11 сентября 2017 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Петуховой Т.Э. при секретаре Урусовой С.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3927/2017 по иску Гончарова Н.Н., Гончарова И.А., Гончаров М.А, к Администрации г. Иркутска о включении в наследственную массу квартиры, признании право собственности на квартиру в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратились Гончарова Н.Н., Гончарова И.А., Гончаров М.А. с иском к Администрации г. Иркутска о включении в наследственную массу квартиру, находящуюся по адресу: <адрес обезличен> общей площадью .... кв.м., в том числе жилой .... кв.м., площадь балкона 7,2 кв.м., расположенное на 7этаже, подлежащую наследованию после смерти ГАВ; признать право собственности в порядке наследования по закону после смерти ГАВ, на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес обезличен>. общей площадью 72,6 кв.м., в том числе жилой .... кв.м., площадь балкона 7,2 кв.м., расположенное на 7 этаже за: Гончаровой Н.Н., в размере 4/6 доли в праве собственности, Гончаровым М.А., в размере 1/6 доли в праве собственности, Гончаровой И.А., в размере 1/6 доли в праве собственности. В обосновании иска указано следующее.
<Дата обезличена> умер ГАВ, что подтверждается Свидетельством о смерти серии II-CT <Номер обезличен>, выданного<Дата обезличена>. Гончарова Н.Н. приходилась умершему ГАВ супругой, что подтверждается Свидетельством о заключении брака серии III-CT <Номер обезличен>, выданного <Дата обезличена>. Гончарова И.А. приходилась умершему ГАВ. дочерью, что подтверждается Свидетельством о рождении серии VI-СТ <Номер обезличен>, выданного <Дата обезличена>. Гончаров М.А. приходился умершему ГАВ сыном, что подтверждается Свидетельством о рождении серии II-BC <Номер обезличен>, выданного <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> между застройщиком ВСК «ДомСтрой» и ГАВ был заключен договор участия в долевом строительстве жилого дома <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. Предметом договора являлось: обязательство Застройщика построить многоквартирный жилой дом и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию передать соответствующий объект долевого строительства Участник обязуется оплатить установленную настоящим договором сумму и принять объект долевого строительства, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, указанное жилое помещение соответствует квартире № <Номер обезличен> многоквартирного жилого дома (п. 2. договора <Номер обезличен> от <Дата обезличена>). Указанный договор участия в долевом строительстве жилья был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области <Дата обезличена>, что подтверждается регистрационной записью <Номер обезличен>.
<Дата обезличена> застройщиком Финансово-строительной компанией «ДомСтрой» и ГАВ, был подписан Акт приема- передачи жилого помещения (квартиры), согласно которому Застройщик передал, а Участник принял жилое помещение (квартиру) <Номер обезличен>, общей площадью 72,6 кв.м., в том числе жилой .... кв.м., площадь балкона .... кв.м., расположенное на 7 этаже многоквартирного жилого дома, по адресу; <адрес обезличен> (строительный адрес: <адрес обезличен>, блок-секция <Номер обезличен>, <адрес обезличен>). При жизни ГАВ не успел зарегистрировать право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью .... кв.м., принадлежащую, ему на основании договора участия в долевом строительстве жилого дома № <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, Акта приема - передачи от <Дата обезличена>. После смерти ГАВ <Дата обезличена> истцы обратились к Нотариусу Уссурийского нотариального округа Приморского края Нещерет Н.И. с заявлениями о выдаче свидетельств о праве собственности на вышеуказанную квартиру. Гончаровой Н.Н. был получен по почте письменный ответ от Нотариуса Уссурийского нотариального округа Приморского края Нещерет Н.И. о невозможности выдаче свидетельства о праве на наследство в отношении вышеуказанной квартиры и возврате документов. В качестве обоснования было указано следующее: «Поскольку права и обязанности по договору долевого участия прекратились подписанием акта приема-передачи и не могут быть предметом наследования, а право собственности на квартиру не прошло регистрацию в установленном законом порядке, то указанное наследственное имущество необходимо включить в наследственную массу и представить решение суда, вступившее в законную силу, о включении указанной квартиры в наследственную массу».
Таким образом, с учетом вышеуказанных обстоятельств истцы полагают, что несмотря на отсутствие факта государственной регистрации права собственности на квартиру в установленном законом порядке, данное недвижимое имущество принадлежало умершему ГАВ и после его смерти подлежит включению в наследственную массу.
В судебном заседании истцы Гончарова Н.Н., Гончарова И.А. в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении повторили и просили суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Истец Гончаров М.А, в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в представленном письменном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствии.
Представитель администрации г.Иркутска в судебное заседание не явилась, о дате и месте судебного заседании извещен надлежащим образом, в представленном письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации г.Иркутска.
Третье лицо нотариус Уссурийского нотариального округа Нещерет Н.И. в судебное заседание не явилась, о дате и месте судебного заседании извещена надлежащим образом, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила.
Суд с учетом мнения истцов Гончаровой Н.Н., Гончаровой И.А в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Гончарова М.А., представителя Администрации г.Иркутска, третьего лиц- нотариуса Уссурийского нотариального округа Нещерет Н.И.
Суд, заслушав пояснения истцов Гончарова Н.Н., Гончарова И.А., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
На основании ст.1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии со свидетельством о смерти серии II – СТ <Номер обезличен> ГАВ умер <Дата обезличена>.
В соответствии с п.1 ст.1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Согласно свидетельству о заключении брака серии III-СТ <Номер обезличен> ГАВ и Сурина Н.Н. <Дата обезличена> заключили брак, после заключения брака присвоены фамилии: мужу – Гоначарова, жене – Гоначарова.
В соответствии со свидетельством о рождении серии II-ВС <Номер обезличен> Гончаров М.А. родился <Дата обезличена>, родителями являются: отец – ГАВ, мать – Гончарова Н.Н.
Согласно свидетельству о рождении серии VI-СТ <Номер обезличен> Гончарова И.А. родилась <Дата обезличена>, родителями являются: отец – ГАВ, мать – Гончарова Н.Н.
Согласно п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Таким образом, Гончарова Н.Н., Гончарова И.А., Гончарова М.А. являются наследниками первой очереди по закону к имуществу умершего <Дата обезличена> ГАВ
Рассматривая требования истцов о включении в наследственную массу спорной квартиры суд полагает, что требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в силу следующего.
Судом установлено, что <Дата обезличена> между застройщиком ФСК «ДомСтрой» и ГАВ был заключен договор участия в долевом строительстве жилого дома № <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. Предметом договора являлось: обязательство Застройщика построить многоквартирный жилой дом и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию передать соответствующий объект долевого строительства Участник обязуется оплатить установленную настоящим договором сумму и принять объект долевого строительства, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, указанное жилое помещение соответствует квартире № <Номер обезличен> многоквартирного жилого дома (п. 2. договора <Номер обезличен> от <Дата обезличена>). Указанный договор участия в долевом строительстве жилья был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области <Дата обезличена>, что подтверждается регистрационной записью <Номер обезличен>.
<Дата обезличена> между застройщиком Финансово-строительной компанией «ДомСтрой» и ГАВ, был подписан Акт приема- передачи жилого помещения (квартиры), согласно которому Застройщик передал, а Участник принял жилое помещение (квартиру) <Номер обезличен>, общей площадью .... кв.м., в том числе жилой .... кв.м., площадь балкона .... кв.м., расположенное на 7 этаже многоквартирного жилого дома, по адресу; <адрес обезличен> (строительный адрес: <адрес обезличен>
При этом из доводов иска и пояснений истцов следует, что при жизни ГАВ не успел зарегистрировать право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью .... кв.м., принадлежащую, ему на основании договора участия в долевом строительстве жилого дома <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, Акта приема - передачи от <Дата обезличена>.
Из материалов следует, что после смерти ГАВ <Дата обезличена> истцы обратились к Нотариусу Уссурийского нотариального округа Приморского края Нещерет Н.И. с заявлениями о выдаче свидетельств о праве собственности на вышеуказанную квартиру (копии заявлений прилагаются). Гончаровой Н.Н. был получен по почте письменный ответ от Нотариуса Уссурийского нотариального округа Приморского края Нещерет Н.И. Исх. <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о невозможности выдаче свидетельства о праве на наследство в отношении вышеуказанной квартиры и возврате документов. В качестве обоснования было указано следующее:«Поскольку права и обязанности по договору долевого участия прекратились подписанием акта приема-передачи и не могут быть предметом наследования, а право собственности на квартиру не прошло регистрацию в установленном законом порядке, то указанное наследственное имущество необходимо включить в наследственную массу и представить решение суда, вступившее в законную силу, о включении указанной квартиры в наследственную массу».
Согласно п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" после передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании ст. 305 ГК РФ.
Согласно п. 7 ст. 4 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в случае смерти гражданина - участника долевого строительства его права и обязанности по договору переходят к наследникам, если федеральным законом не предусмотрено иное. Застройщик не вправе отказать таким наследникам во вступлении в договор.
В соответствии со ст.ст.1111,1112 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее- ГК РФ) наследование осуществляется по завещанию и закону, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012г. <Номер обезличен> «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на основании договора участия в долевом строительстве жилого дома № <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, Акта приема - передачи от <Дата обезличена> у ГАВ возникло право на спорную квартиру по адресу: <адрес обезличен> При этом право собственности на указанную квартиру в установленном законном порядке не было зарегистрировано.
В соответствии с п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно п.4 ст.1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия.
При таких обстоятельствах, установленных при рассмотрении дела, оценив все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования истцов подлежат удовлетворению в полном объеме.
Ответчик суду доказательства, опровергающие указанный вывод суда, в соответствии со ст.56 ГПК РФ суду не представил.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гончарова Н.Н., Гончарова И.А., Гончаров М.А, удовлетворить.
Включить в наследственную массу квартиру, находящуюся по адресу: <адрес обезличен> (общей площадью .... кв.м., в том числе жилой .... кв.м., площадь балкона .... кв.м., расположенное на 7 этаже), подлежащую наследованию после смерти ГАВ.
Признать право собственности в порядке наследования по закону после смерти ГАВ, на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес обезличен>. (общей площадью .... кв.м., в том числе жилой .... кв.м., площадь балкона .... кв.м., расположенное на 7 (седьмом) этаже) за:
Гончарова Н.Н., в размере 4/6 доли в праве собственности,
Гончаров М.А,, в размере 1/6 доли в праве собственности,
Гончарова И.А., в размере 1/6 доли в праве собственности.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г.Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: