Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4106/2018 ~ М-4111/2018 от 24.10.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 декабря 2018 года                            <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,

при секретаре Григорьевой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах Муравцева Г. Г. к Администрации г.о.Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес> обратился в Ленинский районный суд <адрес> с иском в интересах Муравцева Г.Г. к Администрации г.о.Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что Муравцев Г.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Мать Муравцева Г.Г.Муравцева М.В. (одинокая мать) решением Приволжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. На основании распоряжения первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ он включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по г.о.Самара. В связи с тем, что до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, прокурор просит обязать Администрацию г.о.Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить истцу благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления не менее 33 кв.м.

В судебном заседании помощник прокурора Бербасова А.Н. просила обязать Администрацию г.о.Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить истцу благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м общей площади жилого помещения.

Муравцев М.В. в судебном заседании просила обязать Администрацию г.о.Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить ей благоустроенное жилое помещение, поскольку является лицом, оставшимся без попечения родителей.

Представители ответчиков Администрации г.о.Самара, Департамента по управлению имуществом г.о.Самара в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, предоставили суду отзывы, в которых просят отказать в удовлетворения заявленных требований по изложенным в них основаниям.

Представители Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара, Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> в судебное заседание не явились, Министерство просило рассмотреть дело в свое отсутствие, представило отзыв на заявленные требования, в котором просит отказать в удовлетворении иска.

Учитывая, что лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания судом извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями ст.40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с ч.8 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Частями 4, 5 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Согласно ч.9 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.

В соответствии с ч.2, 4 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и внесенные в список, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) и настоящим Законом.

В силу ст.ст.5, 6, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти <адрес> при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти <адрес> передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Из материалов дела следует, что Муравцев Г.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Мать Муравцева Г.Г.Муравцева М.В. (одинокая мать) решением Приволжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав.

Постановлением главы <адрес> от 2004 года истец помещался в СРЦ «Солнечный лучик» сроком на три месяца.

С 2008 года по 2010 год истец проходил обучение в Профессиональном училище <адрес> и находился на полном государственном обеспечении.

На время учебы истец был зарегистрирован и проживал в общежитии училища по адресу: <адрес>.

С 2010 года по 2014 года проходил обучение в Самарском колледже строительства и предпринимательства на дневном отделении и проживал в общежитии колледжа по адресу: <адрес>.

Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ,2 «О сохранении права пользования жилым помещением за несовершеннолетним Муравцевым Г.Г.» за истцом было сохранено право пользования жилым помещением - квартирой по адресу <адрес>. С ним в указанном жилом помещении проживает его мать Муравцева М.В., лишенная в отношении него родительских прав.

ДД.ММ.ГГГГ Приволжским районным судом <адрес> было вынесено решение по иску Муравцева Г.Г. к Муравцеву В.С., Муравцевой М.В. о принудительном обмене жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В удовлетворении иска Муравцеву Г.Г. было отказано.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Муравцевым Г.Г. признано право на обеспечение помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений как лица, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Муравцеву Г.Г. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда признано незаконным. Суд обязал Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара и Администрацию городского округа Самара включить Муравцева Г.Г. в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладающих правом на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по городскому округу Самара с даты подачи заявления. Указанное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

На основании распоряжения первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ Муравцев Г.Г. включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по г.о.Самара С даты подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда истцу не предоставлено, что не отрицалось в судебном заседании. Согласно представленным материалам жилого помещения пригодного для проживания, на праве собственности Муравцев Г.Г. не имеет.

Как установлено в решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу проживание Муравцева Г.Г. в квартире по адресу <адрес>, где он имеет 1/3 доли жилого помещения в собственности и зарегистрирован, является невозможным, поскольку квартира непригодна для проживания, в квартире проживает мать, лишенная в отношении истца родительских прав, и ведущая асоциальный образ жизни, в принудительном обмене жилья истцу было отказано.

Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что истец просит предоставить жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда, по договору найма, с учетом приведенных выше норм права, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора.

Как следует из ч.2 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст.22 Устава городского округа <адрес> (в редакции решения Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ) в структуру органов местного самоуправления г.о.Самара входят: Дума г.о.Самара - представительный орган г.о.Самара; Глава городского округа Самара - высшее выборное должностное лицо городского округа Самара, избираемое Думой городского округа Самара из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляющее Администрацию городского округа Самара; Администрация г.о.Самара – исполнительно-распорядительный орган г.о.Самара; Контрольно-счетная палата городского округа Самара - постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля; Департамент управления имуществом г.о.Самара и Департамент градостроительства г.о.Самара.

В соответствии с Уставом г.о.<адрес> органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.

При разрешении вопроса о предоставлении жилья из средств бюджета <адрес> детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей задействованы в пределах своей компетенции Администрация г.о.Самара и Департамент управления имуществом г.о.Самара. При таких обстоятельствах, суд считает, ответчики в данном случае являются надлежащими ответчиками по указанному делу. Органы государственной власти субъекта в пределах своей компетенции являются органами, контролирующими использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных для исполнения указанной обязанности органов местного самоуправления.

Доводы стороны ответчика, что при предоставлении истцу жилого помещения будут нарушены права других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд считает несостоятельными. Ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляются в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

По своей сути формирование субъектом РФ указанных списков означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, наличие таких списков может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Доводы ответчиков о недостаточности средств, выделяемых из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, не могут являться основанием для отказа в иске.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать Администрацию г.о.Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить Муравцеву Г. Г. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м общей площади жилого помещения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                    (подпись)            Э.Н.Грищенко

Копия верна:

Судья

Секретарь

2-4106/2018 ~ М-4111/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Муравцев Г.Г.
Заместитель прокурора г. Самара
Ответчики
Департамент управления имущество г.о. Самара
Администрация г.о. Самара
Другие
Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Грищенко Э. Н.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
24.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.10.2018Передача материалов судье
29.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2018Судебное заседание
10.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее