Дело 2 - 105/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2014 года с. Старосубхангулово
Бурзянский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего федерального судьи Якуповой Р.С.,
с участием истца Абдуллиной А.Г. и ее представителя – адвоката Тляубаева Д.С., представившего удостоверение № ордер №,
представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда в Бурзянском районе РБ Хасановой Г.Ф., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
при секретаре Валиуллиной Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Абдуллиной Альмиры Гумеровны к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периодов ее работы и признании права на досрочную пенсию,
у с т а н о в и л:
Абдуллина А.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Бурзянском районе РБ о включении в специальный стаж периодов ее работы и обязании ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в Управление ПФР в Бурзянском районе РБ с ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании истица Абдуллина А.Г. уточнила свои исковые требования и пояснила, что она, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», имеет право на получение досрочной трудовой пенсии при наличии 25-летнего специального (льготного) стажа в связи с педагогической деятельностью. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного фонда в Бурзянском районе. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении вышеуказанной пенсии. В отказе указано, что стаж педагогической деятельности по предъявленным для назначения документам на ДД.ММ.ГГГГ составляет 18 лет 1 месяц 29 дней. При этом не засчитывают в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период работы заведующей отделом комсомольских организаций райкома ВЛКСМ (7 месяцев 2 дня); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период работы секретарем - зав. школьным отделом райкома ВЛКСМ (2 года 1 месяц 20 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период работы II секретарем райкома ВЛКСМ (9 месяцев 14 дней). С данным решением она не согласна по следующим основаниям. По периодам: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период работы заведующей отделом комсомольских организаций райкома ВЛКСМ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период работы секретарем -зав.школьным отделом райкома ВЛКСМ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период работы II секретарем райкома ВЛКСМ. Подпунктом "а" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ (то есть в период ее работы), предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения периодов работы на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах. Согласно п. 3.1 Инструктивного письма № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства социального обеспечения РСФСР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" при применении пп. "а" п. 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др. В оспариваемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала заведующей отделом комсомольских организаций райкома ВЛКСМ, секретарем зав. школьным отделом райкома ВЛКСМ, II секретарем райкома ВЛКСМ. Эти работы были выборными, о чем свидетельствуют записи в трудовой книжке. При таких обстоятельствах, вышеуказанные периоды работы подлежали включению в стаж ее работы по специальности. Согласно требованиям пункта 4 Положения названные периоды работы засчитывались в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. В Решении Пенсионный фонд указал, что ее стаж работы составляет 18 лет 1 месяц 29 дней, т.е. указанное условие включения спорного периода в стаж работы по специальности соблюдено. Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П, а также ряде его определений, согласно которой ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. С учетом этих обстоятельств и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данные периоды подлежат включения в стаж, дающий право на досрочной назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть она выработало более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Просит суд включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы в должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заведующей отделом комсомольских организаций райкома ВЛКСМ (7 месяцев 2 дня); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – секретарем - зав. школьным отделом райкома ВЛКСМ (2 года 1 месяц 20 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период работы II секретарем райкома ВЛКСМ (9 месяцев 14 дней).
В судебном заседании представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда в Бурзянском районе РБ Хасанова Г.Ф., действующая по доверенности иск не признала и пояснила, что досрочное назначение пенсий по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей производится в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при наличии у заявителя не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей независимо от их возраста. Учитывая льготный характер указанного вида пенсий в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью может быть засчитана не любая деятельность, а только та, которая протекала в учреждениях и должностях, предусмотренных Списками профессий и должностей, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет. При исчислении специального трудового стажа за период до ДД.ММ.ГГГГ применялось Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № 1397. С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ применялся Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1991 г. № 463. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. применялись Список должностей, работа в которых засчитывается за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время применяются Список должностей и учреждений, работа в которых подлежит зачету в специальный стаж педагогической деятельности для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии и Правила исчисления периодов указанной работы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № не применяется при назначении пенсий с ДД.ММ.ГГГГ в связи с его отменой Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953. Период работы в должности пионервожатой в соответствие с Положением от ДД.ММ.ГГГГ № может быть учтен до дня его отмены, то есть до ДД.ММ.ГГГГ года. Соответственно, исковые требования Абдуллиной А.Г. о включении в специальный стаж период работы в должности старшей пионервожатой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необоснованны. Период работы в должности организатора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также не может быть включен в стаж педагогической деятельности. С ДД.ММ.ГГГГ применяются Список и Правила от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно п. 10 Правил № от ДД.ММ.ГГГГ работа в должности организатора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми засчитывается в стаж работы за период до ДД.ММ.ГГГГ Доводы истицы о том, что в вышеуказанный период она работала в должности учителя и предоставление ею косвенных документов, то существует Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствие с федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». пп. б п.1 Перечня предусмотрено; что - к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости должны быть приложены документы, подтверждающие страховой стаж, в случае обращения за назначением трудовой пенсии по старости в соответствие с п.1 статьи 27 Закона от 27.12.2001 г. № 173-ФЗ должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ. Такими подтверждающими документами являются трудовая книжка и справка, уточняющая особый характер труда, выданная МКУ Бурзянский РОО от ДД.ММ.ГГГГ №. В них указано, что Абдуллина А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности организатора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми, которая не дает право на льготное пенсионное обеспечение. Просить в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований так и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Абдуллиной А.Г. отказано в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ №, по причине отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности. Согласно указанного решения, стаж педагогический деятельности заявителя по предъявленным для назначения документам на ДД.ММ.ГГГГ составил 18 лет 01 месяц 29 дней при требуемом стаже 25 лет.
Согласно трудовой книжке серии АТ-VI № от ДД.ММ.ГГГГ Абдуллина (Бускунова) А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работала заведующей отделом комсомольских организаций райкома ВЛКСМ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - секретарем - заведующей школьным отделом райкома ВЛКСМ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - II секретарем райкома ВЛКСМ, с ДД.ММ.ГГГГ И по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность.
В соответствии с пп.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.01.2001 года № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период работы истицы Абдуллиной А.Г. действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, где предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах в специальный стаж учителей и других работников просвещения. Время работы, указанной в п. 1,2 и 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (п.4).
Как установлено в судебном заседании, Абдуллина А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работала заведующей отделом комсомольских организаций райкома ВЛКСМ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - секретарем - заведующей школьным отделом райкома ВЛКСМ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - II секретарем райкома ВЛКСМ, которое относится к периодам деятельности до 1993 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, вышеуказанный период работы истца Абдуллиной А.Г. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Доводы представителя ответчика Хасановой Г.Ф. о том, что в педагогический стаж не засчитан период работы Абдуллиной А.Г. в аппарате Бурзянского райкома с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., так как данная работа не предусмотрена списком должностей и учреждений, в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и ст. 28 Закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 и № 781 от ДД.ММ.ГГГГ года, суд считает необоснованными ввиду вышеизложенных обстоятельств.
Таким образом, периоды работы Абдуллиной А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –заведующей отделом комсомольских организаций райкома ВЛКСМ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - секретарем - заведующей школьным отделом райкома ВЛКСМ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - II секретарем райкома ВЛКСМ (всего 3 года 6 месяцев 8 дней) подлежать включению в стаж педагогической деятельности и на момент обращения Абдуллиной А.Г. – ДД.ММ.ГГГГ в УПФ в <адрес> РБ, стаж последней составил 21 год 8 месяцев 7 дней, 2/3 этого стажа приходится на работу в учреждениях и должностях, работа в которых дает право для назначения досрочной трудовой пенсии.
При таких обстоятельствах, уточненный иск Абдуллиной А.Г. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Абдуллиной Альмиры Гумеровны к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периодов ее работы удовлетворить.
Признать решение ГУ-УПФ РФ в Бурзянском районе Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Абдуллиной Альмире Гумеровне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в части не включения в стаж ее работы периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – заведующей отделом комсомольских организаций райкома ВЛКСМ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - секретарем - заведующей школьным отделом райкома ВЛКСМ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - II секретарем райкома ВЛКСМ, незаконным.
Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ включить Абдуллиной Альмире Гумеровне в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – заведующей отделом комсомольских организаций райкома ВЛКСМ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - секретарем - заведующей школьным отделом райкома ВЛКСМ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - II секретарем райкома ВЛКСМ (всего 3 года 6 месяцев 8 дней).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Бурзянский районный суд РБ.
Председательствующий судья: Р.С. Якупова