Дело У
копия
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2019 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Ерохиной А.Л.,
при секретаре Моисеенко С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению А1 к администрации г. Красноярска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Сизых Л.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г. Красноярска о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: Х Х Х, общей площадью 60,5 кв. м. Свои требования мотивирует тем, что с 1977 года истец пользуется спорным жилым помещение и состоит на регистрационном учете. Спорное жилое помещение предоставлено Сизых Л.В. на основании ордера № НО-508 от 10 сентября 1970 года как работнику «Школы-интерната №1». В спорном жилом помещении также проживают Морозова Ж.В., 00.00.0000 года года рождения (дочь), Красникова И.О., 00.00.0000 года года рождения (внук), и Осипенко К.А., 00.00.0000 года года рождения (внучка), которые от участия в приватизации отказались. Жилое помещение, расположенное по адресу: Х Х Х является муниципальной собственностью и отнесено к специализированному жилищному фонду. Указанный квартира, хотя и имеет статус «общежитие школы-интерната № 1 (28)», однако находящиеся в нем жилые помещения используются для постоянного проживания граждан и оборудованы необходимыми для проживания удобствами. Истец проживает в спорном жилом помещении постоянно, задолженность по квартплате отсутствует, иного жилья в собственности не имеет, ранее в приватизации участия не принимала.
Истец Сизых Л.В., в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, доверила представлять свои интересы Осипенко А.А.
Представитель истца Осипенко А.А., действующий на основании доверенности от 28 марта 2019 года, в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица КГБОУ «Красноярска школа № 1» и.о. директора Вокин К.Н. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика администрации г. Красноярска, представитель соответчика Администрации Октябрьского района г. Красноярска, представители третьих лиц ООО УК «ЖСК», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, третьи лица Морозова Ж.В., Красников И.О., Осипенко К.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В силу ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства, а потому суд, с учетом мнения стороны истца, полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.
Названные Правила также предусматривают, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда (пункт 15).
Согласно ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при этом жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних, а в соответствии со ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а в соответствии со ст. 7 указанного Закона к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма со всеми вытекающими последствиями, в том числе с правом приватизации гражданами занимаемых ими жилых помещений в этих домах.
Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 3 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», определение законодателем круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина только в том случае, если обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.
Статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Конституционный Суд РФ разъяснил, что введение в действующее законодательство указанной нормы было обусловлено задачей защиты прав тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилой площади, принадлежащей другому наймодателю, не являющемуся их работодателем, что исключало возможность использования этих помещений в качестве общежитий и, соответственно, выселения проживающих в них граждан по основаниям, предусмотренным для выселения из специализированного жилищного фонда. Фактически это привело к изменению их правового статуса и тем самым потребовало изменения правового режима занимаемых жилых помещений (Определение Конституционного Суда РФ от 3 июля 2007 года N 425-0-0 N 189-ФЗ).
Таким образом, общежития, которые принадлежали государственным предприятиям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие письменной формы договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, те граждане, которые проживали и проживают в жилых помещениях общежитий, принадлежавших государственным предприятиям и переданных в ведение органов местного самоуправления, признаются проживающими в нем по договору социального найма и вправе приобрести их в собственность на основании ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда РФ».
Как установлено судом, Сизых Л.В. в 1977 году, будучи сотрудником «Школа-интернат № 1» получила ордер № НО-508 для проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: Х Х Х (л.д. 12).
В спорном жилом помещении также проживают Морозова Ж.В., 00.00.0000 года года рождения (дочь), Красникова И.О., 00.00.0000 года года рождения (внук), и Осипенко К.А., 00.00.0000 года года рождения (внучка), которые от участия в приватизации отказались, что подтверждается согласиями (л.д. 35-37).
С указанного времени и до настоящих дней истец проживает в спорном жилом помещении, несет расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг, о чем свидетельствует выписка из финансового лицевого счета (л.д. 20).
Квартира, расположенная, по адресу: Х Х отнесено к специализированному жилищному фонду. Исходя из того обстоятельства, что изначально спорное жилье находилось в государственной собственности и передано в муниципальную собственность, суд приходит к выводу, что истец фактически занимает спорное жилое по договору социального найма жилого помещения, и последующее изменение статуса общежития путем включения его в специализированный жилой фонд не влияет на права истца, вселившегося в спорное жилое помещение.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права. Согласно п.1 ч.3 ст.11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права. В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ч.ч.1,2 ст.672 ГК РФ, в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем.
В силу ст.11 указанного Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии со ст. 8 указанного Закона, в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд, поэтому, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд о признании за ним.
Материалами дела подтверждено, что истец вселена в квартиру, расположенную по адресу: Х Х Х, где и проживает до настоящего времени, что подтверждается выпиской из домовой книги и финансово-лицевым счетом на указанную квартиру, из которых следует, что Сизых Л.В. зарегистрирована в данном жилом помещении в 1971 году.
Оснований сомневаться в законности вселения истца в занимаемое жилое помещения, находящееся в общежитии, на основании ордера, при наличии у истца регистрации в спорном жилом помещении по месту жительства и несения расходов по содержанию жилых помещений, у суда не имеется.
МБУ города Красноярска «Центр недвижимости» удостоверило, что Сизых Л.В. право бесплатной приватизации жилого помещения в г. Красноярске не реализовала.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08 апреля 2019 года прав собственности и иных вещных прав на жилое помещение по адресу: Х не зарегистрировано (л.д. 21,22).
В силу указания ч.2 ст.62 ЖК РФ самостоятельным предметом договора социального найма может быть только изолированное жилое помещение.
Согласно ч.1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
В соответствии с техническим планом жилого помещения от 09 февраля 2015 года Х, расположенная по адресу: Х является изолированным жилым помещением и имеет общую площадь 60,5 кв.м. (л.д. 23-27).
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, суд предлагал ответчикам представить доказательства наличия оснований, препятствующих приватизации спорного жилого помещения и удовлетворению исковых требований, а также разъяснял ответчикам, что непредставление доказательств и возражений не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Между тем, ответчиками не представлено суду доказательств наличия препятствия для приватизации спорного жилого помещения.
Оценивая представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец вселена в спорное жилое помещение в установленном законом порядке, с момента вселения использует помещения по прямому назначению, оплачивает жилищно-коммунальные услуги и считается проживающей в данных изолированных жилых помещениях на условиях договора социального найма.
С учетом изложенного суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 235 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за А1, 00.00.0000 года года рождения, право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Х Х, общей площадью 60,5 кв.м, в порядке однократной бесплатной приватизации.
Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд г. Красноярска заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Подписано председательствующим
Копия верна
Судья Ерохина А.Л.