Дело № 2-90/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 мая 2017 года г. Кемь, РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Гавриловой Н.Б.,
с участием помощника прокурора Кемского района Демьяка Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кемского района в интересах Москаева В.В. к Акционерному обществу «ТНС энерго Карелия» об обязании произвести определенные действия,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Кемского района обратился в суд с иском к АО «ТНС энерго Карелия» в интересах Москаева В.В. по тем основаниям, что согласно ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
На основании соответствующих государственных контрактов, ежеквартально заключаемых между ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» (Заказчик) и АО «ТНС энерго Карелия» (Исполнитель), исполнитель осуществляет расчет размера компенсации льготным категориям граждан за потребленную коммунальную услугу по электроснабжению.
В ходе проверки установлено, что Москаев В.В., проживающий по <адрес> обратился 05.07.2016 в Кемское представительство АО «ТНС энерго Карелия» с заявлением о перерасчете начисленной ему льготы за потребленную коммунальную услугу по электроснабжению с 25.04.2016, так как в соответствии с актом приемочной комиссии от указанной даты, в его квартире завершено переустройство путем установки электроводонагревателя, приложив соответствующее решение о согласовании переустройства, акт приемочной комиссии и иные документы. Указанное обращение зарегистрировано за входящим № 05.07.2016.
В соответствии с ответами руководителя Кемского представительства АО «ТНС энерго Карелия» Козловой Т.Г. № от 21.07.2016 и № от ДД.ММ.ГГГГ, гражданину предложено обратиться в сетевую организацию за согласованием акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а также указано на необходимость оформления акта подтверждающего установку электрического водонагревателя в жилом помещении.
Часть 1 ст. 26 ЖК РФ устанавливает, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее-орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Согласно ч. 1 ст. 28 ЖК РФ, завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Таким образом, указанные требования руководителя Кемского представительства АО «ТНС энерго Карелия» Козловой Т.Г. являются незаконными, противоречат требованиям главы 4 Жилищного кодекса РФ, так как энергоснабжающая организация фактически дает правовую оценку проведенному гражданином переустройству жилого помещения, присваивая соответствующие полномочия, возложенные законодателем на орган местного самоуправления по определению необходимых для проведения и завершения переустройства жилого помещения документов, а также игнорируя акт приемочной комиссии о завершении переустройства, согласованный уполномоченными организациями.
Допущенные нарушения ведут к нарушению права гражданина на получение предусмотренной законодателем льготы за коммунальные услуги социально незащищенной категории граждан, ухудшению его материального положения ввиду занижения суммы начисленной льготы.
Просил обязать АО «ТНС энерго Карелия»: произвести расчет льготы за потребленную коммунальную услугу по электроснабжению по <адрес> Москаеву В.В. исходя из норматива 336 кВт.ч за период с 25.04.2016; передать скорректированные сведения о начислении льготы Москаеву В.В. в Государственное казенное учреждение социальной защиты "Центр социальной работы г. Кеми и района" за период с 25.04.2016.
Определением суда от 10 марта 2017 года в ходе подготовки дела к судебному разбирательству для участия в деле в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены администрация Кемского городского поселения, ООО Управляющая компания «Норд-Вуд», АО «Прионежская сетевая компания».
Прокурор Демьяк Д.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснив, что мощность выделяется на весь дом, а не на квартиру. Дом истца оборудован электроплитами, которые по мощности не менее 2 кВт/ч. Ответственным за содержание внутридомовых сетей является управляющая компания, которая полагает, что получаемой мощности достаточно, что подключение электроводонагревателя не повлечет увеличение потребляемой мощности. Было или нет увеличение мощности на входе в дом – это спор между управляющей компанией и АО «ПСК», который не имеет отношения к истцу, претендующему на получение мер социальной поддержки.
Истец Москаев В.В. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, ранее в судебном заседании просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснив, что он является единственным собственником квартиры, проживает в ней один. Стационарная электроплита в квартире имеется. У него в квартире установлен электроводонагреватель «Реал-термо» объемом 50 литров.
Представитель ответчика АО «ТНС энерго Карелия» по доверенности Козлова Т.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в иске и пояснила, что при мощности 127,5 кВт, подаваемой на 75-ти квартирный дом, мощность на одну квартиру составляет 1,7 кВт. При подключении электроводонагревателя мощностью 1,5 кВт потребляемая мощность увеличится почти в 2 раза, поэтому считает невозможным подключение такого водонагревателя без согласования с сетевой организацией – АО «ПСК». Также поддержала представленный суду отзыв, в котором, как на основания для отказа в иске, приведены положения пунктов 2(1),2,7,19 и абз. 2 п. 8(4) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 и сделан вывод о том, что установка и технологическое присоединение электроводонагревателя в обязательном порядке должны быть согласованы с сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены энергопринимающие устройства, расположенные в жилом помещении Москаева В.В.
Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО Управляющая компания «Норд-Вуд» по доверенности Леонтьев Г.В., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении судебного заседания не просил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил. Ранее в судебном заседании представитель управляющей компании по доверенности главный инженер Леонтьев Г.В. исковые требования поддержал, пояснив, что при подключении электроводонагревателя увеличение мощности не происходит, мощности хватает, провода не нагреваются.
Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора АО «Прионежская сетевая компания», будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, от юрисконсульта Парамоновой Е.С. поступила телефонограмма, в которой она просила рассмотреть дело в отсутствие представителя АО «ПСК», оставила принятие решения на усмотрение суда и пояснила, что в АО «ПСК» имеется акт разграничения балансовой принадлежности от 23.07.2009 г. с ООО «Техкомсервис», иные управляющие компании для переоформления акта не обращались.
Представители 3-х лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г. Кеми и района» и администрации Кемского городского поселения, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об отложении судебного заседания не просили, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика Козлову Т.Г., изучив материалы дела, удовлетворяет иск.
Судом установлено, что истец Москаев В.В. в соответствии с копией Свидетельства о государственной регистрации права серии №, выданного 19 марта 2009 года УФРС по РК является собственником однокомнатной квартиры <адрес> Истец проживает в указанном жилом помещении один, что подтверждается показаниями истца и копией справки о составе семьи, выданной ООО УК «Норд-Вуд». Жилое помещение оборудовано стационарной электроплитой, что подтверждается копией технического паспорта на квартиру истца.
В соответствии с приказом Госкомитета РК по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике от 28.08.2012 № (ред. от 15.12.2016) "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях и при использовании земельного участка и надворных построек в Республике Карелия", если жилое помещение – однокомнатная квартира с одним проживающим, оборудовано стационарной электроплитой и электроводонагревателем, то норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению составляет 336 кВт/ч в месяц на одного человека (п. 2 Приложения № 1 к приказу).
Согласно ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Истец Москаев В.В., <данные изъяты>, 25.04.2016 г. оборудовал принадлежащее ему жилое помещение электроводонагревателем аккумуляционным бытовым модель ВМ 390, емкостью 50 литров производства ООО ПФ «Реал-Термо», из руководства об эксплуатации которого следует, что его мощность составляет 1,5 кВт.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно п. 1.7.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, переоборудование жилых помещений может включать в себя установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, ….,электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Часть 1 ст. 26 ЖК РФ устанавливает, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно ч. 1 ст. 28 ЖК РФ, завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Завершение истцом Москаевым В.В. переустройства жилого помещения в соответствии с приведенными требованиями подтверждается актом приемочной комиссии о завершении переустройства жилого помещения от 25.04.2016 г., который утвержден заместителем главы администрации Кемского городского поселения (л.д. 36), а также копией технического паспорта на квартиру <адрес> в который ГУП РК РГЦ «Недвижимость» внесена отметка о том, что квартира оборудована электроводонагревателем. В ходе производства переустройства жилого помещения управляющей компанией ООО Управляющая компания «Норд-Вуд» истцу были выданы технические условия (л.д. 22), которые истцом были выполнены, что подтверждается справкой об их выполнении (л.д. 24-25), составлены Справка-акт о замене, проверке технического состояния измерительного комплекса коммерческого учета, справка-акт о замене, приемке электросчетчика (л.д. 21,23), а также 05.08.2016 г. составлен Акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон между управляющей компанией и истцом Москаевым В.В., подписанный представителем управляющей компании и истцом (л.д. 34-35).
Согласно абзацу 2 вводной части Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ.
На основании действующего законодательства и положений ст. 28.2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная поддержка инвалидам, предоставляемая в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, осуществляется за счет средств федерального бюджета (поступивших в бюджет субъекта РФ в виде субвенций).
Правила предоставления компенсации расходов на оплату коммунальных услуг инвалидам регламентированы Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, утвержденным Постановлением Правительства РК от 31.12.2009 Г. № 323-П. (далее - Порядок предоставления мер социальной поддержки).
Пунктом 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки установлено, что за получением указанной компенсации граждане обращаются в государственные казенные учреждения социальной защиты Республики Карелия - центры социальной работы городов и районов (далее - Центры), то есть в рассматриваемом случае – в ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г. Кеми и района»; расчет размера компенсации осуществляется Центрами; для определения размера компенсации Центры используют: сведения, представляемые организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги и (или) обеспечивающими получение гражданами жилищно-коммунальных услуг, ежемесячно до 10 числа месяца, за который рассчитывается компенсация, на основании соглашений, заключаемых между Центрами и указанными организациями.
Во исполнение приведенных положений действующего законодательства между АО «ТНС энерго Карелия» (далее - исполнитель) и ГКУ СЗ Республики Карелия «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» (далее - заказчик) ежеквартально заключается Государственный контракт на оказание услуг о предоставлении сведений о размере компенсации. Согласно пункту 2.2. контракта, на основании полученного от заказчика файла, содержащего реестр граждан, исполнитель осуществляет расчет размеров компенсации и предоставление сведений о рассчитанных размерах компенсации заказчику в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Из чего следует, что ответчик - АО «ТНС энерго Карелия» осуществляет расчет размера компенсации за потребленную электрическую энергию, выплату которой производит ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» из средств федерального бюджета и предоставляет необходимые сведения в Центр социальной работы.
В целях получения указанной меры социальной поддержки и производства перерасчета начисленной ему льготы с 25.04.2016 г. (со дня утверждения акта приемочной комиссии о завершении переустройства жилого помещения) истец Москаев В.В. обратился к ответчику с соответствующим заявлением 05.07.2016 года (л.д. 31). Ответами руководителя Кемского представительства АО «ТНС энерго Карелия» № от 21.07.2016 (л.д. 37) и № от 01.09.2016 (л.д. 38-39) истцу фактически отказано в удовлетворении заявления и предложено обратиться в сетевую организацию (АО «Прионежская сетевая компания») для согласования акта разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон со ссылкой на абз. 2 п. 8(4) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (далее - Правила технологического присоединения).
После получения ответов из АО «ТНС энерго Карелия» истец обратился с заявлениями в управляющую компанию ООО Управляющая компания «Норд-Вуд» 15.09.2016 года (л.д. 8) с просьбой согласовать установку электронагревателя в его квартире с АО «ПСК» и в Кемский участок АО «ПСК» 20.09.2016 г. (л.д. 7) с просьбой выдать справку о согласовании акта разграничения балансовой принадлежности № от 05.08.2016 в том случае, если отсутствует превышение объема присоединяемой мощности, приходящегося на каждую квартиру в его доме. Ответом из АО «ПСК» исх. № от 28.10.2016 г. (л.д. 18-19) истцу отказано в удовлетворении заявленной просьбы со ссылкой на то обстоятельство, что, исходя из положений действующего законодательства РФ, АО «ПСК» не осуществляет деятельность по согласованию установки в квартирах какого-либо электрооборудования и не вправе выдавать акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей квартир в многоквартирных жилых домах.
В соответствии с п. 2(1) Правил технологического присоединения действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения к системам электроснабжения, входящим в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в целях увеличения максимальной мощности в отношении энергопринимающих устройств, находящихся в помещениях, расположенных в многоквартирном доме.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, к электрическим сетям сетевой организации не допускается без использования внутридомовой системы электроснабжения, входящей в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 7 Правил технологического присоединения предусмотрена процедура технологического присоединения, начальным этапом которой является подача заявителем, который имеет намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, соответствующей заявки, конечный этап заключается в составлении акта об осуществлении технологического присоединения, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
В силу абз. 2 п. 8(4) Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в жилых помещениях, в том числе расположенных в многоквартирных домах, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены соответствующие жилые помещения, в том числе многоквартирный дом, управляющей организацией (товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) по решению общего собрания собственников жилых помещений, в том числе в многоквартирном доме, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - одним из собственников помещений в таком доме или иным лицом, имеющим соответствующие полномочия, удостоверенные доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме, в соответствии с границей балансовой принадлежности, указанной в пункте 16(1) настоящих Правил.
Согласно п. 2 Правил технологического присоединения, действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается.
Из содержания приведенных норм права, учитывая, что в соответствии с Договором управления многоквартирным домом от 01 марта 2015 г., заключенным между истцом и ООО Управляющая компания «Норд-Вуд», управление домом истца осуществляется управляющей компанией, следует? что акт разграничения границ балансовой принадлежности должен согласовываться управляющей компанией и сетевой организацией в случае, если в связи с переустройством жилого помещения путем установки нового энергопотребляющего устройства произошло увеличение объема максимальной мощности электроэнергии подаваемой на весь многоквартирный дом.
В соответствии с представленным сетевой организацией - АО «ПСК» Актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 23 июля 2009 года, составленным АО «ПСК» и управляющей компанией ООО «Техкомсервис», которая ранее осуществляла управление домом истца (ООО «Техкомсервис» прекратило деятельность в качестве юридического лица 15.07.2016 г. в связи с ликвидацией), величина максимальной мощности, подаваемой на дом истца, составляет 127,5 кВт.
Судом установлено и подтверждается показаниями главного инженера ООО Управляющая компания «Норд-Вуд» Леонтьева Г.В. – представителя 3-го лица, а также ответом директора управляющей компании исх. № от 02.11.2016 г. (л.д. 13), что в связи с подключением истцом в своей квартире электроводонагревателя мощностью 1,5 кВт увеличение максимальной мощности, подаваемой на дом истца, не произошло. Доказательств обратного ответчиком не представлено, поэтому доводы представителя ответчика о необходимости согласования подключения электроводонагревателя с сетевой организацией суд признает несостоятельными.
На основании изложенного и приведенных норм права суд признает отказ ответчика истцу в предоставлении требуемой льготы необоснованным, а исковые требования Москаева В.В. подлежащими удовлетворению и полагает необходимым обязать ответчика произвести расчет льготы за потребленную истцом Москаевым В.В. коммунальную услугу по электроснабжению исходя из норматива потребления электроэнергии в размере 336 кВт.ч на 1-го человека в месяц с даты согласования с органом местного самоуправления произведенного переустройства жилого помещения - с 25.04.2016 года и передать скорректированные сведения о начислении льготы по оплате услуг за потребленную Москаевым В.В. электрическую энергию в ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района».
В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ, на основании пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, учитывая, что прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, а также то, что судом удовлетворено два исковых требования неимущественного характера, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход бюджета Кемского муниципального района в сумме 600 рублей.
Руководствуясь ст., ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кемского района – удовлетворить.
Обязать Акционерное общество «ТНС энерго Карелия» произвести расчет льготы за потребленную Москаевым В.В. коммунальную услугу по электроснабжению по <адрес>, исходя из норматива потребления электроэнергии в размере 336 кВт.ч на 1-го человека с 25.04.2016 года.
Обязать Акционерное общество «ТНС энерго Карелия» передать скорректированные сведения о начислении льготы по оплате услуг за потребленную Москаевым В.В. электрическую энергию с 25.04.2016 года в Государственное казенное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района».
Взыскать с Акционерного общества «ТНС энерго Карелия» в доход бюджета Кемского муниципального района государственную пошлину в сумме 600 (шестьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: В.С. Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 10 мая 2017 года.