Дело № 2-260/2017 03 апреля 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего судьи Парфенова А.П.,
при секретаре судебного заседания Оберовой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в г. Нарьян-Маре гражданское дело по исковому заявлению Чечеткина Никиты Олеговича к обществу с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» о признании незаконными действий по начислению платы за электроснабжение общедомовых нужд, обязании сделать перерасчет, списать с лицевого счета предъявленные к оплате суммы задолженности, пени, обязании не указывать в платежной квитанции услугу по электроснабжению общедомовых нужд и не насчитывать плату за эту услугу, взыскании убытков, компенсации морального вреда,
установил:
Чечеткин Н.О. обратился в суд с иском к ООО «Главное управление жилищным фондом» (ООО «ГУЖФ») о признании незаконными действий по начислению платы за электроснабжение общедомовых нужд, обязании сделать перерасчет, списать с лицевого счета предъявленные к оплате суммы задолженности, пени, обязании не указывать в платежной квитанции услугу по электроснабжению общедомовых нужд и не насчитывать плату за эту услугу, взыскании убытков, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указано, что истец является нанимателем специализированного жилого помещения, находящегося в собственности Министерства обороны РФ, по адресу: <адрес>. Платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг направляются ответчиком. В период с августа 2016 года по январь 2017 года истцу начислена плата за «электроснабжение общедомовых нужд» («электроснабжение ОДН») в общем размере 68279,94 руб. Действия ответчика по начислению платы за электроснабжение общедомовых нужд истец считает незаконными, поскольку общего имущества в занимаемой истцом квартире не имеется. Также указывает, что ответчиком своевременно не предоставлена полная и достоверная информация об оказываемых услугах.
Просит суд признать действия ответчика по начислению платы за электроснабжение ОДН за период с августа 2016 года по январь 2017 года незаконными; обязать ответчика сделать перерасчет, списать с его лицевого счета предъявленную к оплате сумму в размере 68279 рублей 94 копейки за электроснабжение ОДН за период с августа 2016 года по январь 2017 года; обязать ответчика сделать перерасчет, списать с его лицевого счета предъявленную к оплате сумму пени в размере 338 руб. 72 коп., указанную в квитанции за январь 2017 года; обязать ответчика впредь не указывать в платежной квитанции услугу за электроснабжение ОДН и не начислять плату за данную услугу; взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., а также расходы за составление справки БТИ в сумме 555 руб. и технического паспорта в сумме 1904 руб. 12 коп.; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20 тыс. руб.
Истец в судебном заседании требования поддержал. Указал, что общего имущества в занимаемой им квартире не имеется. Пояснил, что в доме по адресу: <адрес> установлен общедомовой прибор учета, доказательств исправности которого ответчиком не предоставлено. Индивидуальный прибор учета в квартире истца не установлен, т.к. заявитель не является собственником занимаемой им квартиры. Считает, что размер платы за «электроснабжение общедомовых нужд» ООО «ГУЖФ» допустимыми доказательствами не подтвержден, завышен. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Пантюшина М.А. в судебном заседании с иском не согласилась по основаниям, указанным в письменном отзыве. Пояснила, что собственником помещений в доме принято решение о распределении объема коммунальной услуги по электроснабжению в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, что соответствует Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354). Просила в иске отказать, указав, что права истца ответчиком не нарушены.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 100 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 ЖК РФ, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 ЖК РФ, если иное не установлено другими федеральными законами.
В соответствии с п.5 ч.3 ст.67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В силу частей 1, 11, 14 ст.155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491) в состав общего имущества в многоквартирном доме включены: внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В силу пункта 40 указанных Правил потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги (пункт 42 Правил).
Согласно пункту 44 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения № 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Судом установлено, что истец Чечеткин Н.О. в период с августа 2016 года по январь 2017 года являлся нанимателем жилого помещения, находящегося в собственности Министерства обороны РФ, и расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 47,7 кв.м.
Управление указанным домом осуществляется ООО «ГУЖФ» на основании заключенного договора № 2-УЖФ-02 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ от 27 июля 2015 года, заключенным между ООО «ГУЖФ» и Министерством обороны РФ.
Электрическая энергия, поставляемая в дом по адресу: <адрес>, приобретается ООО «ГУЖФ» по договору энергоснабжения № 29042 от 16.10.2015, заключенному с ОАО «Оборонэнергосбыт».
В период с августа 2016 года по январь 2017 года истцу ответчиком начислялась плата за электроснабжение общедомовых нужд в общем размере 78985 рублей 49 копеек, а также пени в связи с неоплатой коммунальных услуг в размере 433 рубля 14 копеек.
Также судом установлено и сторонами не оспаривается, что индивидуальные приборы учета электроэнергии в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, отсутствуют. Указанный дом оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии. Индивидуально потребленная электрическая энергия начисляется по нормативам.
15 июля 2016 года единственным собственником помещений в доме – Министерством обороны РФ принято решение о распределении объема коммунального ресурса электроэнергии, определенного по показаниям общедомового прибора учета электроэнергии в <адрес>, путем распределения всего объема электроэнергии в месяц пропорционально занимаемой площади.
При таких обстоятельствах, ответчиком на основании пункта 44 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме с августа 2016 года обоснованно начисляется плата за электроэнергию на основании показаний общедомового прибора учета электроэнергии, за вычетом индивидуально потребленной энергии по формуле 12 Приложения № 2 к Правилам.
Обоснованность размера начисленной платы подтверждается представленными актами снятия показаний прибора учета. Прибор учета поверен и является технически исправным, в течение спорного периода срок поверки прибора учета не истек, что подтверждается материалами дела и в судебном заседании не опровергнуто.
Доводы истца со ссылкой на отсутствие в занимаемом им жилом помещении мест общего пользования судом во внимание не принимаются, как основанные на ином толковании закона.
Правовое значение для решения вопроса о распределении расходов по оплате коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в многоквартирном жилом доме, имеет сам факт расположения жилого помещения в многоквартирном доме, а не факт реального потребления конкретным нанимателем жилого помещения, расположенного в указанном доме, коммунального ресурса, предоставляемого на общедомовые нужды.
Представленными допустимыми доказательствами подтверждается использование нанимателями жилых помещений в доме электроэнергии сверх объема индивидуально потребленной энергии, учтенной по нормативам.
Несостоятельной суд считает ссылку истца на его ненадлежащее информирование об оказанной услуге, при том, что указанная информация доведена до истца посредством направления платежных документов с расшифровкой начисленных сумм, а также объемов коммунального ресурса.
Суд приходит к выводу о том, что применяемый ответчиком в течение оспариваемого периода порядок начисления платы за «электроснабжение общедомовых нужд» соответствовал Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
По иным основаниям размер начисленной платы за «электроснабжение общедомовых нужд» истцом по делу не оспаривается. В остальной части доводы истца об обоснованности исковых требований, по мнению суда, также не свидетельствуют.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований истца о признании незаконными действий ответчика по начислению платы за электроснабжение общедомовых нужд, обязании сделать перерасчет, списать с лицевого счета предъявленные к оплате суммы задолженности, пени, обязании не указывать в платежной квитанции услугу по электроснабжению общедомовых нужд и не насчитывать плату за эту услугу, следует отказать в полном объеме.
Поскольку нарушения прав истца судом по делу не установлено, не подлежат удовлетворению и требования производного характера о компенсации морального вреда.
Таким образом, иск не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Чечеткина Никиты Олеговича к обществу с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» о признании незаконными действий по начислению платы за электроснабжение общедомовых нужд за период с августа 2016 года по январь 2017 года, обязании сделать перерасчет, списать с лицевого счета предъявленную к оплате сумму задолженности по оплате электроснабжения общедомовых нужд за период с августа 2016 года по январь 2017 года, обязании сделать перерасчет, списать с лицевого счета предъявленную к оплате сумму задолженности по уплате пени, указанную в квитанции за январь 2017 года, обязании не указывать в платежной квитанции услугу по электроснабжению общедомовых нужд и не насчитывать плату за эту услугу, взыскании убытков в виде расходов, понесенных на изготовление органом технической инвентаризации технического паспорта <адрес>, а также расходов на изготовление справки с показателями указанной квартиры, взыскании компенсации морального вреда, - оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Парфенов
Мотивированное решение суда изготовлено 10 апреля 2017 года