Дело № 2-3152/2019
УИД 63RS0044-01-2019-004237-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2019 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Александровой Т.В.,
при секретаре Татарницевой А.В.,
представителя административного истца Бичурина И.Н.
с участием представителя административного ответчика Умова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3152/19 по административному исковому заявлению ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары к Умову Сергею Анатольевичу о взыскании транспортного налога, пени,
установил:
ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары обратилась в Железнодорожный районный суд г. Самары к Умову С.А. о взыскании пени по транспортному налогу, в обоснование своих требований, указав, что административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога за 2014-2015 годы, поскольку имел в собственности транспортные средства. Поскольку в срок, указанный в налоговом уведомлении транспортный налог уплачен не был, на основании ст.75 НК РФ были начислены пени за несвоевременную уплату налогов и направлено требование об уплате налога и пени. До настоящего времени требование не исполнено. На основании изложенного просит суд взыскать с Умова С.А. недоимку по пеням за неуплату транспортного налога за 2014-2015 годы в размере 4.364 рубля 52 копеек.
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары Бичурин И.Н., действующий на основании доверенности от 13.11.2019 г., поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Умов А.С., действующий на основании доверенности от 30.01.2018 г., в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просил отказать, поскольку налоговым органом пропущены сроки предъявления требований за 2014-2015 года.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, суд полагает в удовлетворении административного искового заявления следует отказать по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы в установленном порядке транспортные средства. Согласно п.1 ст. 358 НК РФ автомобили признаются объектом налогообложения.
Как установлено в судебном заседании на основании карточки учета транспортных средств из базы специализированного учёта регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД (л.д. 70-73), во владении административного ответчика Умова С.А. в 2014-2015 гг. находились следующие транспортные средства:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
а, следовательно, он был обязан уплатить транспортный налог.
Ст. 14 НК РФ определено, что транспортный налог относится к региональным налогам и сборам.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налог за 2014 год подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, срок уплаты транспортного налога за 2014 год не позднее 01 октября 2015 года.
Налог за 2015 год подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, срок уплаты транспортного налога за 2015 год не позднее 01 декабря 2016 года.
Согласно пункту 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
При этом согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, когда обязанность по начислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента, налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
В этих случаях обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (пункт 6 статьи 58 НК РФ).
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, налоговое уведомление от 18.08.2015 с перерасчетом транспортного налога за 2013-2014 гг. в срок до 01.10.2015 года (л.д. 12) направлено ответчику в личный кабинет (л.д. 11).
31.10.2016 Умову С.А. направлено налоговое уведомление от 12.10.2016 об уплате налога за 2015 год в срок до 01.12.2016 (л.д. 13), что подтверждается почтовым реестром исходящей корреспонденции (л.д. 14).
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
К административному иску налоговым органом приложено требование об уплате транспортного налога в размере 24.803 рубля от 25.10.2017 года со сроком исполнения 19.12.2017 г. (л.д. 15).
Данное требование направлено с нарушением трехмесячного срока со дня выявления недоимки за 2014 и 2015 годы.
В силу п.2 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, срок, установленный для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки и пени за 2014 и 2015 годы, истек 20.06.2018 года.
Из материалов дела следует, что с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился лишь 05.07.2018 (л.д. 74), т.е. по истечении шестимесячного срока, установленного ст.48 НК РФ.
Ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд, с указанием уважительных причин его пропуска, налоговым органом не заявлено.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи заявления о выдаче судебного приказа, предусмотренного ч. 1 ст. 286 КАС РФ, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска о взыскании пени по транспортному налогу за 2014-2015 годы.
При этом суд принимает во внимание, что срок подачи административного искового заявления в Железнодорожный районный суд г.Самары, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ, соблюден: судебный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области от 08.05.2019 года (л.д. 17), административный иск подан в суд 08.11.2019.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары к Умову Сергею Анатольевичу о взыскании пени на транспортный налог за 2014-2015 годы - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 27 декабря 2019 года.
Председательствующий судья <данные изъяты> Т.В. Александрова
<данные изъяты>
<данные изъяты>