дело № 2-3970/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«06» сентября 2017 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Зиминой А.Е.
при секретаре Коробовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нехлебовой Е. Б. к Дементьеву А. Б., 3-лицу – СНТ «Ольшанка» о признании договора купли-продажи заключенным, установлении юридического факта владения на праве собственности земельным участком, включении земельного участка в наследственную массу, признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
установил:
Нехлебова Е.Б. обратилась в суд с требованиями о признании договора купли-продажи земельного участка №38, расположенный по адресу: СНТ «Ольшанка», <адрес>, заключенный между Нехлебовым Владимиром Давыдовичем и Дементьевым Алексеем Борисовичем, заключенным, установлении юридического факта владения Нехлебовым Владимиром Давыдовичем на праве собственности земельным участком с к.н. 50:13:0040111:30, расположенным по указанному адресу, о включении указанного земельного участка №38 площадью 600 кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для садоводства, в наследственную массу после смерти Нехлебова В.Д., о признании права собственности истца в порядке наследования после смерти Нехлебова В.Д. на указанный земельный участок.
В обоснование заявленных требований указано, что муж истицы, Нехлебов В.Д., умер 28.07.2015 г. Завещание при жизни не составлял. Истица в течение срока, установленного законом, обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти мужа, и ей было выдано свидетельство о праве на наследство на квартиру. Истица является единственным наследником ввиду отказа от наследства дочери Нехлебовой Наталии Владимировны и сына Нехлебова Сергея Владимировича. В 1995 году истицей с мужем был приобретен земельный участок №38, площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: СНТ «Ольшанка», <адрес> Земельный участок принадлежал ответчику на основании постановления Главы А. П. <адрес> МО от 02.02.1993 г. №200. Истицей с мужем была уплачена денежная сумма эквивалентная полутора тысячам долларов, составлена расписка о передаче денежных средств в счет договора купли-продажи. Муж истицы был принят в члены СНТ, начал оплачивать членские взносы и иные целевые взносы. Истице с мужем были переданы ключи, и они стали владеть и пользоваться спорным земельным участком, обрабатывать его, построили на нем садовый дом. После смерти мужа истица не нашла договор купли-продажи, хотя расписка о передаче денежных средств сохранилась. В связи с этим обстоятельством получение свидетельства о праве собственности на земельный участок у нотариуса не представляется возможным. Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер 50:13:0040111:30, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для садоводства. Таким образом, указанный земельный участок в 1995 году был передан фактически во владение и пользование Нехлебова В.Д., а денежные средства по сделке в полном объеме были переданы Дементьеву А.Б. Договор купли-продажи земельного участка считается заключенным, в связи с чем указанный земельный участок подлежит включению в наследственную массу после смерти Нехлебова В.Д.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Богомазова С.Ю. заявленные требования поддержала, обстоятельства, указанные в иске, подтвердила, просила иск удовлетворить.
Ответчик Дементьев А.Б. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался в порядке ст. 113 ГПК РФ, возражений по иску не представил.
Представитель третьего лица в судебном заседании председатель СНТ «Ольшанка» Орлова Г.Н. выступила на стороне иска, в полном объеме подтвердив все фактические обстоятельства, заявленные истцом, так же пояснила, что Дементьев А.Б. в СНТ не появлялся много лет, прав не указанный земельный участок заявлял, в списках СНТ не фигурирует, членом СНТ являлся супруг истца, который активно участвовал в делах СНТ. Председатель СНТ знает Дементьева А.Б. только по списку к Постановлению администрации 1993 г. о предоставлении земельных участков членам СНТ.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные доказательства, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что муж истицы (л.д. 6) Нехлебов В.Д., умер 28.07.2015 г. (л.д. 5).
Истица является единственным наследником ввиду отказа от наследства дочери Нехлебовой Н.В. и сына Нехлебова С.В. (л.д. 7).
Постановлением Главы Администрации Пушкинского района МО от 02.02.1993 г. №200 ответчику Дементьеву А.Б. был предоставлен в собственность земельный участок №38, площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: СНТ «Ольшанка», <адрес> (л.д. 11).
Согласно предоставлено суду расписки от 20.12.1995 г. Нехлебовым В.Д. была передана Дементьеву А.Б. денежная сумма, эквивалентная полутора тысячам долларов, в счет оплаты по договору купли-продажи земельного участка №в СНТ «Ольшанка» (л.д. 9).
Как пояснили суду явившиеся участники процесса, в связи с исполнением договора супруг истицы был принят в члены СНТ, оплачивал членские л и иные целевые взносы, принимал активное участие в делах СНТ, использовал приобретенный земельный участок по назначению (л.д. 10).
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер 50:13:0040111:30, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для садоводства (л.д. 8).
Вместе с тем, право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано не было.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 ГК Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно пункту 2 статьи 218 ГК Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу пункта 2 статьи 223 ГК Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Статьей 164 (пункт 1) ГК Российской Федерации установлено, что сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 данного Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда (пункт 3 статьи 165 ГК Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 432 ГК Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате.
Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя.
В соответствии с п.2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с п.1 ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно ч. 1 ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (ч.2 ст.1152 ГК РФ).
Оценив представленные сторонами доказательства в порядке ст.67 ГПК РФ, суд полагает заявленные требования истца соответствующими условиям ст.ст.165, 432 ГК РФ, в связи с чем подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Нехлебовой Елены Брониславовны к Дементьеву Алексею Борисовичу, 3-лицу – СНТ «Ольшанка» о признании договора купли-продажи заключенным, установлении юридического факта владения на праве собственности земельным участком, включении земельного участка в наследственную массу, признании права собственности на земельный участок в порядке наследования удовлетворить.
Признать договор купли-продажи земельного участка №38, расположенный по адресу: <адрес>., заключенный между Нехлебовым Владимиром Давыдовичем и Дементьевым Алексеем Борисовичем, заключенным.
Установить юридический факт владения Нехлебовым Владимиром Давыдовичем на праве собственности земельным участком с к.н. 50:13:0040111:30, расположенным по адресу: <адрес>
Включить в наследственную массу Нехлебовой Елены Брониславовны после смерти Нехлебова Владимира Давыдовича указанный земельный участок.
Признать за Нехлебовой Еленой Брониславовной право собственности на земельный участок №38, площадью 600 кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для садоводства, расположенный по адресу: <адрес>
Решение является основанием для регистрации права истицы на указанный в решении суда объект недвижимости и внесения необходимых сведений и изменений в ЕГРН.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 11.09.2017
Судья