксплуатацию и зарегистрированные в делопроизводстве органов исполнительной власти национально-государственных и административно - территориальных образований как принадлежащие гражданам на праве собственности.

Оценке для целей налогообложения не подлежат строящиеся строения, помещения и сооружения (п. 2.2. Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности).

Таким образом, находящиеся в процессе строения и не сданные в эксплуатацию помещения, сооружения и строения не являются объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц вплоть до завершения строительства.

Из материалов дела следует, что (ДД.ММ.ГГГГ) за Золотаревой Л.А. было зарегистрировано право собственности на жилой дом, инв. (№), лит. А, А1 по адресу: <адрес>, на основании кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от (ДД.ММ.ГГГГ) года, выданного «БТИ-<данные изъяты>» <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (ДД.ММ.ГГГГ) года.

Следовательно, налог на имущество за жилой дом по адресу: <адрес> должен уплачиваться заявителем, начиная с (ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с п. 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

По смыслу ст. 75 НК РФ пени налогоплательщик должен выплатить в случае уклонения от уплаты законно начисленного налога на основании налогового уведомления.

На основе представленных и исследованных судом доказательств, суд приходит к выводу, что начисление пени Золотаревой Л.А. за неуплату налога на имущество физических лиц за (ДД.ММ.ГГГГ) неправомерно, требование (№) об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) года, вынесенное Инспекцией Федеральной налоговой службы России по <адрес> является незаконным, нарушающим права заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Заявление о признании незаконным требования (№) об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) года, вынесенное Инспекцией Федеральной налоговой службы России по <адрес>, подано в суд (ДД.ММ.ГГГГ) года, т.е. в предусмотренный законом срок для обжалования.

В соответствии со статьей 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.

Руководствуясь статьями 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Золотаревой Л.А. удовлетворить.

Признать незаконным требование (№) об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) года, вынесенное Инспекцией Федеральной налоговой службы России по <адрес>, в отношении Золотаревой Л.А..

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по <адрес> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя Золотаревой Л.А. вынесением требования (№) об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) года, признанного судом незаконным.

Решение суда в течение трех дней со дня вступления в силу направить в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по <адрес> для устранения допущенного нарушения закона.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Судья:               подпись                                                        Л.В.Анисимова

Мотивированное решение

изготовлено (ДД.ММ.ГГГГ)

Копия верна.

Судья:

Секретарь:

1версия для печати

2-412/2014 (2-4807/2013;) ~ М-4135/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Золотарева Лариса Анатольевна
Другие
ИФНС России по Коминтерновскому району г.Воронежа
БТИ Коминтерновского района г. Воронежа
БТИ Железнодорожного района г. Воронежа
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Анисимова Лилия Викторовна
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
14.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.11.2013Передача материалов судье
15.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.12.2013Предварительное судебное заседание
16.12.2013Предварительное судебное заседание
16.01.2014Предварительное судебное заседание
17.02.2014Предварительное судебное заседание
25.02.2014Судебное заседание
03.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее