дело № 2а-1-610/2023
УИД 73RS0009-01-2022-000742-48
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Карсун Ульяновской области 12 сентября 2023 года
Карсунский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Лобиной Н.В.,
при секретаре Коноваловой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Карсунского района Ульяновской области о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Карсунского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет на <адрес>,запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование иска указано, что прокуратурой района в ходе проверки информации, содержащейся в сети Интернет, выявлены сайты в сети интернет: на <адрес> на которых размещена информация с предложениями о приобретении электроудочки. Ссылаясь на нормы Федерального закона РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», отмечает, что поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, она должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайту, где размещены информационные материалы, должен быть закрыт. Указывает, что регистратор доменного имени находится за пределами РФ, в связи с чем установить собственника сайта не представляется возможным. На основании ст. 39 КАС РФ, ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» просит суд признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайтах на <адрес>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, направить копию вступившего в законную силу решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения указателей страниц на <адрес>, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель административного истца - старший помощник прокурора Карсунского района Козлов А.В. поддержал уточненные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель заинтересованного лица - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о его времени и месте был извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не известил.
На основании ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Согласно ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Обеспечение доступа к информации, способствующей совершению уголовных и административно-наказуемых деяний, свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативными правовыми актами РФ, о нарушении прав граждан, в том числе несовершеннолетних, в сфере распространения информации.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемыхдеяний.
В соответствии со статьями 10, 15 Федерального закона от 27.07.2016 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»распространение информации осуществляется свободно, без ограничений при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2016 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2016 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра.
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ прокурором Карсунского района Ульяновской области Косенковым Н.Н. осуществлен мониторинг информационно-коммуникационной сети Интернет. В ходе проведенной проверки выявлены страницы, размещенные по адресам: на <адрес>, на странице которых размещена информация с запрещенным содержанием о продаже электроудочки. Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и копировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на этих сайтах распространяется бесплатно, срок пользования неорганичен. Ограничение на передачу, копирование и распространение информации отсутствует.
Из скриншотов усматривается, что на страницах <адрес>, до настоящего времени размещена информация с запрещенным содержанием по продажам электроудочек, местонахождение Интернет-ресурса указано за пределами Российской Федерации, а названный сайт не находится в реестре сайтов, запрещенных на территории Российской Федерации.
С учетом изложенных правовых норм в их взаимосвязи информация о пропаганде убийства и способах его осуществления, размещенная на выявленных Интернет-сайтах, является незаконной и фактически способствует совершению преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, причиняет вред их здоровью и развитию.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской федерации, а доступ к странице сайтов, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации, должен быть закрыт.
В этой связи административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненные административные исковые требования прокурора Карсунского района Ульяновской области удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайтах <адрес> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Направить копию вступившего в законную силу решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения указателей страниц сайтов на <адрес>, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в апелляционном порядке через Карсунский районный суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Лобина
Решение в окончательной форме
принято 13.09.2023