Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2016 года г. Иркутск
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Галата С.В.,
при секретаре Дудкиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2475/16 по заявлению ИФНС России по Свердловскому округу г.Иркутска к ФИО1 об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска (далее также – налоговый орган, Инспекция) обратилась в Свердловский районы суд г. Иркутска с заявлением об установлении временного ограничения на выезд из Российской Федерации в отношении ФИО1, указав в обоснование следующее.
На исполнении в Свердловском отделе судебных приставов г. Иркутска находятся исполнительные производства <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, возбужденные на основании постановлений Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г.Иркутска от 09.09.2015 № 45952 в размере ...., о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) ФИО1 ИНН 142900110696 в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска. Должник ФИО1 в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения требований исполнительного документа, не уплатил сумму долга, указанную в исполнительных документах. Сведений об уважительности причин неисполнения должником также не предоставлено. Требования исполнительных документов должником до настоящего времени не исполнены.
На основании п. 4 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» 3 ст. 19, 125, 126 КАС РФ просит суд установить ФИО1 временное ограничение на выезд из Российской Федерации.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска, административный ответчик ФИО1, представитель заинтересованного лица службы судебных приставов ФССП России по Свердловскому административному округу г. Иркутска не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не представили.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца и административного ответчика, заинтересованного лица по правилам, предусмотренным ч. 2 ст. 150 КАС РФ.
Огласив административное исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для установления должнику временного ограничения на выезд из Российской Федерации исходя из следующего.
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами
Положениями ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "»Об исполнительном производстве» предусмотрено право судебного пристава-исполнителя устанавливать временные ограничения на выезд должника за переделы РФ в процессе исполнения требований исполнительных документов, совершения исполнительных действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или исполнительный документ неимущественного характера выданы не на основании судебного акта или не являются судебным актом, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска вынесено постановление от <Дата обезличена> <Номер обезличен> о взыскании с должника ФИО1 налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счёт имущества налогоплательщика – организации, индивидуального предпринимателя в размере .....
На основании указанных постановлений судебным приставом-исполнителем Свердловского отдела судебных приставов г. Иркутска УФССП по Иркутской области возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. На момент рассмотрения дела требования исполнительного документа должником ФИО1 не исполнены.
На основании ч.8 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трёхдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с ч.17 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днём вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Анализ материалов представленных суду, показывает, что сведений о направлении должнику копии постановлений о возбуждении исполнительных производств судебным приставом-исполнителем суду не представлено, из чего следует, что указанные документы должнику не направлялись, акты о совершении исполнительных действий по извещению должника о возбуждении исполнительных производств и вручения требований об исполнении требования исполнительных документов в установленный законом срок отсутствуют.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что отсутствует надлежащее уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства, и, соответственно, виновные противоправные действия (бездействие) должника по неисполнению требований исполнительного документа.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 Конституции РФ гарантируется право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Вместе с тем в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ указанное право может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Являясь мерой воздействия на должника, уклоняющегося от исполнения обязательств, ограничение выезда с территории Российской Федерации может быть применено к должнику только в том случае, если это уклонение носит виновный, противоправный характер.
Вместе с тем, в силу ст.ст. 14, 62, КАС РФ обязанность доказывания наличия предусмотренных п.5 ст.15 Федерального закона №114-ФЗ от 18.07.1998 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» оснований для применения указанной меры воздействия возлагается на ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска.
Кроме того из представленных материалов не возможно установить данные об уклонении должника от погашения задолженности и не исполнения требований судебного пристава-исполнителя.
В силу ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 года, участником которого является Российская Федерация, «каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. Упомянутые права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами».
В соответствии с практикой Европейского суда по правам человека право на свободу передвижения, гарантируемое п.п. 1, 2 ст. 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, направлено на обеспечение каждому права на свободу передвижения в пределах своей страны и права направиться в такую страну по выбору лица, в которую его впустят. Следовательно, свобода передвижения запрещает любые меры, направленные на вмешательство в это право или на ограничение пользования им, которые не соответствуют требованию меры, необходимой в демократическом обществе для достижения законных целей, указанных в п. 3 данной статьи.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что не имеется достаточных обстоятельств, влекущих возможность установления временного ограничения ФИО1 на выезд из Российской Федерации.
С учётом указанных обстоятельствах, применение такой меры воздействия на должника, как установление ограничения его выезда из Российской Федерации, по мнению суда, не является соразмерным допущенному им нарушению и противоречит принципам разумности и справедливости, в связи с чем, требования налогового органа удовлетворены быть не могут.
При этом суд обращает внимание, что отказ ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска в удовлетворении требований настоящего заявления, не лишает налоговый орган права обратиться в суд с аналогичным заявлением в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, после получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Инспекции федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу г. Иркутска об установлении временного ограничения на выезд из Российской Федерации в отношении ФИО1 - отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Галата С.В.
Решение изготовлено 12 мая 2016 года.