Дело № 2-318/2014
Решение
именем Российской Федерации
07 августа 2014 года Приаргунский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Помигуева В.В.,
при секретаре Улановой Н.Г.,
с участием истца Петухова В.В.,
представителя ответчика администрации муниципального района «Приаргунский район» Суходолина С.В. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании в п.Приаргунск гражданское дело по исковому заявлению Петухова В.В. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Молодежнинская средняя общеобразовательная школа, администрации муниципального района «Приаргунский район», Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы (в части обеспечения минимального размера оплаты труда),
установил:
Истец обратился в суд с указанным исковым заявлением мотивируя тем, что работает <данные изъяты> в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Молодежнинская средняя общеобразовательная школа с 01.12.2013 года. Его заработная плата с 01.01.2014 года включает в себя оклад, районный коэффициент 40% и надбавку за непрерывный стаж работы 30%. Считает, что включение компенсационных выплат, а именно районного коэффициента и процентной надбавки в размер заработной платы, общая сумма которой не превышает минимальный размер оплаты труда, нарушает его трудовые права и не соответствует действующему законодательству.
Сумма недоначисленной заработной платы за период – январь, февраль, март 2014 года по расчетам истца составила <данные изъяты> рублей.
Полагает, что действиями ответчика, нарушающими его трудовые права, ему причинен моральный вред.
Просит суд взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Молодежнинская средняя общеобразовательная школа недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 1 января по 31 марта 2014 года в сумме <данные изъяты> рублей, взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Обязать администрацию муниципального района «Приаргунский район» профинансировать денежными средствами работодателя для выплаты недоначисленной заработной платы.
Обязать работодателя начислять и выплачивать заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате сверх минимального размера оплаты труда.
Определением суда от 19.05.2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
Определением суда от 20.06.2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков привлечено Министерство финансов Забайкальского края.
В судебном заседании истец Петухов В.В. на исковых требованиях настаивал.
Представитель администрации муниципального района «Приаргунский район» Суходолин С.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, указал, что администрация муниципального района «Приаргунский район» является ненадлежащим ответчиком, также ссылался на пропуск истцом трехмесячного срока обращения в суд.
Представитель ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Молодежнинская средняя общеобразовательная школа Мироманова Н.В. просила рассмотреть дело в её отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края не явился, не просил об отложении разбирательства, не представил суду сведений об уважительности неявки, о месте и времени слушания дела уведомлен.
Представитель третьего лица Министерства финансов Забайкальского края по доверенности Першина Н.В. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, указанным в письменных пояснениях, представленных суду.
На основании ч.3, ч.4 и ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Молодежнинская средняя общеобразовательная школа, Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и представителя третьего лица.
Выслушав истца, представителя ответчика Суходолина С.В., исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего:
В ходе судебного заседания установлено и подтверждается материалами дела, что истец работает <данные изъяты> в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Молодежнинская средняя общеобразовательная школа с 01.12.2013 года (л.д.9-10).
Из расчетных листков (л.д.11-13) видно, что на должностной оклад начисляются компенсационные и стимулирующие выплаты, 40% районный коэффициент и 30% надбавки за непрерывный стаж работы.
Из материалов дела видно, что размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в феврале, марте 2014 года был ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации, что не соответствует нормам трудового законодательства.
Обращаясь с заявленными требованиями, истец указывал на то, что включение районного коэффициента и процентной надбавки в размер заработной платы, общая сумма которой не превышает минимальный размер оплаты труда, нарушает его трудовые права и не соответствует трудовому законодательству.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации). Однако, действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Понятие заработной платы сформулировано в части 1 статьи 129 ТК РФ, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст. 133.1 Трудового кодекса РФ, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться иной размер минимальной заработной платы. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 02.12.2013 года № 336-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2014 года составляет 5554 рублей в месяц.
В соответствии со ст. 146 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, то есть с 01 января 2014 года – не менее 5554 рублей.
Устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать как положения ч.3 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации, гарантирующей работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148 данного Кодекса, в том числе положения об оплате труда, осуществляемого в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
А поэтому при полностью отработанной норме рабочего времени месячная заработная плата с 1 января 2014 года, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, действующих в местности, где проживает и работает истец, должна быть не менее 9441,80 рублей (5554+40%+30%).
Соответственно, доводы ответчиков суд находит не обоснованными по вышеуказанным основаниям. Также представитель ответчика администрации муниципального района «Приаргунский район» необоснованно ссылается на пропуск истцом срока обращения в суд. Истец обратился в суд 15 апреля 2014 года, при этом, как следует из объяснений истца, заработная плата за истекший месяц выплачивается в срок с 10 по 15 число следующего месяца, расчетные листки работникам не выдаются, следовательно, о нарушении своих прав истец узнал в момент получения заработной платы, а соответственно не пропустил срок для обращения в суд за защитой нарушенного права.
Истец просил взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату в сумме <данные изъяты> рублей, представив в обоснование расчет.
Проверив указанный расчет, суд находит его неверным, так как истцом при расчете допущены округления. При самостоятельном расчете размер недоначисленной заработной платы истца за февраль и март составил <данные изъяты> рублей ((9441,80 х 2 – (<данные изъяты>+<данные изъяты>)), которая подлежит взысканию в пользу истца. В январе 2014 года размер заработной платы истца превышал установленный законом минимальный размер оплаты труда.
Статья 237 Трудового кодекса РФ предусматривает возмещение морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, который возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая, что действиями ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Молодежнинская средняя общеобразовательная школа истцу были причинены физические и нравственные страдания, возникшие вследствие нарушения его трудовых прав, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения требований истца о возмещении морального вреда и определяет размер денежной компенсации морального вреда с учетом требований истца, фактических обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, в сумме <данные изъяты> рублей.
Учитывая, что размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы был ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации, что не соответствует нормам трудового законодательства и нарушает права истца, суд считает необходимым удовлетворить требования истца и обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Молодежнинская средняя общеобразовательная школа, начиная с 1 апреля 2014 года, производить начисление заработной платы Петухову В.В. при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда с начислением на эту сумму 40% районного коэффициента и 30 - процентной надбавки за непрерывный стаж работы.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ, как и п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Согласно ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.158 БК Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств полномочен отвечать от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (пп.12.1 п.1); осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета, составлять обоснования бюджетных ассигнований; составлять, утверждать и вести бюджетную роспись, распределять бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнять соответствующую часть бюджета (пп.4, 5 п.1 ст.158).
В силу п.9.3.3 Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 11 мая 2010 года №186, действовавшего в период, за который предъявлены исковые требования, Министерство обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами Забайкальского края.
Следовательно, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края – главный распорядитель бюджетных средств, направленных для реализации основных общеобразовательных программ, в том числе, в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений.
Согласно ст.140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
В соответствии с ч.1 ст.12 Закона Забайкальского края от 20 декабря 2011 года №608-ЗЗК «О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае» под субвенциями местным бюджетам из бюджета края понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Забайкальского края, а также государственных полномочий федеральных органов государственной власти, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Статьей 3 Закона Забайкальского края от 23 декабря 2011 года №612-ЗЗК «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях» установлены нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений в части обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
В силу п.2 ст.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации настоящий кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса и в соответствии со ст.9 Кодекса муниципальные образования являются участниками бюджетного процесса.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абз.3 п.1 ст.86 БК Российской Федерации).
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абз.3 п.1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст.140 настоящего Кодекса (п.3 ст.86 БК Российской Федерации).
Следовательно, учитывая изложенные нормы об исполнении расходных обязательств муниципального образования и полномочиях главного распорядителя бюджетных средств – Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, суд считает необходимым возложить на Администрацию муниципального района «Приаргунский район», Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанность по финансированию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Молодежнинская средняя общеобразовательная школа денежными средствами для выплаты взысканных сумм в случае их недостаточности за счет и в пределах выделяемых на эти цели субвенций.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Молодежнинская средняя общеобразовательная школа подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального района «Приаргунский район» в сумме 600 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Петухова В.В. удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Молодежнинская средняя общеобразовательная школа в пользу Петухова В.В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период – февраль, март 2014 года в сумме <данные изъяты> рублей 60 копеек.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Молодежнинская средняя общеобразовательная школа в пользу Петухова В.В. компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Молодежнинская средняя общеобразовательная школа, начиная с 1 апреля 2014 года, производить начисление заработной платы Петухову В.В. при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда с начислением на эту сумму 40% районного коэффициента и 30 - процентной надбавки за непрерывный стаж работы.
Обязать Администрацию муниципального района «Приаргунский район», Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края профинансировать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Молодежнинская средняя общеобразовательная школа денежными средствами для выплаты заработной платы Петухову В.В. в случае их недостаточности за счет и в пределах выделенных на эти цели субвенций.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Молодежнинская средняя общеобразовательная школа в доход бюджета муниципального района «Приаргунский район» государственную пошлину в сумме 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в Приаргунский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Копия верна: судья В.В.Помигуев
Решение изготовлено в окончательной форме 08 августа 2014 года.