Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 мая 2019 года <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Бадьевой Н.Ю.,
при секретаре Петрухиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Жарких Анны Валерьевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Семеновой Валерии Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права собственности в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Жарких А.В., Семенова В.А., в лице своего законного представителя Жарких А.В., обратились в суд с указанным иском к ответчику Департаменту управления имуществом г.о. Самара, в обосновании своих требований указали, что истец Жарких А.В. вместе со своей дочерью Семеновой Валерией Александровной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2003 г. проживает в комнате №, общей площадью 13,8 кв.м., в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>. Указанное помещение - комната № была предоставлена истцу для проживания на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между истцом и ОАО «Авиаагрегат». ДД.ММ.ГГГГ. между истом и Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий <адрес> был заключен договор № найма жилого помещения, по условиям которого истцу и ее дочери Семеновой В.А. во владение и пользование была предоставлена комната №, общей площадью 13,8 кв.м., в указанном общежитии. Указанное жилое помещение - комнату №, истец и члены ее семьи занимают на законных основаниях. На ее имя открыт лицевой счет, согласно которому истец регулярно и своевременно оплачивает за жилье и коммунальные услуги. Согласно выписке из реестра муниципального имущества объект недвижимости - жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, комн.59, является муниципальной собственностью городского округа Самара и включено в реестр ДД.ММ.ГГГГ. за номером № на основании Постановления Главы <адрес> № от 04ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Главы Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. №-р и актом приема - передачи общежитие по адресу: <адрес>, было передано МП ЭСО <адрес>, которое осуществляет эксплуатацию и содержание общежития по вышеуказанному адресу до настоящего момента. 03.09.2018г. истец обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением № о передаче в собственность в порядке приватизации жилое помещение, общей площадью 13,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, комната 59. Письмом № от 12.09.2018г. Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал в передаче указанной комнаты в собственность в порядке приватизации на том основании, что вселение истца в вышеуказанное жилое помещение произведено после передачи здания общежития в ведение органа местного самоуправления, таким образом, законные основания для приватизации жилого помещения - комнаты №, расположенной по адресу: <адрес>, отсутствуют. Истцы свое право на бесплатную приватизацию не реализовали. Жилое помещение, а именно комната №, расположенная по адресу: <адрес>, с момента передачи жилого дома в муниципальную собственность, не относится к специализированному жилищному фонду, в связи, с чем истцы полагают, что занимают жилое помещение на условиях договора социального найма, таким образом, спорное жилое помещение подлежит передаче в порядке приватизации. Просили суд признать за ними право общей долевой собственности в равных долях по 1/2 доли за каждым в праве общей долевой собственности на жилое помещение – комнату №, общей площади 13,80 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Представитель истцов Жарких А.В., Семеновой В.А. по доверенности Шарипова Ж.О. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самара, в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, предоставил в суд возражении на исковое заявление, согласно которому истцы вселены на основании заключенного договора найма жилого помещения на временной основе, вселение произошло после передачи дома в муниципальную собственность, договор социального найма не заключался, таким образом, у истцов отсутствует право на приватизацию занимаемого жилого помещения, в связи с чем, просил в иске отказать.
Представитель третьего лица АО «АвиаАгрегат» в судебное заседание не явились, извещался судом надлежащим образом, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители третьих лиц Управление Росреестра по <адрес>, МП ЭСО <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Закрепленное на основе международно-правовых актов конституционное право каждого на жилище (ст.40 Конституции РФ) заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением, занимаемым лицом на законных основаниях, содействии в самостоятельном улучшении гражданами своих жилищных условий.
В соответствии со ст.213 ГК РФ в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991г. № «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
По смыслу вышеуказанного Закона, право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от 24.08.1993г. «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как этим правом граждан наделила статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В соответствии с п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993г. № «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений, на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно ст. 8 Федерального Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РФ», в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Закрепленное на основе международно-правовых актов конституционное право каждого на жилище (ст.40 Конституции РФ) заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением, занимаемым лицом на законных основаниях, содействии в самостоятельном улучшении гражданами своих жилищных условий.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №П и определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № государство, закрепляя в Законе «О приватизации жилищного фонда в РФ» право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией РФ. При этом ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.
Законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом, что не нарушает конституционных прав граждан, закрепленных в статьях 40 и 35 Конституции РФ, положения которых не препятствуют отнесению жилых помещений, расположенных в общежитиях, к неподлежащим приватизации.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от 24.08.1993г, «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как этим правом граждан наделила статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Согласно п. 2 Положения о государственном учёте жилищного фонда в Российской Федерации (утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №), государственному учёту подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные жилые дома (общежития, гостиницы-приюты, дома и маневренного фонда, специализированные дома для одиноких, престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Заключение договоров социального найма жилых помещений в муниципальных общежитиях осуществляется по основаниям, установленным ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», которая к отношениям по пользованию жилыми помещениями в жилых домах, используемых в качестве общежитий, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и переданных в ведение органов местного самоуправления, распространяет действие норм Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма. Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного 7" фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 77-В09-5).
Право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
В силу ст. 6 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, указанным в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений, на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст.7, 8 указанного Закона порядка оформления передачи жилья, обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан. В соответствии с пунктами 1.9, 4.1.3 Положения «О порядке управления распоряжения муниципальным жилищным фондом городского округа Самары» полномочиями по распоряжению муниципальным жилищным фондом, в том числе специализированным, наделен Департамент 1 управления имуществом г.о. Самара.
На основании ст. ст. 92 и 100 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовые договора найма специализированных жилых помещений. В силу ст. ст. 12 и 15 указанных Правил, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом с учетом требований, установленных настоящими Правилами. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
Судом установлено, что Жарких Анна Валерьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вместе со своей дочерью Семеновой Валерией Александровной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2003г. и по настоящее время проживает в комнате №, общей площадью 13,8 кв.м., в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>.
Как следует из материалов дела, указанное помещение - комната № была предоставлена истцу для проживания на основании договора от 15.04.2003г., заключенного между нею и ОАО «Авиаагрегат».
Согласно выписке из реестра муниципального имущества объект недвижимости (жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, комн.59, является муниципальной собственностью городского округа Самара и включено в реестр ДД.ММ.ГГГГ. за номером 014286-59 на основании Постановления Главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. на основании Приказа Комитета по управлению имуществом <адрес> № от 20.05.2004г., общежитие, находящееся по адресу: <адрес>, было передано в хозяйственное ведение Муниципального предприятия «Зимовец».
Затем, распоряжением Главы Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. №-р и актом приема - передачи общежитие по адресу: <адрес>, было передано на эксплуатацию и содержание МП ЭСО <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. между истом и Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий <адрес> был заключен договор № найма жилого помещения, по условиям которого Жарких А.В. и ее дочери Семеновой В.А. во владение и пользование была предоставлена комната №, общей площадью 13,8 кв.м. в указанном общежитии.
Как установлено судом, на имя истца открыт лицевой счет, согласно которому истец регулярно и своевременно оплачивает за жилье и коммунальные услуги, задолженность по коммунальным услугам отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением № о передаче в собственность в порядке приватизации жилое помещение общей площадью 13,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, комната 59.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ. Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал в передаче указанной комнаты в собственность в порядке приватизации на том основании, что вселение истца в вышеуказанное жилое помещение произведено после передачи здания общежития в ведение органа местного самоуправления, таким образом, законные основания для приватизации жилого помещения - комнаты № расположенной по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Суд полагает, что доводы Департамента управления имуществом г.о. Самара не обоснованы и противоречат нормам действующего законодательства. Закрепленное на основе международно-правовых актов конституционное право каждого на жилище (ст.40 Конституции РФ) заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением, занимаемым лицом на законных основаниях, содействии в самостоятельном улучшении гражданами своих жилищных условий.
Департаментом управления имуществом городского округа Самара не оспаривалось законность вселения и проживания, а также членов ее семьи в комнате № в <адрес> в <адрес>, сведениями об отнесении данного жилого помещения к специализированному жилью суд не располагает, в связи с чме, приходит к выводу о том, что фактически истец и ее несовершеннолетняя дочь проживают в спорном жилом помещении на условиях социального найма.
В соответствии со ст. 11 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам предоставлена возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз.
Как установлено судом, истцы свое право на бесплатную приватизацию не реализовали.
Жилое помещение, а именно комната № расположенная по адресу: <адрес>, с момента передачи жилого дома в муниципальную собственность, не относится к специализированному жилищному фонду, в связи, с чем следует признать, что мы занимаем жилое помещение на условиях договора социального найма, таким образом, спорное жилое помещение подлежит передаче в порядке приватизации.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам предоставлена возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз.
С учетом того, что истцы вселены в спорное жилое помещение на законном основании на основании договора социального найма, права истцов на занимаемое жилое помещение никем не оспариваются, ранее правом приватизации не воспользовались, заявленные исковые требования истцов как законные и обоснованные подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Жарких Анны Валерьевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Семеновой Валерии Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права собственности в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Жарких Анной Валерьевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Семеновой Валерией Александровной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право общей долевой собственности по ? доли за каждой в праве общей долевой собственности на жилое помещение – комнату 59, общей площадью 13,80 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГг.
Председательствующий: Н.Ю.Бадьева