Дело № 2-790/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 февраля 2017года г. Уфа
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Шарипкуловой А.Ф.,
при секретаре Бабичевой Л.Х,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марковой О.В. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Маркова О.В. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, о признании права собственности на земельный участок, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес> ссылаясь на то, что является членом коллективного сада № Маркова О.В. просит признать за ней право собственности на земельный участок № кадастровый номер № площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>
На судебное заседание истец Маркова О.В. исковые требования поддержала, просила суд признать право собственности на земельный участок, находящийся в ее пользовании, суду пояснила, что данный земельный участок использует по назначению.
Представитель истца по устному ходатайству - Гарифуллин И.А., просил удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика, УЗИО Администрации ГО г. Уфа РБ по доверенностям Туктамышева А.А. исковые требование не признала, просила суд в их удовлетворении отказать, по основаниям указанным в отказе.
Представитель третьего лица ОСТ ОАО «УМПО» - Тарасов В.Н., просил исковые требования Марковой О.В.. удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан не явилися, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс РФ) суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся,
Изучив и оценив материалы гражданского дела, выслушав явившихся лиц, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Маркова О.В. является членом СНТ «Коллективный сад №» ОСТ ОАО «УМПО» и за ним закреплен земельный участок №.№ с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается членской книжкой садовода.
Маркова О.В. ДД.ММ.ГГГГг. обратилась в Администрацию города с заявлением о разрешении оформления в собственность занимаемого ей земельного участка с кадастровым номером №. №. находящегося по адресу: <адрес>
Письмом УЗИО Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ за № № Марковой О.В. отказано в удовлетворении заявления, так как доказательств выделения СНТ «Коллективный сад №» земельного участка, в пределах которого расположен испрашиваемый земельный участок, для организации коллективного сада, не имеется а также в связи нахождением земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Как следует из кадастрового паспорта земельный участок с кадастровым номером № сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: существующие территории, предоставленные для ведения садоводства и дачного хозяйства, подсобные хозяйства, площадь <данные изъяты> кв. м +/- <данные изъяты> кв метров, местоположение: <адрес>.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ (редакции от 8 марта 2015 г.) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» - пунктом 2.7, до 31 декабря 2020 г. члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
На основании пункта 2.8 этой же статьи 11 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Черниковского городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью <данные изъяты> га предоставлен под плодовоягодные сады коллективам рабочих и служащих через профсоюзные организации и на основании Акта об отводе границ участка и красный линий в натуре от ДД.ММ.ГГГГ коллективному саду № рабочих и служащих завода УМЗ отведен в натуре земельный участок площадью <данные изъяты> га, к указанному акту приложен схематический чертеж участка.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован Устав садоводческого товарищества коллективного сада № УМПО.
Согласно п.1.1. Устава ОСТ ОАО «УМПО», зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ №, потребительский кооператив ОСТ ОАО «УМПО» создан в результате реорганизации в форме преобразования общественного объединения «Огородно-садоводческие товарищества при АО «УМПО», зарегистрированного постановлением главы <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ
Потребительский кооператив ОСТ ОАО «УМПО» является правопреемником всех прав и обязанностей (включая штрафы и пени) реорганизованного в форме преобразования Огородно-садоводческих товариществ при АО «УМПО».
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждено, что ОСТ ОАО «УМПО» коллективный сад № является правопреемником Огородно-садоводческого товарищества при АО УМПО коллективный сад №, которому земельный участок предоставлен в ДД.ММ.ГГГГ г.
Из представленных материалов дела, членской книжки садовода, выписки из протокола, испрашиваемым участком №.№ в коллективном саду № ОСТ ОАО «УМПО» пользуется истец, является членом садоводческого товарищества, ею осуществляется плата ежегодных членских взносов.
Испрашиваемый земельный участок № расположен в границах коллективного сада № ОСТ ОАО «УМПО», что не оспаривалось сторонами, подтверждается описанием местоположения земельного участка и заключением председателя правления, кадастровым планом земельного участка, заключением кадастрового инженера.
Сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок в ЕГРН отсутствуют.
Таким образом, Маркова О.В. является членом коллективного сада № ОСТ ОАО «УМПО», земельный участок которому предоставлен до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», на законных основаниях владеет спорным участком, расположенным на территории данного коллективного сада; использует участок по его целевому назначению - для ведения садоводства, регулярно оплачивает ежегодные членские взносы, задолженности по их уплате не имеет.
В абз. 6 п. 2.7 названной ст. 11 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ указано, что в случае, если указанные в абзаце втором или пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельный участок определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
Из подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации).
Статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) введены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, согласно пункту 1 которого водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункты 4, 5 статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ).
Доказательств того, что испрашиваемый участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или в отношении него федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием для отказа в его предоставлении Марковой О.В. Администрацией города не представлено.
Указание Администрации города о том, что испрашиваемый земельный участок входит во второй пояс зоны санитарной охраны водных объектов какими-либо доказательствами не подтверждены.
Кадастровый паспорт земельного участка № также не содержит каких-либо обременений использования земельного участка, указанное также подтверждается выкопировкой из публичной кадастровой карты, находящейся в общем доступе на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адресу: <адрес>
Истцом суду предоставлен протокол осмотра доказательств заверенной Сиражетдиновой Ф.А. исполняющего обязанности нотариуса нотариального округа г. Уфа РБ Зоновой О.Н. за № от ДД.ММ.ГГГГ а также заключение кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах кадастрового квартала №.
В материалы дела не представлены документы, на основании которых возможно определить отнесение спорного земельного участка к ограниченным в обороте, органом исполнительной власти зоны санитарной охраны источника водоснабжения, границы первого, второго пояса и третьего пояса ЗСО не установлены.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017), единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Кроме того, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017), в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях:
1) индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения);
2) описание местоположения границ таких зон и территорий;
3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий;
4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений;
В ответе ответчика имеется ссылка на Распоряжение Кабинета Министров от ДД.ММ.ГГГГ № – р, между тем данное постановление официально нигде не публиковалось.
Как следует из п.6 Постановленич Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" с изменениями и дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением, суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.
Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (в редакции Указов Президента Российской Федерации от 16 мая 1997 г. N 490 и от 13 августа 1998 г. N 963, от 28 июня 2005 г. N 736, от 17 ноября 2011 г. N 1505, от 2 февраля 2013 г. N 88, от 14 октября 2014 г. N 668).
Пункт 7, указанного постановления гласит, если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.
Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т. д.).
В материалы дела не представлены документы, на основании которых возможно определить отнесение спорного земельного участка к ограниченным в обороте, органом исполнительной власти зоны санитарной охраны источника водоснабжения; границы первого, второго пояса и третьего пояса ЗСО не установлены.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений ч. 1 - 3 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Следовательно, стороны по делу вправе предоставлять любые доказательства, достоверные и относимые доказательства, которые обосновывают их позицию в суде. Позиция ответчика по делу никаким доказательствами не подтверждена, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для отказа в удовлетворении исковых требований Марковой О.В. о признании права собственности на земельный участок.
При таких обстоятельствах, требования о признании за истцом права собственности на испрашиваемый земельный участок, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Марковой О. В. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за Марковой О. В. право собственности на земельный участок № общей площадью <данные изъяты> кв. м +/<данные изъяты> кв. метров, кадастровый номер №, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>
Данное решение считать основанием для внесения данных в ЕГРН о регистрации за Марковой О.В. право собственности на земельный участок № общей площадью <данные изъяты> кв. м +/-<данные изъяты> кв метров, кадастровый номер №, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, коллективный сад № ОСТ ОАО УМПО в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Уфы.
Судья: Шарипкулова А.Ф.