Дело №(№
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
06 февраля 2018 года с. Екатеринославка
Октябрьский районный суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Шлома О.А.,
при секретаре Дементьевой В.А.,
с участием: представителя истца Зайцевой А.Н.,
представителя ответчика Радишевского Н.А. - адвоката Рыбачева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования <адрес> к ФИО1 о признании утратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратилась в суд с иском к ФИО1 и просит признать его утратившим право пользования жилым помещением, расположенным в <адрес> и обязать отделение по вопросам миграции МО МВД России «Октябрьский» снять его с регистрационного учета. В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчик более пятнадцати лет назад выехал в неизвестном направлении, место жительство его неизвестно, дом, в котором он зарегистрирован, снесен и фактически не существует.
В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что на территории <адрес> имеется земельный участок, относящийся к землям, государственная собственность на которые не разграничена и предназначенный для индивидуального строительства. Однако, данный земельный участок не может быть предоставлен заинтересованным лицам под строительство жилого дома, так как установлено, что по данному адресу зарегистрирован, но не проживает ФИО1 В связи с чем истец обратился в суд с данными требованиями.
В соответствии со ст. 50 ГПК РФ в виду не установления места нахождения ответчика, судом ФИО1 назначен адвокат ФИО5
Представитель ответчика ФИО1- адвокат ФИО5 с иском не согласен.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица отделение по вопросам миграции МО МВД России «Октябрьский» по <адрес>, о времени и месте рассмотрения дела извещен, что подтверждается материалами дела. Об уважительности причин неявки не сообщил, не просил дело отложить или рассмотреть без его участия.
В соответствии ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся сторон.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно <адрес> территория <адрес> состоит из 14 сельсоветов и 36 населенных пунктов, в том числе <адрес>.
На основании справки начальника отдела по управлению муниципальным имуществом и приватизации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № объекты недвижимого имущества, расположенные в <адрес> в реестре муниципальной собственности <адрес> не числятся.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Екатеринославского сельсовета <адрес> следует, что дом и земельный участок, расположенные в <адрес> не являются собственностью Екатеринославского сельсовета.
Земельный участок в <адрес>, является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
Право муниципального района на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, следует из содержания ст.3.3 п.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Следовательно, администрация муниципального образования <адрес> на законных основаниях обратилась в суд с иском о признании лица утратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета. Характер заявленного требования и отсутствие собственника земельного участка свидетельствуют о возникновении спора между муниципальным образованием и ответчиком.
Пунктом 1 статьи 235 ГК РФ предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
На основании ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества ФИО1 не имеет в собственности объекты недвижимости.
Таким образом, дом, в котором зарегистрирован ответчик, не принадлежит на праве собственности ни ответчику, ни истцу. Правопритязания на указанное имущество третьих лиц в материалы дела не представлено.
В соответствии со ст.1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных правоотношений обязанности, не должны нарушать права и свободы и законные интересы других граждан.
В судебном заседании установлено, что по адресу <адрес> зарегистрирован ФИО1, что подтверждается адресной справкой отдела адресно-справочной работы УМВД России по <адрес>, адресной справкой ОВМ МО МВД России «Октябрьский», справкой № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Екатеринославского сельсовета.
Ответчиком не представлены доказательства законности регистрации по данному адресу, а также документы, обосновывающие вселение по указанному адресу, отсутствуют доказательства, подтверждающие право на данный земельный участок за ФИО1
Как следует из показаний представителя истца с момента регистрации ответчик ФИО1 фактически не проживал по указанному адресу, бремя содержания по дому не несет, в связи с чем дом был разрушен. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик из спорного дома выехал добровольно, никаких мер по восстановлению жилого дома не предпринимал.
Согласно акта визуального обследования объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке, расположенном в <адрес> в настоящее время жилой дом отсутствует, на месте дома находится пустырь, заросший сорной сухой растительностью, участок зарос травой.
В соответствии с п. 1 ст. 39 ЗК РФ при разрушении здания, строения, сооружения от пожара, стихийных бедствий, ветхости права на земельный участок, предоставленный для их обслуживания, сохраняются за лицами, владеющими земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, при условии начала восстановления в установленном порядке здания, строения, сооружения в течение трех лет.
В судебном заседании установлено, что дом, в котором зарегистрирован ответчик, не восстанавливался, мер для его будущего восстановления со стороны ФИО1 в материалы дела не представлено.
Из сообщения администрации Екатеринославского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО1 не состоял и не состоит на учете граждан нуждающихся в жилом помещении.
Из имеющейся информации, предоставленной администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что в иных жилищных программах ФИО1 на территории <адрес> не участвует. В связи с чем оснований полагать, что права ответчика при признании его утратившим права пользования жилым помещением нарушатся, не имеется.
В соответствии со ст. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713) (далее Правил) предусмотрено, что местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
В силу ст.15,16 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
На основании п. 1 ст. 20 ГК РФ место постоянного проживания физического лица является местом его жительства. Согласно абз. 9 ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" и абзацу 2 п. 3 Правил, место жительства признается таковым, если обладает следующими признаками:
- проживание осуществляется в жилом помещении (жилой дом, комната, квартира, жилое помещение специализированного жилищного фонда в соответствии с ЖК РФ);
- проживание осуществляется на одном из следующих оснований нахождения гражданина в жилом помещении:
а) на основании права собственности;
б) по договору найма (поднайма);
в) по договору найма специализированного жилого помещения;
г) на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ;
- проживание является постоянным или преимущественным.
В судебном заседании установлено, что дом, в котором зарегистрирован ответчик, не существует, сам ФИО1 долгое время по указанному адресу не проживает, бремя содержания имущества не исполняет, основания нахождения ответчика в зарегистрированном доме не установлены.
На основании вышеизложенного, из установленных судом обстоятельств, судом достоверно установлено, что длительное отсутствие ответчика по данному адресу не является временным, поскольку ФИО1 с момента регистрации, на протяжении пятнадцати лет не проживал в жилом помещении по указанному адресу и не проживает в настоящее время в связи с отсутствием жилого дома. Следовательно, ответчик подлежит снятию с регистрационного учета в <адрес>.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о вынужденности выезда ФИО1 из спорного дома, чинении ему препятствий в проживании в жилом помещении, лишении возможности пользоваться жилым помещением, в материалах дела не имеется. Также не имеется в материалах дела и доказательств, свидетельствующих о попытках ФИО1 вселиться в спорное жилое помещение. Отсутствуют в материалах дела доказательства несения ответчиком расходов по содержанию спорного жилого помещения с момента выезда из него.
Между тем сам по себе факт регистрации ответчика в указанном доме не порождает прав на эту жилую площадь, является административным актом, и не может служить согласно ст.2 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» основанием или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ, поскольку регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В соответствии с п. «е» ст.31 Правил снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением, - на основании вступившего в законную силу решения суда.
На основании изложенного прихожу к выводу об удовлетворении исковых требований администрации <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации <адрес> к ФИО1 о признании утратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, удовлетворить.
Признать ФИО1 утратившим право пользования жилым помещением, расположенным в <адрес>.
Обязать отделение по вопросам миграции МО МВД России «Октябрьский» снять ФИО1 с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Октябрьский районный суд, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 07 февраля 2018 года.
Председательствующий Шлома О.А.
Мотивированное решение изготовлено 06 февраля 2018 года.