Дело № 2-3705/2017
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2018 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Адиканко Л.Г.
при секретаре Петухове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Емельяновского района Красноярского края в интересах Романенко Александра Юрьевича к администрации Емельяновского района Красноярского края об обязании предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Емельяновского района, действуя в интересах Романенко А.Ю., обратился в суд с исковым заявлением к администрации Емельяновского района, в котором просил обязать ответчика предоставить материальному истцу жилое помещение на территории Емельяновского района или п. Кедровый по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее степени благоустройства указанных муниципальных образований, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью, исходя из нормы 33 кв.м., с допусками, установленными Законом Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка», мотивируя заявленные требования тем, что Романенко А.Ю. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители были лишены родительских прав; жилого помещения в собственности истца не имеется, по договору социального найма жилье не предоставлялось, жилым помещением он не обеспечен, в связи с чем имеет право на предоставление жилья на основании договора специализированного найма жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора Свириденко С.А. на заявленных требованиях настаивала, суду пояснила, что истец и его родители не имели жилья в собственности.
Истец Романенко А.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика – администрации Емельяновского района в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил, о времени и месте слушания дела надлежаще и заблаговременно извещен судом.
Представитель третьего лица – Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Законом Красноярского края от 24 декабря 2009 года N 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» наделены на неограниченный срок исполнительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (далее - органы местного самоуправления), в том числе муниципальное образование Емельяновский район, государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка".
Передаваемые государственные полномочия включают в себя, в том числе, приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление их по договорам найма специализированных жилых помещений рассматриваемой категории лиц, а также лицам, которые относились ранее к данной категории и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования.
В соответствии с частью 14 статьи 17 Закона края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения – 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обосновании своих требований и возражений.
Как установлено в судебном заседании, Романенко А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ, является сыном ФИО9 (л.д. 8).
Решением Емельяновского районного суда от 20.10.2006 года ФИО10 лишены родительских прав в отношении своих детей, в том числе, в отношении сына Александра (л.д. 9), и постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края № 1206 от 07.12.2006 года передан под опеку ФИО11
Указанным актом за несовершеннолетним закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> (л.д. 12).
Вместе с тем, проживание Романенко А.Ю. в данном жилье признано органом местного самоуправления невозможным, что следует из постановления администрации Емельяновского района № 1213 от 03.03.2015 года (л.д. 10-11).
Из исследованных в судебном заседании выписок из ЕГРН и сведений ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» следует, что в собственности истца и его родителей жилых помещений зарегистрировано не было.
По сообщению администрации Емельяновского района жилье истцу на условиях социального найма не предоставлялось.
Согласно представленной в дело справки МКУ "Управление образованием администрации Емельяновского района", 08.04.2015 года Романенко А.Ю. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. По состоянию 09.10.2017 года истец значится в указанной очереди под номером 3521 (л.д. 6).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Романенко А.Ю. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей; собственного жилья, либо закрепленного за ним жилого помещения, пригодного для проживания, не имеет; по договору социального найма или договору специализированного жилого помещения жилье ему не предоставлялось; будучи включенным в очередь лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями с апреля 2015 года, то есть, на протяжении трех лет, жильем не обеспечен, в указанной очереди значится под номером 3521, что не может быть признано адекватной мерой, направленной на соблюдение прав и законных интересов истца.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения истцу – лицу, оставшемуся без родительского попечения, возложенная на органы местного самоуправления согласно действующему закону, не исполнена, суд приходит к выводу о том, что нарушенное право истца будет восстановлено в полном объеме только после предоставления ему жилого помещения в соответствии с положениями ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Емельяновского района Красноярского края в интересах Романенко Александра Юрьевича удовлетворить.
Обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края предоставить Романенко Александру Юрьевичу по договору найма специализированного помещения на территории муниципального образования Емельяновский район либо п. Кедровый Красноярского края жилое помещение общей площадью в пределах нормы предоставления 33 кв.м., с допусками, установленными пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка», соответствующее степени благоустройства указанных муниципальных образований, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Ответчик может подать судье, вынесшему заочное решение, заявление об отмене настоящего решения в течение семи суток со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко