Дело № 2-17/20
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 января 2020 года с. Кызыл-Мажалык
Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Манчыылай С.Ш., при секретаре Соян Б.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к муниципальному унитарному многоотраслевому производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда рабочих мест,
с участием помощника прокурора О,
у с т а н о в и л :
прокурор <адрес> Н действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику, прося обязать в течение 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу провести специальную оценку условий труда рабочих мест.
В обоснование своих требований прокурор указал, что проведена проверка исполнения организациями законодательства об охране труда. Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – ФЗ "О специальной оценке условий труда"), специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Прокуратурой район направлено представление для устранения нарушений, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
В судебном заседании помощник прокурора О. исковое заявление поддержал по основаниям, указанным в нем.
Представитель ответчика будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах пропуска судебного заседания суду не сообщил, каких-либо ходатайств от него не поступало, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании ч.4 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора <адрес> составлена справка о том, что при проверке исполнения организациями законодательстве об охране труда, ООО «<адрес>» и МУ МПП ЖКХ <адрес> не проведена специальная оценка условий труда на рабочих местах.
ДД.ММ.ГГГГ директору МУ МПП ЖКХ <адрес>, прокуратурой района направлено представление по устранению нарушений законодательства об охране труда.
Согласно книге учета отправленных документов, представление получено ответчиком в тот же день.
Таким образом, судом установлено, что МУ МПП ЖКХ <адрес>, в нарушение ст. 8 Федерального закона "О специальной оценке условий труда", согласно которому обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя, не провел специальную оценку труда, что указывает на то, что ответчиком не выполняется возложенная законом обязанность по исполнению законодательства в сфере охраны труда, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
Суду стороной ответчика доказательств, подтверждающих об обратном, не представлено.
При таких обстоятельствах, суд возлагает обязанность на МУ МПП ЖКХ <адрес> провести специальную оценку условий труда.
Исковые требования заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц, и направлены на пресечение бездействия, нарушающего право граждан не безопасные условия труда, а также создающего угрозу нарушения данного права в будущем.
С учетом изложенного, суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Предоставление 5-месячного срока со дня вступления решения суда в законную силу для устранения ответчиком нарушений, является разумным сроком для исполнения ответчиком настоящего решения и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление прокурора <адрес> к муниципальному унитарному многоотраслевому производственному предприятию жилищно- коммунального хозяйства <адрес> о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда рабочих мест – удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное многоотраслевое производственное предприятие жилищно- коммунального хозяйства <адрес> в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда рабочих мест.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Барун-Хемчикский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ (выходные дни- 25, ДД.ММ.ГГГГ).
Председательствующий С.Ш. Манчыылай