Дело № 2а-1-2499/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе:
председательствующего судьи Фоломеевой Е.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Чекаловой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 29 марта 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Управления городского хозяйства города Калуги к УФССП России по Калужской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калужской области Лихачеву Дмитрию Александровичу об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
03 февраля 2021 года Управление городского хозяйства города Калуги (далее по тексту - УГХ г. Калуги) обратилось в суд с административным исковым заявлением к УФССП России по Калужской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП в размере 10 000 рублей, в обоснование указав, что финансовое обеспечение Городской Управы г. Калуги осуществляется за счет бюджета города Калуги, проект местного бюджета составляется и утверждается на очередной финансовый год, поэтому предусмотреть достаточно денежных средств на выплату назначенного ведущим судебным приставом – исполнителем МООИП УФССП России по Калужской области Лихачевым Д.А. штрафа не представляется возможным.
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечен судебный пристав-исполнитель МООИП УФССП России по Калужской области Лихачев Д.А. По ходатайству представителя административного истца судебный пристав-исполнитель МООИП УФССП России по Калужской области Коваленков В.В. исключен из числа заинтересованных лиц.
Представитель административного истца по доверенности Узденова Ф.А. в судебном заседании требования административного иска поддержала, пояснила, что должником предпринимались меры к оплате административного штрафа.
Административный ответчик Лихачев Д.А., представляющий также интересы административного ответчика УФССП России по Калужской области на основании доверенности против удовлетворения иска возражал.
Заинтересованное лицо Управление административно-технического контроля Калужской области о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, своего представителя в суд не направило.
Суд, выслушав представителя административного истца, административного ответчика, изучив материалы настоящего дела, приходит к следующему.
Постановлением от 29 апреля 2020 года №1-К-11416 начальника территориального отдела административно-технического контроля №1 управления административно-технического контроля Калужской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.2 Закона Калужской области от 28 февраля 2011 года №122-ОЗ «Об административных правонарушениях в Калужской области», УГХ г. Калуги привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Указанное постановление вступило в законную силу 29 сентября 2020 года.
12 августа 2020 года управлением делами городского головы Городской Управы г. Калуги председателю комитета финансов и тарифной политики управления городского хозяйства города Калуги было направлено письмо о необходимости оплаты штрафов по постановлению № 1-К-11416-2020.
13 ноября 2020 года на основании вышеуказанного постановления судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калужской области возбуждено исполнительное производство № 39491/20/40052-ИП, в соответствии с которым должнику - УГХ г. Калуги - установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена в адрес административного истца 23 ноября 2020 года и получена, как следует из пояснений представителя административного истца и подтверждается материалами дела, получена должником 24 ноября 2020 года.
28 декабря 2020 года УГХ г. Калуги оплатило административный штраф по постановлению № 1-К-11416 в рамках исполнительного производства №-ИП, что подтверждается платежным поручением №. ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме. Постановление было обжаловано и решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 29 июля 2020 года оставлено без изменения и вступило в законную силу.
В связи с тем, что требования исполнительного документы не были исполнены в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок, 18 января 2021 года судебным приставом-исполнителем по вышеуказанному исполнительному производству вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 10 000 рублей. В связи с неуплатой исполнительского сбора 21 января 2021 года возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Управления городского хозяйства города Калуги.
Установленные обстоятельства сторонами не оспаривались и подтверждаются письменными материалами дела.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Частью 2 статьи 112 названного Закона предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу части 7 названного Закона суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, неисполнение исполнительного документа добровольно в установленный срок само по себе не является основанием для взыскания исполнительского сбора. Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.
Особенности правового положения казенных учреждений установлены статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В силу пункта 2 указанной статьи финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Пунктом 6.2 Положения об управлении городского хозяйства города Калуги, утвержденного Постановлением Городского Головы от 7 июля 2005 года №209-П, установлено, что финансирование управления осуществляется за счет средств бюджета МО «Город Калуга» в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1.3. Постановления Городской Думы городского округа «Город Калуга» от 28 ноября 2007 № 148 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Калуга» бюджет города Калуги составляется на очередной финансовый год и плановый период.
Как следует из письма УГХ г.Калуги от 26 ноября 2020 года со стороны должника имело место обращение к Городскому Голове г.Калуги и заместителю Городского Головы г.Калуги – начальнику правления финансов г. Калуги по вопросу выделения дополнительного финансирования для оплаты административных штрафов по делам об административных правонарушениях, с указанием на отсутствие в бюджете городского хозяйства денежных средств для перераспределения на указанные мероприятия.
К указанному письму был приложен реестр постановлений об административных правонарушениях, в числе которых указано постановление №-№.
Решением Городской Думы город Калуги от 23 декабря № 381 внесены изменения в ранее принятое решение Городской Думы города Калуги от 13 декабря 2019 года № 271 «О бюджете муниципального образования «Город Калуга» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», в том числе, в части увеличения объема расходов бюджета на исполнение судебных актов.
УГХ г. Калуги письмом от 28 декабря 2020 года № 11122/03-20 сообщило МООИП УФССП России по Калужской области об оплате штрафа по постановлению № 1-К-11416-2020.
Как видно из письма УГХ г.Калуги, адресованного начальнику отдела по правовому обеспечению деятельности городского хозяйства правового комитета управления делами Городского головы г.Калуги от 22 января 2021 года № 95, на 2020 год решением Городской Думы г.Калуги от 13 декабря 2019 г. № 271 «О бюджете муниципального образования «Город Калуга» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» в бюджетной росписи управления городского хозяйства г.Калуги было предусмотрено 2 000 000 рублей на оплату административных штрафов; в период с 17 января 2020 г. по 27 января 2020 г. выделенные лимиты бюджетных средств в размере 1 950 000 рублей были израсходованы. В период с 28 января 2020 г. по 28 июля 2020 г. управлению были выделены дополнительные средства на оплату административных штрафов в размере 3 740 000 рублей. В период с 29 июля 2020 г. по 27 октября 2020 г. денежные средства на оплату штрафов отсутствовали. Всего за 2020 год было оплачено административных штрафов на сумму 11 095 000 рублей.
Учитывая особенности правового положения УГХ города Калуги, порядок финансирования его деятельности, принимая во внимание недостаточность бюджетных ассигнований для исполнения требований исполнительного документа, а также принятые должником меры в виде направления органу местного самоуправления, в ведении которого он находится, запроса о необходимости выделения ему дополнительных бюджетных ассигнований в целях исполнения исполнительного документа, а также с учетом срока исполнения требований исполнительного документа и с момента его получения административным ответчиком, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку последним приняты все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, что свидетельствует об отсутствии вины должника в его неисполнении в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 10 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 39491/20/40052-░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░ 2021 ░░░░.