Дело № 2- 618/2020
УИД 42RS0037- 01- 2020 – 000888-17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Юргинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Сергеевой-Борщ О.Б.,
при секретаре Торгашовой О.А.,
с участием:
помощника Юргинского межрайонного прокурора Гуреева М.С.,
представителя ответчика Головиной Н.В.,
в г.Юрга Кемеровской области 19 июня 2020 года
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юргинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Мальцевская основанная общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л:
Юргинский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Мальцевская основанная общеобразовательная школа» (далее по тексту- МКОУ «Мальцевская ООШ»») о понуждении ответчика провести работы по оборудованию отдельного входа, доступного по для маломобильных групп населения, с поверхности земли или обустройству на входе в здание школы пандуса или иного подъемного устройства в соответствии с требованиями свода правил *** «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»- актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 пандусами, подъемными платформами для инвалидов с поручнями или лифтами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов в здание школы, расположенное по адресу: *** (л.д.2-8).
Исковые требования обоснованы следующим.
Юргинской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Кемеровской области проведена проверка исполнения на территории города Юрги и Юргинского района требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивались их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижениями.
Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусмотрены Сводом правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59,13330.2012), утвержденных приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 № 605.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
К таким сводом Правил, в том числе относится СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в том числе его пункты 4.1.14,5.1.1.,5.1.2. (пункт 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности заданий и сооружений».
Согласно пункту 4.1.14 СНиП 35-01 -2001 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина парша пандуса не должна превышать 9,0 м., а уклон не круче 1:20. Пунктом 5.1.1 СНиП 35-01-2001 предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного уровня, соединенного с этим зданием.
В силу пункта 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения имуществом.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пункт 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п. 1. 6 Устава учредителем и собственником МКОУ «Мальцевская ООШ» является Юргинский муниципальный район.
Согласно договору оперативного управления, нежилое помещение, площадью ***.м., расположенное по адресу: ***, в котором осуществляет деятельность МКОУ «Мальцевская ООШ» передано в оперативное управление МКОУ «Мальцевская ООШ».
По результатам проведенных надзорных мероприятий установлено, что вход в здание школы осуществляется не с поверхности земли, в отсутствие соответствующих технических средств. Отдельный вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или наземного уровня, соединенного с этим зданием отсутствует.
Отсутствие отдельного входа, доступного для маломобильных групп населения, с поверхности земли или на входе в здание МКОУ «Мальцевская ООШ» пандуса или иного подъемного устройства, соответствующего требованиям СП 59.133330.2012, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов, включая детей-инвалидов, в том числе использующих кресла- коляски, ограничивает их возможности на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры, которым является МКОУ «Мальцевская ООШ», чем нарушаются их права, предусмотренные ст. 39 Конституции РФ.
При этом техническая возможность установки пандуса в МКОУ «Мальцевская ООШ» имеется, но необходимо разработать проектно-сметную документацию, которая в настоящее время отсутствует.
В силу пункта 2,15 части 3 ст. 28 ФЗ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательных организаций относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями; создание необходимых условий
Образовательная организация обязана осуществлять деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательных организаций (п.2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В судебном заседании помощник Юргинского межрайонного прокурора Гуреев М.С. поддержал исковые требования, просит исковые требования удовлетворить и считает, что ответчику необходимо установить срок для исполнения обязанностей по 31 декабря 2020 года.
Представитель ответчика – директор МКОУ «Мальцевская ООШ» Головина Н.В., действующая на основании Устава, согласилась с исковыми требованиями.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика – Юргинский муниципальный округ в лице Администрации Юргинского муниципального района (далее по тексту- третье лицо), извещено о времени и месте рассмотрения данного дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении дела не заявлял, о причинах неявки своего представителя не сообщил.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее по тексту- ГПК РФ), суд приходит к выводу о возможности рассмотрения данного дела в отсутствие третьего лица.
Выслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Юргинского межрайонного прокурора к МКОУ «Мальцевская ООШ» в полном объеме по следующим основаниям.
Юргинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском по данному делу в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, социальное обеспечение относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов государства-участники, в число которых входит и РФ, принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
В ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее ФЗ N 181-ФЗ) закреплено понятие "социальная защита инвалидов", под которой понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
К одной из мер по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии со ст. 15 указанного закона относится обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Из положений ст. 15 ФЗ N 181-ФЗ следует, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В соответствии с положениями данной статьи Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В силу п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее ФЗ N 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч. 6,ч.7 ст. 28 ФЗ N 273-ФЗ)
Как следует из пп. а п. 3 приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности, возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее ФЗ N 384-ФЗ) жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусмотрены Сводом правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59,13330.2012), утвержденных приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 ***.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года ***утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
К таким сводом Правил, в том числе относится СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в том числе его пункты 4.1.14,5.1.1.,5.1.2. (пункт 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года ***), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности заданий и сооружений».
Согласно пункту 4.1.14 СНиП 35-01 -2001 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина парша пандуса не должна превышать 9,0 м., а уклон не круче 1:20.
Пунктом 5.1.1 СНиП 35-01-2001 предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного уровня, соединенного с этим зданием.
По смыслу вышеуказанных положений действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд маломобильных групп населения.
МКОУ «Мальцевская ООШ» является объектом социальной инфраструктуры, в котором должен быть вход, доступный для маломобильных групп населения.
Здание площадью *** кв.м., расположенное по адресу: Кемеровская область, Юргинский муниципальный округ, ***, в котором осуществляет деятельность МКОУ «Мальцевская ООШ» передано в оперативное управление данного учреждения.
Юргинский муниципальный район является собственником и учредителем МКОУ «Мальцевская ООШ» (л.д.42).
По результатам проведенных надзорных мероприятий установлено, что вход в здание школы осуществляется не с поверхности земли, в отсутствие соответствующих технических средств. Отдельный вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или наземного уровня, соединенного с этим зданием отсутствует (л.д.9-13).
24 сентября 2019 года Юргинский межрайонный прокурор направил в адрес Главы Юргинского муниципального района представление об устранении выявленных нарушений (ло.***).
На момент рассмотрения данного дела нарушения не устранены и в МКОУ «Мальцевская ООШ» отсутствует отдельный вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли или на входе в здание школы пандус или иное подъемное устройство, соответствующее требованиям СП 59.133330.2012, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов, включая детей-инвалидов, в том числе использующих кресла- коляски, что ограничивает их возможности на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры, которым является МКОУ «Мальцевская ООШ», и нарушает их права, предусмотренные ст. 39 Конституции РФ.
Доказательств отсутствия технической возможности для реализации установленных требований с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в данное помещение, в материалы дела не представлено.
Напротив, в судебном заседании установлено, что техническая возможность установки пандуса в МКОУ «Мальцевская ООШ» имеется (л.д.22-40), однако для установки пандуса необходимо разработать проектно-сметную документацию, которая в настоящее время отсутствует.
На основании установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца просит суд установить срок исполнения ответчиком обязанностей – по 31 декабря 2020 года.
Определяя срок, в течение которого ответчик должен исполнить свои обязанности, суд учитывает объемы работ, необходимых выполнить для разработки комплексной схемы организации дорожного движения, и время, необходимое для проведения данных видов работ.
Таким образом, суд считает обоснованным определить ответчику срок для исполнения вмененных ответчику обязанностей – по 31 декабря 2020 год.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Юргинского межрайонного прокурора к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Мальцевская основанная общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение «Мальцевская основанная общеобразовательная школа» в срок по 31 декабря 2020 года провести работы по оборудованию отдельного входа, доступного по для маломобильных групп населения, с поверхности земли или обустройству на входе в здание школы пандуса или иного подъемного устройства в соответствии с требованиями свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»- актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 пандусами, подъемными платформами для инвалидов с поручнями или лифтами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов в здание школы, расположенное по адресу: ***.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения «Мальцевская основанная общеобразовательная школа» в доход местного бюджета госпошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд Кемеровской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Сергеева-Борщ О.Б.
Мотивированное решение суда составлено 10 июля 2020 года
Судья: Сергеева-Борщ О.Б.