10RS0005-01-2021-001314-87 № 2а-626/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 17 августа 2021 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гельфенштейна В.П.,
при секретаре Марцынюк Е.Н.,
с участием административного истца Лебедев А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лебедев А.С. к призывной комиссии Республики Карелия об оспаривании решения призывной комиссии,
установил:
Лебедев А.С. обратился в суд с административным иском по тем основаниям, что решением призывной комиссии Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ он был признан «годным к военной службе с незначительными ограничениями» с присвоением категории годности «Б-3». С решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ административный истец не согласен, поскольку полагает, что при медицинском освидетельствовании у призывной комиссии могли возникнуть сомнения в определении категории годности к военной службе. Административный истец считает, что обследование состояния его здоровья проведено не полно и не всесторонне. При прохождении медицинского обследования, связанного с призывом на военную службу в ГБУЗ «Межрайонная больница №» и по результатам исследования в ООО «МРТ-Эксперт Петрозаводск», ему был установлен диагноз: «гипертоническая болезнь, риск 1, категория годности Г, временно не годен к военной службе». Врачебной призывной комиссией Республики Карелия не были учтены все имеющиеся данные о состоянии его здоровья. Просит суд признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Лебедев А.С. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.
Представители административного ответчика - призывной комиссии Республики Карелия, заинтересованных лиц - военного комиссариата РК и отдела военного комиссариата по <адрес> в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Представитель заинтересованного лица военного комиссариата РК в письменном отзыве возражает против удовлетворения заявленного требования.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения участвующего в деле лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В п/п. «а» п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее по тексту - Федеральный закон № 53-ФЗ) определено, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона № 53-ФЗ на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Подпунктом «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона № 53-ФЗ определено, что от призыва на военную службу освобождаются граждане признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара.
Из ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 53-ФЗ следует, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 29 Закона "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий. Одновременно с отменой решения нижестоящей призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает одно из решений, указанных в п. 1 ст. 28 настоящего Федерального закона: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, определен Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Приложением № к данному Положению являются Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил РФ, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Из п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, следует, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами РФ, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Согласно п. 18 указанного Положения, контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации.
В судебном заседании установлено, что Лебедев А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в Военном комиссариате (<адрес> и <адрес> РК) с ДД.ММ.ГГГГ.
В рамках работы призывной комиссии административный истец Лебедев А.С. прошел медицинское обследование в ГБУЗ «Межрайонная больница №», по результатам которого ему был установлен диагноз: «гипертоническая болезнь, риск 1, категория годности Г, временно не годен к военной службе». Названное медицинское заключение дает отсрочку от призыва на военную службу до октября 2021 года. В связи с установлением диагноза, Лебедев А.С. был вызван на контрольное медицинское освидетельствование врачами-специалистами призывной комиссии субъекта Российской Федерации. При повторном освидетельствовании, призывная комиссии Республики Карелия единогласно отменила решение о предоставлении отсрочки Лебедев А.С.
На основании п/п. «а» п. 1 ст. 22 и п. 3 ст. 29 Федерального закона № 53-ФЗ административному истцу установлена категория годности «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Оспаривая решение призывной комиссии Республики Карелия, административный истец считает, что при определении категории годности призывной комиссией не были учтены все имеющиеся данные о состоянии его здоровья.
Вместе с тем, административным истцом не представлено доказательств в подтверждение его доводов об ухудшения состояния здоровья.
В силу п. 2 ст. 25, п. 6 ст. 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданин, не согласный с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы.
Согласно абз. 5 п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 574.
В соответствии с п.п. 7, 8 Положения независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.
Из представленных материалов дела следует, что при медицинском освидетельствовании Лебедев А.С. прошел необходимые медицинские обследования для определения категории годности к военной службе.
По результатам медицинских обследований призывная комиссия Республики Карелия пришла к выводу о признании административного истца годным к военной службе с незначительными ограничениями, «Б-3».
Административный истец с заявлением о производстве независимой военно-врачебной экспертизы не обращался. В ходе судебного разбирательства назначение судебно- медицинской экспертизы Лебедев А.С. не инициировалось.
Оспариваемое решение призывной комиссии Республики Карелия принято в соответствии с установленным законом порядком, основано на надлежащей оценке медицинских данных о состоянии здоровья административного истца.
При установленных по делу обстоятельствах и исследованных письменных доказательствах, суд приходит к выводу о том, что решение призывной комиссии Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № о признании Лебедев А.С. годным к прохождению военной службы по категории «Б-3» и призыве его на военную службу является законным и обоснованным, поскольку вынесено на основании имеющихся сведений о состоянии здоровья административного истца.
В связи с вышеизложенным, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
Руководствуясь ст. 138 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Лебедев А.С. к призывной комиссии Республики Карелия об оспаривании решения призывной комиссии отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме через Костомукшский городской суд РК.
Судья В.П.Гельфенштейн
Мотивированное решение суда составлено 24 августа 2021 года.