Дело № 2-37/2019
24RS0029-01-2018-000695-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2019 года пгт. Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Чижиковой О.В.,
с участием представителя истца Казакова А.И., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №
представителя ответчика администрации Козульского района Ереминой Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №,
при секретаре Кацаповой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к Муниципальному унитарному предприятию «Родник», администрации Козульского района о возложении обязанности выполнить требования законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с исковым заявлением к Муниципальному унитарному предприятию «Родник», администрации Козульского района о возложении обязанности выполнить требования законодательства, требования мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе внеплановой проверки обнаружено, что МУП «Родник» не выполняет требования Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», что выражается в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и хозяйственно-бытовому водоснабжению, а именно: не разработан проект зон санитарной охраны второго, третьего пояса на подземные источники водоснабжения, расположенные по адресу: <адрес>; территории первого пояса зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения, расположенные по адресам: <адрес>, <адрес> и <адрес> не обеспечены охраной, дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия, что не соответствует действующему законодательству. Действующим законодательством предусмотрена комплексная и последовательная защита водоисточников и прилегающих к ним территорий как путем разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных в зонах санитарной охраны, так и ограничения их в обороте, с отображением границ этих земель на градостроительной документации.
Воспользовавшись правом, предусмотренным ст.39 ГПК РФ истец уточнил исковые требования, с учетом уточненных требований просит суд в срок до 03.03.2020г. исполнить требования ст.18 ФЗ №52-ФЗ от 30 марта 1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», пунктам 2.4, 3.2, 3.7, 5.3-5.9 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» разработать проект зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения (арт-скважин) расположенных по адресам: <адрес>, <адрес> с определением границ зоны и составляющих поясов, с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, с правилами и режимом хозяйственного использования территории трех поясов ЗСО.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Родник» в срок до 03.03.2020 года устранить нарушения требований статьи 18 ФЗ № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.11 10-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» обеспечить охрану территории первого пояса ЗСО источников водоснабжения (арт-скважин) расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>, оборудовать дорожками с твердым покрытием на территории первого пояса ЗСО источников водоснабжения (арт-скважин) расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>.
Определением Козульского районного суда Красноярского края от 11.01.2019г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Козульского района Красноярского края.
Определением Козульского районного суда Красноярского края от 08.04.2019г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета споры привлечены администрация поселка Козулька Козульского района Красноярского края, администрация Жуковского сельсовета Козулька Козульского района Красноярского края.
Представитель истца Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю ФИО1, действующий на основании доверенности в судебном заседании требования искового заявления поддержал в полном объёме, обосновывая изложенными в нем обстоятельствами.
Представитель ответчика МУП «Родник» ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще и своевременно, просила дело рассмотреть в её отсутствие, исковые требования не признают.
В возражениях на исковое заявление указала, что с требованиями, предъявляемыми к МУП «Родник», не согласны. Постановлением администрации Козульского района от ДД.ММ.ГГГГ. № создано МУП «Родник», учредителем которого является администрация Козульского района. В соответствии с уставом предприятие оказывает услуги водоснабжения потребителям Козульского района. По договору хозяйственного ведения № от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Родник» передано муниципальное имущество:
- станция 2-го подъема, <адрес>;
- водонапорная башня, <адрес>;
- наружные сети водоснабжения, <адрес>, в/г №.
Вышеуказанным договором хозяйственного ведения между администрацией Козульского района и МУП «Родник» не предусмотрена обязанность ссудополучателя по организации мероприятий в зоне санитарной охраны (ЗСО). Считают, что в силу ст. 210 ГК РФ мероприятия по разработке, согласованию и утверждению проекта ЗСО должен был проводить именно собственник муниципального имущества (администрация Козульского района) еще до момента передачи объектов в хозяйственное ведение МУП «Родник». Администрация Козульского района при реализации функций и полномочий органа местного самоуправления обязана осуществлять деятельность по выполнению требований санитарного законодательства, а именно принять меры по разработке проектов ЗСО источников водоснабжения. Просят суд в удовлетворении иска отказать.
Представитель соответчика Администрации Козульского района ФИО3, действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ был создан МУП «Родник» и по договору хозяйственного ведения им были переданы объекты расположенные по адресу: <адрес>, в <адрес> были переданы водные сети, водонапорная башня не передавалась, так как собственниками башни они не являются. Соглашением от 08.12.2017г. водонапорная башня либо иные источники водоснабжения им не передавались, им были переданы только водопроводные сети. Согласно 131-ФЗ полномочия водоснабжения относятся к ведению сельских поселений. Считает, что требования истца могут быть затронуты права собственников земельных участков, на которых расположены указанные объекты, в том числе администрации п.Козулька
Третьи лица администрация поселка Козулька Козульского района Красноярского края, администрация Жуковского сельсовета Козулька Козульского района Красноярского края, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще и своевременно.
Суд, выслушав доводы лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 8 Федерального закона Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источником биологических, химических факторов вредного воздействия на человека.
Статьей 43 Водного Кодекса Российской Федерации определено, что целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения поверхностные водные объекты подземные водные объекты, для которых устанавливаются зоны санитарной охраны, т.е. территории и акватории, на которых устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе организация в границах сельских поселений водоснабжения населения.
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе: организация водоснабжения населения, утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Частью 1.1 ст.6 Закона установлено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу ч.1,4 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю на основании распоряжения № от 19.04.2018г. проведена проверка МУП «Родник». В результате проведенной проверки установлено, что МУП «Родник» не выполняет требования Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно: не разработан проект зон санитарной охраны второго, третьего пояса на подземные источники водоснабжения, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>; территории первого пояса зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения, расположенные по адресам: <адрес>, <адрес> и <адрес> не обеспечены охраной, дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия.
Пунктами 1.2, 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников» водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» установлено, что соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначении является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» санитарной охраны организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Статус зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения как зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, закреплен ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусмотрены мероприятия организационного, технического, гигиенического и противоэпидемического характера, конкретный комплекс которых определяется в проекте зоны санитарной охраны в каждом случае в зависимости от вида источника (подземный ли поверхностный), степени его естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения, что позволяет предотвратить неблагоприятное воздействие различных видов хозяйственной и иной деятельности на качество воды и ограничение использования для питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целей. Границы утвержденных зон санитарной охраны водоисточников в соответствии с п. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации отображаются на картах градостроительного зонирования.
Земельные участки, расположенные в первом и втором поясах утвержденных зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность (п.п. 14 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена комплексная и последовательная защита водоисточников и прилегающих к ним территорий как путем разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных в зонах санитарной охраны, так и ограничения их в обороте, с отображением границ этих земель на градостроительной документации.
Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ о порядке закрепления и использования муниципального имущества, закрепленного за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения (п.4.1.1), заключенного между администрацией Козульского района и МУП «Родник», последний обязуется обеспечивать сохранность и обновление имущества, закрепленного за ним, в том числе скважина по адресу: <адрес>, <адрес>.
Доводы администрации Козульского района, что соглашением от <адрес>. водонапорная башня либо иные источники водоснабжения им не передавались, им были переданы только водопроводные сети, суд отклоняет, поскольку они основаны на неправильном понимании норм права.
Доводы администрации Козульского района о том, что к полномочиям муниципального образования не относятся вопросы водоснабжения, противоречат как ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», так и заключенному между администрацией поселка Козулька и администрацией Козульского района соглашением о передачи части полномочий № от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к Муниципальному унитарному предприятию «Родник», администрации Козульского района о возложении обязанности выполнить требования законодательства, заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к Муниципальному унитарному предприятию «Родник», администрации Козульского района о возложении обязанности выполнить требования законодательства удовлетворить.
Возложить на администрацию Козульского района Красноярского края в срок до 03 марта 2020 года устранить нарушение требований ст.18 ФЗ №52-ФЗ от 30 марта 1999г. «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого
назначения», пунктами 2.4, 3.2, 3.7, 5.3-5.9 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к
охране подземных вод от загрязнения» разработать проект зон санитарной охраны (ЗСО)
источников водоснабжения (арт-скважин) расположенных по адресам: <адрес>, <адрес> В с определением границ зоны и составляющих поясов, с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, с правилами и режимом хозяйственного использования территории трех поясов ЗСО.
Возложить на Муниципальное унитарное предприятие «Родник» обязанность в срок до 03 марта 2020 года устранить нарушения требований статьи 18 ФЗ № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.11 10-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» обеспечить охрану территории первого пояса ЗСО источников водоснабжения (арт-скважин) расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>, оборудовать дорожками с твердым покрытием на территории первого пояса ЗСО источников водоснабжения (арт- скважин) расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой
суд через Козульский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий судья: О.В. Чижикова
Мотивированное решение изготовлено: 11.06.2019г.