РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2016 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Цыдаевой В.П.,
при секретаре судебного заседания Васёвой Е.В.,
с участием помощника прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области Коваленко В.А.,
истца Кравченко А.В.,
представителя ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району – Карташова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-252/2016 по иску прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Кравченко А. В. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области обратился в суд в интересах Кравченко А. В. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району, в котором просил возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность построить (приобрести) жилое помещение площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной Постановлением Главы г. Н.Тагил от ДД.ММ.ГГГГ № и равной <...> кв.метрам общей площади жилого помещения на одного человека, для Кравченко А.В. и распределить жилое помещение Кравченко А.В.; обязать ГКУ «Фонд жилищного строительства» подготовить договор найма специализированного жилого помещения в течение <...> рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении Кравченко А.В. жилого помещения и направить данный договор в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Н.Тагилу и Пригородному району; обязать Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Н.Тагилу и Пригородному району обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения Кравченко А.В., которому распределено жилое помещение сроком на <...> лет в течение <...> дней с момента поступления указанного договора в Управление, а также в течение <...> рабочих дней от даты подписания Кравченко А.В. договора найма специализированного жилого помещения, подписанные экземпляры договора возвратить в ГКУ «Фонд жилищного строительства».
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Кравченко относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители решением Дзержинского районного суда г. Н.Тагила от ДД.ММ.ГГГГ лишены в отношении него родительских прав. На основании Постановления Главы г. Н.Тагила от ДД.ММ.ГГГГ №, Кравченко А.В. был направлен в МОУ <...> В соответствии с приказом начальника Управления социальной политики по Дзержинскому району г. Н.Тагил от ДД.ММ.ГГГГ №, Кравченко А.В. состоит в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда. Жилого помещения Кравченко А.В. по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено, чем нарушены его жилищные права. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета. Обязанность по предоставлению Кравченко А.В. жилого помещения на условиях найма специализированных жилых помещений возложена на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (в части строительства (приобретения) жилого помещения и его распределения лицу из числа детей-сирот), на ГКУ «Фонд жилищного строительства» (в части подготовки договоров найма специализированных жилых помещений и направления данных договоров в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Н.Тагилу и Пригородному району) и на Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Н.Тагилу и Пригородному району (в части обеспечения подписания договора найма специализированных жилых помещений с лицом из числа детей-сирот), данная обязанность до настоящего времени не исполнена, в связи с чем, жилищные права истца нарушены, и у Кравченко А.В. возникло право требовать предоставления ему жилого помещения путем обращения в суд. Кравченко А.В. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, жилого помещения в собственности не имеет, он достиг <...> возраста, опека либо попечительство в отношении него не устанавливались, жилое помещение до настоящего времени ему не предоставлено.
В судебном заседании прокурор и истец заявленные требования, основания и предмет иска, а также доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика – Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерство социальной политики Свердловской области по г.Нижний Тагил и Пригородному району (далее Управление социальной политики) в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что Управление социальной политики по г.Н.Тагилу и Пригородному району выполняет лишь функции по доведению до лица, которому распределено жилое помещение, сведений о заключаемом договоре найма специализированного жилого помещения и получению от него подписи в договоре. Договор найма специализированного жилого помещения с Кравченко А.В. на исполнение в Управление социальной политики по г. Н.Тагил и Пригородному району еще не направлялся. Следовательно, каких-либо нарушений прав истца со стороны Управления нет, просил отказать в удовлетворении требований к Управлению социальной политики.
Представитель ответчика - Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Представитель ответчика - Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, в адрес суда направил отзыв на исковое заявление, содержащий ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. По существу заявленных требований указал, что в соответствии с п.3 Постановления Правительства Свердловской области № 527-ПП от 24.04.2013 «Об утверждении Порядка приобретения жилых помещений, включаемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, заключаемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Порядок) источником финансирования являются средства областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, а получателем бюджетных средств является Фонд. В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений, государственные инвестиционные контракты на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственные контракты на участие в долевом строительстве, заключаемые на строительство (реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд Свердловской области. В списках детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Свердловской области на территории г. Н.Тагил, направленному в Фонд по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Кравченко А.В. числится под №. Считает, что нарушений прав истца нет, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке. В случае удовлетворения заявленных истцом требований, в первоочередном порядке вне установленного списка, будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещения возникло раньше, чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели. Для исполнения обязанностей по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, в том числе Кравченко А.В.(в случае удовлетворения исковых требований), Фондом в <...> при условии выделения дополнительных бюджетных ассигнований будет продолжена работа по проведению электронных аукционов на приобретение (строительство) жилых помещений, расположенных на территории г. Н.Тагил. Таким образом, при положительных результатах аукционов, при условии соблюдения сроков строительства жилых домов, оформления правоустанавливающих документов, предоставление жилого помещения Кравченко А.В. в случае удовлетворения требований планируется в <...>
Заслушав прокурора, представителя ответчика Управления социальной политики, огласив позицию не явившегося представителя ответчика Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства», исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Основания и порядок предоставления указанным выше лицам жилого помещения специализированного жилищного фонда предусмотрено главой 9 ЖК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 99.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ч. 1 ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В судебном заседании установлено, что Кравченко А.В. относится к лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается следующими письменными доказательствами:
- решением Дзержинского районного суда г. Н.Тагила Свердловской области от 25.05.2005 о лишении родительских прав К.Н.Ю. и ограничении в родительских правах К.В.А. в части совместного проживания и воспитания в отношении несовершеннолетнего К.В.А., с передачей ребенка органам опеки и попечительства;
- постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, которым Кравченко А.В. устроен в МОУ <...>» на полное государственное обеспечение, с реализацией права на жилую площадь, при отсутствии закрепленной жилой площади, по выпуску из учреждения государственного воспитания в соответствии с законодательством;
- выпиской из постановления Администрации г.Н.Тагила от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому, Кравченко А.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрирован в комнате жилой площадью <...> кв.м. по адресу: <адрес> составом семьи <...> человека, принят по месту жительства на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
- приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, которым Кравченко А.В. принят на учет для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области;
- сведениями Управления социальной политики от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что Кравченко А.В. закрепленного жилья не имеет, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником, жилое помещение в порядке ст. 8 ФЗ от 221.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не предоставлялось;
- справкой МКУ «Служба правовых отношений» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой, Кравченко А.В. зарегистрирован по адресу: <...>
- приказом Управления социальной политики от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утвержден обновленный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в Управлении социальной политики по Дзержинскому району г. Н.Тагил для целей предоставления жилых помещений государственно специализированного жилищного фонда Свердловской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В собственности жилых помещений, Кравченко А.В. не имеет, что подтверждается сообщением об отказе в предоставлении запрашиваемой информации и справкой филиала «Нижнетагильское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости».
Таким образом, жилищные права, приобретенные Кравченко А.В. по категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат реализации на условиях однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, заключаемому на пятилетний срок.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 года за № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти Свердловской области:
1) Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области:
по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (далее - жилые помещения) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства";
по содержанию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области:
по ведению перечня жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по ведению Реестра государственного имущества Свердловской области путем занесения соответствующих сведений о жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по управлению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относящимися к государственной казне Свердловской области;
3) Министерство социальной политики Свердловской области:
по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области;
по организационно-методическому руководству и контролю деятельности органов опеки и попечительства по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" в установленном порядке.
Согласно положениям Постановления Правительства Свердловской области № 527-ПП от 24.04.2013 года «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставлении жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям–сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области; получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений детям-сиротам, является ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», который размещает государственный заказ на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений. Жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность в соответствии с настоящим Порядком, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда. Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет учет жилых помещений, приобретенных детям-сиротам, включенных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, в Реестре государственного имущества Свердловской области. Учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области, которое ежегодно, в срок до 05 июля года, предшествующего планируемому, предоставляет в Фонд предварительный список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Уточненный список детей-сирот направляется Министерством социальной политики Свердловской области в Фонд.
Для распределения детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в управления социальной политики адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади:
1) по построенным жилым помещениям - в течение 3 рабочих дней от даты получения Фондом кадастрового паспорта на жилое помещение;
2) по приобретенным жилым помещениям - в течение 5 рабочих дней от даты регистрации государственного контракта на приобретение жилого помещения.
Управления социальной политики в течение 7 рабочих дней от даты получения адресного перечня жилых помещений представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. В приказах Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области указывается фамилия, имя, отчество гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адрес и общая площадь предоставляемого жилого помещения.
Фонд в течение 7 рабочих дней от даты получения из управлений социальной политики предложений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений осуществляет подготовку приказов о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета.
Приказы Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений. Форма договора найма специализированных жилых помещений устанавливается законодательством Российской Федерации.
Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».
Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения.
Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами. Срок действия договоров найма специализированных жилых помещений составляет пять лет.
В судебном заседании установлено, что Кравченко А.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения. В связи с чем, в силу вышеназванных норм законодательства, имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Однако до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, чем нарушены гарантированные государством права на обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки.
Таким образом, бездействие Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, как компетентного органа государственной власти, выразившееся в неисполнении в отношении Кравченко А.В. полномочий, возложенных на него Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП создает препятствия в реализации истцом своих жилищных прав и является незаконным.
С учетом указанных обстоятельств, исходя из анализа приведенных норм, требования прокурора являются законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Дзержинского района города Нижнего Тагила Свердловской области в интересах Кравченко А. В. удовлетворить:
Возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность построить (приобрести) жилое помещение, площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, равной <...> квадратным метрам общей площади жилого помещения на одного человека, для Кравченко А. В.; распределить жилое помещение Кравченко А. В..
Возложить на Государственное казенное учреждение «Фонд жилищного строительства Свердловской области» обязанность в течение десяти рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении Кравченко А. В. жилого помещения подготовить договор найма специализированного жилого помещения найма и направить в Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району.
Возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району обязанность в течение пяти рабочих дней после подписания договора с Кравченко А. В. направить его в Государственное казенного учреждение «Фонд жилищного строительства Свердловской области».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Мотивированный текст решения изготовлен 25 января 2016 года
Председательствующий