Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-838/2016 ~ М-176/2016 от 27.01.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 марта 2016 года судья Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области Орлова Т.А.,

с участием прокурора Ватутиной Е.В.,

представителя Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Н.Тагил и Пригородному району – Карташова И.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

при секретаре судебного заседания Шиловой Э.Р.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело №2-838/16 по иску прокурора Ленинского района г.Нижний Тагил Свердловской области в интересах Хабибулина Д.А. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонду жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района города Нижнего Тагила в интересах Хабибулина Д.А., ДД.ММ.ГГГГ, обратился в суд с иском о признании не законным бездействия Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, не приобретшего жилье для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Хабибулина Д.А.; возложения обязанности на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области по распределению Хабибулину Д.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области, построенного (приобретенного) за счет субъекта Российской Федерации «Свердловская область», находящегося в черте города Нижний Тагил, общей площадью не менее 15 кв.м. и отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам; возложении обязанности на ГКУ «Фонд жилищного строительства Свердловской области» по заключению с Хабибулиным Д.А. договора найма специализированного жилищного фонда распределенного Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области жилья сроком на 5 лет; возложении на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району города Нижний Тагил обязанности обеспечить подписание соответствующего Хабибулиным Д.А. и возврата экземпляра договора найма специализированного жилого помещения в ГКУ «Фонд жилищного строительства Свердловской области» в течении 5 рабочих дней от даты подписания Хабибулиным Д.А.

В обоснование заявленных требований указал, что в прокуратуру района поступило заявление Хабибулина Д.А. с просьбой обратиться в суд в защиту жилищных прав как лица, имеющего статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, так как не имеет возможности реализовать свое право на улучшение жилищных условий. Хабибулин Д.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей по следующим основаниям. Мать Х.С.М., ДД.ММ.ГГГГ. заочным решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ. лишена родительских прав в отношении ребенка. Отец Х.А.М. осужден к наказанию в виде лишения свободы (начало срока ДД.ММ.ГГГГ., окончание срока ДД.ММ.ГГГГ.), что подтверждается копией справки <...>. На основании приказа ТОИГОВ СО – УСП Ленинского района города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ опекуном заявителя назначена Д.О.В. Жилое помещение за Хабибулиным Д.А. не закреплялось. По сведениям СОГУП «Областной центр недвижимости» - «Горнозаводское БТИ и РН» прав на недвижимое имущество на территории МО город Нижний Тагил на имя заявителя не зарегистрировано. По сведениям Нижнетагильского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области прав на недвижимое имущество на территории МО город Нижний Тагил имя заявителя не зарегистрировано. По данным отдела учета и распределения жилья Администрации МО город Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ заявитель не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения. Согласно справке МКУ «Служба правовых отношений» заявитель зарегистрирован по адресу: <адрес>. На основании приказа начальника ТОИОГВ СО УСП МСЗН СО по городу Нижний Тагил и Пригородному району от ДД.ММ.ГГГГ заявитель принята на учет и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жила помещения. Согласно справки УФМС России по Свердловской области заявитель зарегистрирована на территории МО город Нижний Тагил по адресу: <адрес>. Исходя из смысла пункта 1-1 статьи 4, пункта 6 статьи 5 Закона Свердловской области от 22.03.2006 г. № 217-03 «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» принятие на учет детей-сирот в целях предоставления им жилых помещений специализированного жилищного фонда Свердловской области осуществляют органы опеки и попечительства (Территориальные исполнительные органы государственной власти управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области). Отношения, связанные с предоставлением жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулированы Законом Свердловской области от 07.12.2012 года № 96-03 «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области», вступившим в законную силу с 01.01.2013. Жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются гражданам после их распределения. Порядок заключения с гражданами, в отношении которых приняты решения о предоставлении жилых помещений государственного, жилищного фонда Свердловской области, договоров найма специализированных жилых помещений устанавливается Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом (п.4 ст.4, ст.5, п.4 ст.6). Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП исполнение Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ был утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся, попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области (далее Порядок предоставления жилых помещений).

Прокурор Ватутина Е.В. и истец Хабибулин Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика – Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной политики Министерство социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г.Нижний Тагил – Карташов И.В. высказал возражения против исковых требований. Считает, что Управление социальной политики по городу Нижний Тагил и Пригородному району выполняет лишь функции по доведению лица, которому распределено жилое помещение, сведений о заключаемом договоре найма специализированного жилого помещения и получению от него подписи в договоре. Договор найма специализированного жилого помещения с Хабибулиным Д.А. на исполнение в Управление социальной политики по городу Нижний Тагил и Пригородному району еще не направлялся. Следовательно, каких-либо нарушений прав истца со стороны Управления нет. Считает, требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в части возложения на территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району обязанности обеспечить подписание Хабибулиным Дамиром Азатовичем договора найма специализированного жилого помещения и в течение пяти рабочих дней от даты подписании возвратить в ГКУ «Фонд жилищного строительства» не обоснованными. Просят в исковых требованиях отказать.

Представитель ответчика - Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в адрес суда направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В письменном отзыве представитель ответчика – Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» указал, что в соответствии с п.3 Постановления Правительства Свердловской области №527-ПП от 24.04.2013г. «Об утверждении Порядка приобретения жилых помещений, заключаемых в государственный специализированный фонд Свердловской области, для детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, заключаемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» источником финансирования являются средства областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, а получателем бюджетных средств является Фонд. Так же согласно изменениям, внесенным в действующее законодательство Российской Федерации Федеральным законом от 29.02.2012г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исключен подпункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о предоставлении жилых помещений указанной категории граждан вне очереди на основании договора социального найма жилого помещения и не установлен срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено лицу из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно приказу территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти СО - Управление социальной политики по Ленинскому району г.Н.Тагил от ДД.ММ.ГГГГ. Хабибулин Дамир Азатович принят на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области. Считают, что нарушений прав истца нет, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В случае удовлетворения судом заявленных исковых требований просят предоставить разумный срок для исполнения возложенных судом обязанностей.

Представитель ответчика - Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Представитель третьего лица – Министерства финансов Свердловской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Заслушав прокурора, истца, огласив позицию ответчиков, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 года, вступившего в законную силу 01.01.2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Основания и порядок предоставления указанным выше лицам жилого помещения специализированного жилищного фонда предусмотрено главой 9 ЖК РФ.

Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В силу ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции от 29.02.2012 года) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что Хабибулин Д.А. относится к лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается следующими письменными доказательствами: согласно копии повторного свидетельства о рождении Хабибулина Д.А., выданного ДД.ММ.ГГГГ. отделом ЗАГС <адрес>, в качестве родителей указаны: Х.А.М. и Х.С.М.; согласно копии заочного решения Ленинского районного суда города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ мать Х.С.М. лишена родительских прав в отношении Хабибулина Д.А.; согласно копии справки выданной <...> отец Х.А.М. осужден к наказанию в виде лишения свободы (начало срока ДД.ММ.ГГГГ., окончание срока ДД.ММ.ГГГГ.); согласно копии приказа ТОИГОВ СО – УСП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Хабибулина Д.А. назначена Д.О.В. без закрепления жилой площади.

Согласно копии справки из СОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ., сведения о жилых помещениях, расположенных на территории г.Н.Тагила, принадлежащих на праве собственности Хабибулину Д.А. не зарегистрированы.

Согласно копии уведомления от ДД.ММ.ГГГГ. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют запрашиваемые сведения о правах Хабибулина Д.А. на объекты недвижимого имущества по Свердловской области.

По данным отдела учета и распределения жилья Администрации МО город Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ. Хабибулин Д.А. не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно справке МКУ «Служба правовых отношений» от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> с Хабибулиным Д.А. зарегистрированы 4 человека: Х.С.М., М.Л.П., Д.О.В., М.М.Е.

Согласно копии справки УФМС России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ. Хабибулин Д.А. зарегистрирован на территории МО город Нижний Тагил по адресу: <адрес>.

На основании приказа начальника ТОИОГВ СО УСП МСЗН СО по городу Нижний Тагил и Пригородному району от ДД.ММ.ГГГГ Хабибулин Д.А. принят на учет и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жила помещения.

Таким образом, жилищные права, приобретенные Хабибулиным Д.А. по категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат реализации на условиях однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, заключаемому на пятилетний срок.

До настоящего времени Хабибулин Д.А. жильем не обеспечен, нанимателем либо собственником жилого помещения не является.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу статьи 1 данного закона для его целей используются, в том числе следующие понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Поскольку Хабибулин ДА. до достижения возраста 18 лет относился к категории детей-сирот, а с 18 до 23 лет - лиц из их числа, поэтому он имел право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" гарантий, к числу которых относится обеспечение жилым помещением, предусмотренное статьей 8 данного закона.

В силу указанной нормы в редакции, действовавшей до достижения Хабибулиным Д.А. возраста 23 лет, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Действующим правовым регулированием определено, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ст. 8 указанного выше закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (ч. 1). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу п. п. "б" п. 2.1. действующего в настоящее время Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 г. N 583-П, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Список), включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.

Поскольку по смыслу жилищного законодательства предоставление жилья носит заявительный характер, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. Факт постановки на учет нуждающихся означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения. За лицами из числа детей-сирот, вставшими на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями и после вступления в силу данного закона. Если лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет не поставлено на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, о предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории лиц, которым такое право гарантировано.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что в соответствии с приказом Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г.Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ Хабибулин Д.А., как ребенок-сирота, не реализовавший до 1 января 2013 года свое право на обеспечение жилым помещением, не имеющий решение суда о предоставлении ему жилого помещения, принят на учет по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области, включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для целей представления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области, который направлялся ответчиком в Министерство социальной политики Свердловской области.

В силу вышеназванных норм законодательства, Хабибулин Д.А. имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Однако до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, чем нарушены гарантированные государством права на обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки.

Таким образом, бездействие Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, как компетентного органа государственной власти, выразившееся в неисполнении в отношении Хабибулина Д.А. полномочий, возложенных на него Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП создает препятствия в реализации истцом своих жилищных прав и является незаконным.

С учетом указанных обстоятельств, исходя из анализа приведенных норм, на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области следует возложить обязанность - однократно распределить Хабибулину Д.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Свердловской области для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, построенное или приобретенное за счет средств областного бюджета, находящееся в черте г.Нижний Тагил Свердловской области, общей площадью не менее 15 кв.м. и отвечающее, установленным санитарным и техническим правилам и нормам; на ГКУ «Фонд жилищного строительства» - обязанность по заключению с Хабибулиным Д.А. договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, сроком на 5 лет; на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району города Нижний Тагил обязанность обеспечить подписание соответствующего договора Хабибулиным Д.А., а также обеспечить возврат экземпляра договора найма.

Данная обязанность Управления социальной политики является составной частью процедуры предоставления жилья детям-сиротам, определенной областным Правительством в указанных выше нормативных актах. Даже, несмотря на то, что исполнение решения Управлением социальной политики отложено на неопределенный срок, оно участвует в разработанной процедуре обеспечения жильем сирот, обеспечивая подписание договоров и своевременный их возврат в Фонд. Без возложения на ответчика такой обязанности исполнение судебного решения об обеспечении истца жильем будет затруднено.

Разрешая ходатайство ГКУ СО «Фонда жилищного строительства», о предоставлении разумного срока для исполнения решения суда, суд руководствуется следующим.

В силу статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.

Основания для отсрочки или рассрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

В данном случае ГКУ СО «Фондом жилищного строительства» не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности своевременного исполнения решения суда.

Отсутствие денежных средств не могут расцениваться как объективные обстоятельства, препятствующие исполнению решения суда, и служить основанием для отсрочки исполнения судебного решения. Неисполнение решения суда по названным основаниям связано исключительно с межбюджетными отношениями должника, которые, при наличии вступившего в законную силу решения суда, не могут иметь приоритет перед восстановлением законных прав истца.

Руководствуясь статьями 12, 194-198, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области удовлетворить.

Признать бездействие Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, не приобретшего жилье для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Хабибулина Д.А., незаконным.

Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области однократно распределить Хабибулину Д.А., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, построенное (приобретенное) за счет субъекта Российской Федерации «Свердловская область», находящегося в черте города Нижний Тагил, общей площадью не менее 15 кв.м. и отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

Возложить обязанность на Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства Свердловской области» по заключению с Хабибулиным Д.А., договора найма специализированного жилищного фонда распределенного Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области жилья сроком на 5 лет.

Возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району обязанность обеспечить подписание соответствующего договора Хабибулиным Д.А., а также обеспечить возврат экземпляра договора найма специализированного жилого помещения в Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства Свердловской области» в течение 5 рабочих дней от даты подписания Хабибулиным Д.А..

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

В окончательной форме решение изготовлено <...>

Председательствующий –                Т.А.Орлова

2-838/2016 ~ М-176/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Ленинского района в инт. Хабибулина Д.А.
Хабибулин Дамир Азатович
Ответчики
Министерство строительства и развития инфраструктуры
ГКУ Фонд жилищного строительства
Управление социальной политики
Другие
Министерство финансов
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Орлова Т.А.
Дело на странице суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
27.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.01.2016Передача материалов судье
01.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2016Судебное заседание
09.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2017Дело оформлено
15.11.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее