Дело №2-1696/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 октября 2015 года город Симферополь
Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Кучеренко Н.В.,
при секретаре – ФИО6,
с участием истца – ФИО4,
ФИО3 истца – ФИО8, ФИО9,
ФИО3 ответчиков – ФИО7, ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО12 к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, ФИО3 Республики Крым о возложении обязанности совершить определённые действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО4 обратилась в суд с иском первоначально к Ликвидационной комиссии Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы, Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, ФИО3 Республики Крым о солидарном взыскании среднего месячного заработка в сумме 31 858,88 руб. за период трудоустройства за второй месяц после увольнения в связи с ликвидацией Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы.
Исковые требования мотивированы тем, что истица работала в территориальном отделении Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы на должности методиста высшей категории. Во исполнение распоряжения ФИО3 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О ликвидации Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы» была создана ликвидационная комиссия Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы, председателем которой была назначена ФИО2, заместитель директора Фонда. 30.12.2014г. в соответствии с приказом ликвидационной комиссии Фонда от ДД.ММ.ГГГГ № л/с истица была уволен в связи с ликвидацией организации по п.1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. 26.02.2015г. бывший сотрудник Фонда, также уволенный в связи с ликвидацией, ФИО8 как председатель профсоюзного комитета, от имени истицы обратился к председателю ликвидационной комиссии Фонда по поводу выплаты среднего месячного заработка на период трудоустройства за второй месяц (февраль 2015 года) после увольнения в связи с ликвидацией организации в соответствии со ст.178 ТК РФ. Однако, председатель ликвидационной комиссии Фонда заявила, что ДД.ММ.ГГГГ распоряжением ФИО3 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении ликвидационного баланса Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы» утвержден ликвидационный баланс Фонда и выплата истице среднего заработка на период трудоустройства за второй месяц после ликвидации организации произведена не будет, что противоречит Конституции РФ и ТК РФ. Кроме того, распоряжением ФИО3 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об отмене регистрации Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы» отменена регистрация Фонда. Принятием указанных распоряжений была исключена возможность истицы обратиться за выплатой среднего месячного заработка в период выплаты заработной платы на предприятии с 01 по ДД.ММ.ГГГГг. С момента увольнения в связи с ликвидацией организации и по ДД.ММ.ГГГГ истица трудоустроена не была. Следовательно, истица имеет право на выплату среднего месячного заработка на период трудоустройства за второй месяц после увольнения в связи с ликвидацией организации. Согласно справке о средней заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ №, размер выходного пособия составляет 31858,88 руб., в связи с чем, истица, обращаясь в суд, просит взыскать с ответчиков средний месячный заработок на период трудоустройства за второй месяц после увольнения в связи с ликвидацией организации в размере 31858,88 руб.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело в части исковых требований к ответчику Ликвидационной комиссии Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы прекращено по причине прекращения деятельности данным органом.
После чего, в дальнейшем, истица уточнила исковые требования, просит обязать ответчиков Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, ФИО3 Республики Крым принять меры по обеспечению в её пользу выплаты в сумме 22 639,07 руб., и довести до неё сведения о порядке выплаты. При этом, размер выплаты истицей был уменьшен до 22 639,07 руб. в связи с уточнением расчёта такой выплаты.
В судебном заседании истец и его ФИО3 по письменному заявлению доверителя в суде – ФИО8 и ФИО9 уточненные исковые требования поддержали в полном объёме, просили удовлетворить на основании вышеизложенного.
ФИО3 Министерства труда и социальной защиты Республики Крым по доверенности - ФИО7 исковые требования не признала в полном объеме и пояснила, что Министерство труда и социальной политики не является надлежащим ответчиком по делу. Министерство не является учредителем Фонда, а также не является органом, по решению которого произведена ликвидация Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы, и соответственно, не имеет полномочий и оснований обеспечить выплату уволенным работникам сохраняемой заработной платы на период трудоустройства по месту нахождения ликвидированного (реорганизованного) предприятия.
ФИО3 Республики Крым по доверенности - ФИО10 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме. Пояснила, что согласно действующему законодательству взыскание в судебном порядке среднего месячного заработка на период трудоустройства (за второй и третий месяц со дня увольнения) возможно только с работодателя, взыскание данных выплат с иных лиц, с которыми истец не был связан трудовыми отношениями, не допускается. ФИО3 Республики Крым не являлся работодателем истца. Фонд действовал на основании Положения, утвержденного постановлением ФИО3 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Временного положения о Фонде общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы», которым было установлено, что Фонд является учреждением Республики Крым, находящимся в сфере управления Министерства социальной политики Республики Крым, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в органах казначейской службы и учреждениях банков, в том числе валютные, гербовую печать со своим наименованием, штампы, бланки. ФИО3 Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ распоряжением №-р «Об утверждении ликвидационного баланса Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы» утвержден ликвидационный баланс Фонда, распоряжением №-р «Об отмене регистрации Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы» отменена регистрация Фонда. Таким образом, Фонд, в структуру которого входил и Крымский центр профессионально-технического образования Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы, где работал истец, был ликвидирован, ни Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, ни ФИО3 Республики Крым не являются его правопреемниками. После проведения ликвидационной комиссией мероприятий, связанных с ликвидацией Фонда и высвобождением работников, был составлен ликвидационный баланс Фонда, Министерством труда и социальной защиты Республики Крым были подготовлены и внесены на рассмотрение проекты распоряжений ФИО3 Республики Крым «Об утверждении ликвидационного баланса Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы» и «Об отмене регистрации Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы». Согласно ликвидационному балансу, представленному в ФИО3 Республики Крым, задолженность у Фонда отсутствует. Полагает, что ссылки истца на нормы Постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам Секретариата Всесоюзного Центрального ФИО3 профессиональных союзов от ДД.ММ.ГГГГ №, несостоятельны, поскольку его положения применяются в той части, которой они не противоречат ТК РФ. ТК РФ предусмотрены гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора, которые подлежат выплате работодателем и не сдержать указаний на обязанность органа, по решению которого произведена ликвидация предприятия, осуществлять какие-либо выплаты уволенным работникам или обеспечивать их выплату.
Суд, выслушав истицу и её ФИО3, ФИО3 ответчиков, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 56, 68, 196 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны; суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Судебным рассмотрением установлено, что 27.03.2014 года истица была принята на работу в Крымский центр профессионально-технического образования, который являлся территориальным отделением Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы, на должности методиста. Приказом от 29.12.2014 №276-л/с истица уволена с работы с 30.12.2014 г. на основании п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации (л.д.5-10).
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 17.03.2014 №168-р «О регистрации Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы» Фонд был зарегистрирован, ему присвоен идентификационный код юридического лица – 0010059.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 25.02.2015 №154-р «Об утверждении ликвидационного баланса Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы» утвержден ликвидационный баланс Фонда, распоряжением №155-р «Об отмене регистрации Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы» отменена регистрация Фонда (л.д.15).
Фонд общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы (далее Фонд) действовал на основании Временного Положения о Фонде общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 17 марта 2014 года №41.
В соответствии с п.1 Временного Положения, Фонд является учреждением Республики Крым, находящимся в сфере управления Министерства социальной политики Республики Крым.
В соответствии с п. 15 Временного Положения, Фонд содержится за счет страховых взносов.
Статьей 22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Статья 130 ТК РФ в качестве одной из основных государственных гарантий по оплате труда называет обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности. Реализация этой гарантии обеспечивается нормами гражданского законодательства, предусматривающими очередность удовлетворения требований кредиторов.
Частью 12 ст. 20 ТК РФ предусмотрено, что по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
В силу требований статей 2, 7, 8 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 2), 37 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в целях обеспечения баланса конституционных прав и свобод работников и работодателей, являющегося необходимым условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом государстве и составляющего основу для справедливого согласования прав и интересов сторон трудового договора посредством соответствующего правового регулирования, законодатель вправе был установить для работодателя дополнительные обязанности по отношению к увольняемым работникам, которые представляют собой менее защищенную сторону трудовых отношений, нуждающуюся в дополнительной защите.
Предоставление работодателю права расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе предполагает и возложение на него обязанности по соблюдению определенных законодателем правовых гарантий защиты увольняемого работника от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате потери работы.
К их числу относятся гарантии, установленные ст. 178 ТК РФ, из содержания которой следует, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Таким образом, из системного толкования действующего трудового законодательства усматривается, что работники, уволенные в связи с ликвидацией организации (учреждения), не могут быть лишены предусмотренных трудовым законодательством гарантий в виде выплаты среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
По смыслу норм трудового законодательства, выходное пособие выплачивается работнику в день окончания трудового договора. Для того чтобы работник получил сохраненный за ним средний заработок, он должен представить работодателю соответствующее заявление и трудовую книжку, в которой отсутствует запись о трудоустройстве. Поскольку средний заработок сохраняется за работником на срок не свыше двух месяцев (с зачетом выходного пособия), то работодатель обязан выплатить его по окончании второго месяца с момента прекращения трудового договора.
Из материалов дела следует, что право на получение среднего месячного заработка за второй месяц после увольнения наступило у истца 01 марта 2015 года, поскольку она не была трудоустроена.
То обстоятельство, что возможность реализации данного права возникла уже после издания распоряжения Совета министров Республики Крым от 25.02.2015 года № 154 – р «Об утверждении ликвидационного баланса Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы» и распоряжения Совета министров Республики Крым от 25.02.2015 года №155-р «Об отмене регистрации Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы», не может являться основанием ограничения трудовых прав истца, гарантированных ему нормами Конвенции Международной Организации Труда №95 и Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлен факт нарушения трудовых прав истицы на получение среднего месячного заработка при увольнении в связи с ликвидацией, которые не были реализованы по независящим от него обстоятельствам.
В соответствии с положениями ст.423 ТК РФ, до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
В силу ст.423 ТК РФ, в настоящее время действует Положение о порядке высвобождения, трудоустройства рабочих и служащих и представления им льгот и компенсаций (в редакции постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 10.10.1990 года № 393/18 – 69).
В соответствии с п. 12 указанного Положения, выходное пособие выплачивается предприятием при увольнении работника. Выплата сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства производится после увольнения работника по прежнему месту работы в дни выдачи на данном предприятии заработной платы по предъявлению паспорта и трудовой книжки, а за третий месяц со дня увольнения - и справки органа по трудоустройству (кроме лиц, уволенных в связи с реорганизацией или ликвидацией предприятия).
Орган, по решению которого произведена реорганизация или ликвидация предприятия, должен обеспечить выплату уволенным работникам сохраняемой заработной платы на период трудоустройства по месту нахождения ликвидированного (реорганизованного) предприятия, а в необходимых случаях - определить правопреемника, на которого возлагается обязанность производить эти выплаты.
Органом, принявшим решение о ликвидации Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы, является Совет Министров Республики Крым.
Поскольку истица не имела возможности предъявить к ликвидационной комиссии требование о выплате среднего месячного заработка на период трудоустройства за второй месяц со дня увольнения в установленные сроки, и не была трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения, то ее требования к Совету министров Республики Крым подлежат удовлетворению.
Министерство труда и социальной защиты Республики Крым не являлось органом, принявшим решение о ликвидации Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы, в связи с чем, исковые требования к данному ответчику являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Произведенный истцом расчет средней месячной заработной платы составлен на основании справки о доходах, не опровергнут ответчиками, в связи с чем, суд при постановлении решения суд руководствуется данным расчетом.
На основании изложенного, ст.ст. 2, 7, 8, 17, 19, 34, 35, 37,55 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 20, 22, 130, 178, 423 ТК Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд,-
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО4 к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, Совету министров Республики Крым о возложении обязанности совершить определённые действия – удовлетворить частично.
Обязать Совет министров Республики Крым принять меры по обеспечению выплаты в пользу ФИО4 среднего месячного заработка в сумме 22 639 (двадцать две тысячи шестьсот тридцать девять) рублей 07 копеек за период трудоустройства за второй месяц после увольнения в связи с ликвидацией Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы, и довести до сведения ФИО4 о порядке выплаты 22 639,07 рублей.
В удовлетворении остальных исковых требований – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.В. Кучеренко
Решение суда вынесено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.