Дело №2-580/2020
УИД 03RS0011-01-2020-000540-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ишимбай 12 августа 2020 года
Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Яскиной Т.А.
при секретаре судебного заседания Григорьевой Н.Н.
с участием представителя истцов Егоровой Л.С.,
представителя ответчика Гизатуллина И.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по исковому заявлению Татарченкова Николая Анатольевича, Татарченковой Людмилы Николаевны, Шадриной Нины Николаевны к Администрации муниципального района Ишимбайский район РБ, Администрации сельского поселения Петровский сельсовет муниципального района Ишимбайский район РБ, Новиковой Тамаре Илгизовне, Новикову Юрию Николаевичу о признании объекта недвижимости жилым домом блокированной застройки и признании права собственности,
установил:
Истцы Татарченков Н.А., Татарченкова Л.Н., Шадрина Н.Н. обратились в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Администрации муниципального района Ишимбайский район РБ, Администрации сельского поселения Петровский сельсовет муниципального района Ишимбайский район РБ, Новиковой Т.И., Новикову Ю.Н о признании объекта недвижимости жилым домом блокированной застройки и признании права собственности.
В обоснование исковых требований указано, что истцы на основании договора передачи жилых квартир в совместную собственность от 30.07.1997 года являются собственниками квартиры с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес> В 2010 году в целях улучшения жилищных условий им была произведена реконструкция жилого помещения, в результате которой были снесены сени и возведены два пристроя (А1 и А2). В результате реконструкции общая площадь жилого помещения увеличилась до <данные изъяты> Согласно градостроительному заключению администрации муниципального района Ишимбайский район РБ №7 от 24.01.2020 года жилое помещение (литеры А, А1, А2, а3) выстроено без нарушений нормативов градостроительного проектирования муниципального района Ишимбайский район.
Указанная квартира, а также квартира №1, принадлежащая на праве собственности ответчикам Новиковой Т.И., Новикову Ю.Н. расположена на земельном участке с кадастровым номером №. Письмом №5273 от 16.12.2019 года Администрацией муниципального района Ишимбайский район истцам отказано в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с тем, что принадлежащий истцам объект недвижимости является квартирой.
При этом, принадлежащее ему жилое помещение отвечает всем признакам жилого дома блокированной застройки, поскольку каждый блок имеет признаки индивидуального жилого дома, общая с соседями только одна стена, в остальном части жилого дома полностью изолированы друг от друга, включая газо- и водоснабжение, у каждого имеются свои хозяйственные постройки. Указанное обстоятельство подтверждает и акт экспертизы №787842-2 от 23.12.2019 года.
С учетом вышеизложенного, истец просил прекратить право собственности истцов на объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенные по адресу <адрес>., снять указанный объект с кадастрового учета. Поставить на кадастровый учет блок №2 жилого блокированного дома, расположенного по адресу: <адрес> и признать за истцами право общей долевой собственности по 1/3 доли за каждым на указанный объект в реконструированном виде, общей площадью <данные изъяты> общей площадью жилых помещений <данные изъяты>., жилой площадью <данные изъяты> указав, что решение суда является основанием для подготовки технического плана и иной документации для последующей постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на объект недвижимости.
В судебном заседании представитель истцов Татарченкова Н.А., Татарченковой Л.Н. – Егорова Л.С., действующая по доверенности, поддержала уточненные исковые требования, просила удовлетворить иск.
Представитель ответчика администрации муниципального района Ишимбайский район РБ Гизатуллин И.К., действующий по доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал, если есть согласие соседей.
Иные лица в судебное заседание не явились. О судебном заседании извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступало.
От истца Шадриной Н.Н., представителя администрации сельского поселения Петровский сельсовет муниципального района Ишимбайский район РБ, представителя третьего лица Управления Росреестра по РБ поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия.
В материалах дела имеются заявления ответчиков Новиковой Т.И., Новикова Ю.Н. о рассмотрении дела без их участия, против удовлетворения заявленных требований не возражали.
От представителя Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ поступил письменный отзыв на исковое заявление, приобщенный к материалам дела.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
Согласно ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные» жилым блокированным домом признается жилой дом, состоящий из двух или более пристроенных друг к другу автономных жилых блоков, каждый из которых имеет непосредственный выход на приквартирный участок. Автономная часть блокированного жилого дома, включающая одну квартиру - это жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками.
Требования СНиП 31-02-2001 распространяются на блокированные дома, состоящие из двух или более пристроенных друг к другу жилых блоков, каждый из которых имеет непосредственный выход на участок.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) под «жилыми домами блокированной застройки» понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Принципиальным отличием жилых домов блокированной застройки от квартир является возможность выхода на территории общего пользования, а также отсутствие помещений общего пользования, что отличает их от многоквартирного дома.
Материалами дела установлено, что на основании договора передачи жилых квартир в совместную собственность от 30.07.1997 года Татарченкову Н.А., Татарченковой Л.Н., Шадриной (до заключения брака Татарченковой) Н.Н. на праве совместной собственности принадлежит квартира с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>
Адрес объекта указанный в договоре как <адрес> был изменен на <адрес> что подтверждается справкой администрации муниципального района Ишимбайский район №470 от 21.05.2020 года.
Согласно справки Ишимбайского городского филиала ГУП Центр учета, инвентаризации и оценке недвижимости РБ № от 06.11.2008 года право совместной собственности зарегистрировано в делах предприятия (реестровый номер 260 от 02.08.1997 года).
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 04.06.2020 г. сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> отсутствуют.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 08.05.2020 года на учете в качестве объекта недвижимости стоит квартира с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> собственниками которой являются Новикова Т.И., Новиков Ю.Н.
Вместе с тем, на учете в качестве жилого дома с кадастровым номером № стоит как жилой дом по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты>. Помещение с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>., указанное в выписке из Единого государственного реестра недвижимости как помещение входящее в состав жилого дома с кадастровым номером №, фактически в него не входит, так как наименование объекта указано как жилой дом, а не многоквартирный жилой дом, площадь объекта с кадастровым номером № не включена в общую площадь жилого дома, согласно плану расположения помещения (раздел 8 выписки) объект с кадастровым номером № состоит только из помещения с кадастровым номером №.
Согласно техническому паспорту спорный объект характеризуется как квартира <адрес>
Согласно части 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. При этом понятие многоквартирного дома Жилищным кодексом не определено. Однако данное определение предусмотрено пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Постановление №47). Так, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Кроме того, подразумевается, что многоквартирный дом имеет общее имущество помещений общего пользования, в том числе собственников помещений в таком доме.
Многоквартирным домом признаются также дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования (пункт 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса).
Поскольку в законодательстве отсутствуют четкие и отличительные признаки таких объектов, при определении принадлежности спорного объекта к тому или иному виду следует учитывать физические, явные отличительные признаки, такие как: количество этажей, количество выходов, отсутствие помещений и территорий общего пользования.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что истцами возведены к находящемуся в его собственности объекту пристрои литеры А1, А2, а3, при этом были снесены сени литеры а,а1,а2.
Согласно градостроительному заключению №7 от 24.01.2020 г. литеры А,А1,А2,а3 выстроены без нарушений нормативов градостроительного проектирования муниципального района Ишимбайский район РБ, утвержденный решением Совета муниципального района Ишимбайский район РБ №34/596 от 24.07.2015 г. Однако данные постройки являются самовольными. Право собственности и назначение объекта (блок блокированного жилого дома) установить в судебном порядке.
Из градостроительного заключения следует, что спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером № площадью 3441 кв.м., согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 08.05.2020 года категория земель - земли населенных пунктах, разрешенное использование – под жилую застройку малоэтажную.
В соответствии с ч.4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Из выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 02.09.2008 года, выданной администрацией сельского поселения Петровский сельсовет муниципального района Ишимбайский район РБ, Татарченкову Н.А. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером №. Однако провести межевание указанного земельного участка и зарегистрировать право собственности в Едином государственном реестре недвижимости истцам не представляется возможным, в связи с тем, что они являются собственниками квартиры (письмо администрации муниципального района Ишимбайский район №5273 от 16.12.2019 года).
Актом экспертизы № установлено, что согласно СНиП 31-02-2001 "Дома жилые одноквартирные", выявлено, что жилой дом, расположенный по адресу <адрес> является блокированным жилым домом, не имеет помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков, не имеет общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникаций, имеет самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем.
Согласно ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 17.11.1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» для строительства или реконструкции архитектурных объектов требуются разрешение на строительство (реконструкцию) уполномоченного на это органа, разрешение собственника земельного участка, а также наличие архитектурного проекта, выполненного в соответствии с архитектурно-планировочным заданием архитектора, имеющего лицензию на архитектурную деятельность. Строительство должно вестись с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям строительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (пп. 5 п. 3 ст. 8, п. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при её возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
В соответствии с актом экспертизы № жилой дом литера А, пристрой литеры А1, А2, расположенные по адресу: <адрес> соответствуют требованиям действующей строительной нормативно-технической документации для зданий и сооружений. При нормальных условиях эксплуатации здания и целом, при контроле состояния строительных конструкций, своевременной защите от разрушающих воздействий, угрозу жизни и здоровью граждан не представляют.
На основании изложенного суд считает, что требования истцов подлежат удовлетворению в полном объеме.
Принимая указанное решение, суд учитывает отсутствие какого-либо спора и нарушения прав и законных интересов других лиц.
Решение суда, подтверждающее, что объект является жилым домом блокированной застройки, является основанием для внесения в Единый государственный кадастр недвижимости соответствующих изменений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Татарченкова Николая Анатольевича, Татарченковой Людмилы Николаевны, Шадриной Нины Николаевны удовлетворить.
Прекратить право собственности Татарченкова Николая Анатольевича, Татарченковой Людмилы Николаевны, Шадриной Нины Николаевны на объект недвижимости - квартиру №2, расположенную по адресу <адрес> и снять данный объект недвижимости с кадастровым номером № с кадастрового учета.
Признать объект недвижимости, расположенный по адресу <адрес> жилым домом блокированной застройки, состоящим из двух блоков, поставив на кадастровый учет блок №2 жилого блокированного дома, расположенного по адресу: <адрес>
Признать за Татарченковым Николаем Анатольевичем, Татарченковой Людмилой Николаевной, Шадриной Ниной Николаевной право общей долевой собственности по 1/3 доли за каждым на объект недвижимости в реконструированном виде – блок №2 жилого блокированного дома, общей площадью <данные изъяты>., общей площадью жилых помещений – <данные изъяты>., жилой площадью – <данные изъяты>., расположенный по адресу <адрес>
Решение суда является основанием для подготовки технического плана и иной документации для последующего снятия и постановки на кадастровый учет объектов недвижимости и последующей регистрации права собственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня составления мотивированного решения – с 19.08.2020 года.
Судья подпись Т.А. Яскина