Решение по делу № 2-99/2018 ~ М-64/2018 от 21.02.2018

Дело № 2-99/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Балахта 13 марта 2018 г.

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Лябзиной Т.Г.,

с участием истицы Лопатиной В.В.,

представителя ответчика Гааг Е.В.,

при секретаре Дорш О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лопатиной ФИО12 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Балахтинском районе Красноярского края о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Лопатина В.В. обратилась в суд с исковым заявлением Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Балахтинском районе Красноярского края о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ссылаясь на то, что 29 декабря 2017 года УПФР в Балахтинском районе Красноярского края вынесло решение за об отказе в назначении ей досрочной пенсии в связи с тем, что недостаточно специального (льготного) стажа на момент подачи заявления. Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» пенсия может быть назначена лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, независимо от их возраста. Страховой стаж истицы на дату подачи заявления в УПФР в Балахтинском районе Красноярского края составлял 26 лет 04 месяца 04 дня. Однако УПФР в Балахтинском районе Красноярского края при рассмотрении её заявления исключили из страхового стажа период работы в санатории «Красноярское Загорье» и Комском совхозе Новосёловского района. Данным невключенным стажем являются следующие периоды: с 01.09.1998 г. по 03.11.2002 г. – палатная медсестра АО Санаторий «Красноярское Загорье», что составляет 04 года 02 месяца 02 дня. С 11.11.2002 г. по 25.01.2005 г. - палатная медсестра АО Санаторий «Красноярское Загорье», что составляет 02 года 02 месяца 14 дней. С 26.01.2005 г. по 23.05.2010 г. – отделение реабилитации старшая медсестра АО Санаторий «Красноярское Загорье», что составляет 05 лет 03 месяца 27 дней. С 31.05.2010 г. по 06.07.2010 г. – отделение реабилитации старшая медсестра АО Санаторий «Красноярское Загорье», что составляет 01 месяц 05 дней. С 07.07.2010 г. по 05.09.2013 г. – старшая медсестра лечебно-диагностического отделения АО Санаторий «Красноярское Загорье», что составляет 03 года 01 месяц 28 дней. С 17.01.1995 г. по 14.03.1995 г. – курсы повышения квалификации, что составляет 01 месяц 27 дней. С 01.04.1992 г. по 31.10.1994 г. – медсестра Комский совхоз, что составляет 02 года 07 месяцев 01 день. Итого общая продолжительность периодов, не включенных в специальный стаж составила: 17 лет 08 месяцев 14 дней. УПФР в Балахтинском районе Красноярского края стаж работы в санатории Красноярское Загорье и в совхозе <адрес> исключил, руководствуясь тем, что данная организация по своей организационно-правовой форме не является учреждением, предусмотренным Постановлением Совета Министров СССР от 06.09.1991 № 464 Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, а также не относится по профилю лечебной деятельности к поименованным санаториям, указанном в Списке работ и профессий, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Однако истица считает, что данный стаж был исключен необоснованно, так как Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11-П «ПО делу о проверке конституционности положений п.п. 10,11,12 п. 1 ст. 28, п.п. 1 и 2 ст. 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации в связи с запросами Государственных Дум областей и жалобами ряда граждан рассмотрел вопрос о праве на установление досрочной трудовой пенсии по старости медицинским работникам организаций, не относящихся к числу государственных или муниципальных, но созданных именно в форме учреждения. В действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции Российской Федерации требования равноправия применительно к правам, гарантированным ст. 19 и 39». Кроме того по профилю лечебной деятельности санаторий относится к поименованным санаториям, указанном в Списке работ и профессий, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, так как проводит лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата, ревматических и психоневрологических заболеваний. Необоснованным также является не включение в медицинский стаж периодов учебы на курсах повышения квалификации. Период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж. дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Считает, что решение Управления Пенсионного Фонда РФ в Балахтинском районе Красноярского края в отказе назначения досрочной пенсии истице является неправомерным. Просит решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Балахтинском районе Красноярского края от 29.12.2017 года об отказе в назначении пенсии отменить, обязать УПФР в Балахтинском районе Красноярского края включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по возрасту периоды работы: с 01.09.1998 г. по 03.11.2002 г. – палатная медсестра АО Санаторий «Красноярское Загорье», что составляет 04 года 02 месяца 02 дня; с 11.11.2002 г. по 25.01.2005 г. - палатная медсестра АО Санаторий «Красноярское Загорье», что составляет 02 года 02 месяца 14 дней; с 26.01.2005 г. по 23.05.2010 г. – отделение реабилитации старшая медсестра АО Санаторий «Красноярское Загорье», что составляет 05 лет 03 месяца 27 дней; с 31.05.2010 г. по 06.07.2010 г. – отделение реабилитации старшая медсестра АО Санаторий «Красноярское Загорье», что составляет 01 месяц 05 дней; с 07.07.2010 г. по 05.09.2013 г. – старшая медсестра лечебно-диагностического отделения АО Санаторий «Красноярское Загорье», что составляет 03 года 01 месяц 28 дней; с 17.01.1995 г. по 14.03.1995 г. – курсы повышения квалификации, что составляет 01 месяц 27 дней; с 01.04.1992 г. по 31.10.1994 г. – медсестра Комский совхоз, что составляет 02 года 07 месяцев 01 день, назначить пенсию с момента обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ в Балахтинском районе Красноярского, то есть с 29 декабря 2017 года.

В судебном заседании истица Лопатина В.В. исковые требования поддержала, по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнительно суду пояснила, что работает в области здравоохранения с 30.07.1990 года, с 1998г. до 2013 года работала палатной медсестрой АО «Санаторий «Красноярское Загорье» с больными после инсультов и инфарктов, проводила все манипуляции, которые проводят в стационаре. На курсы повышения квалификации в 1995г. ее направлял работодатель, когда она работала в Комской участковой больнице, прохождение данных курсов необходимо было для продолжения работы. В Комском совхозе работала медсестрой в детском саду, детский сад был от совхоза, совхоз осуществлял деятельность по производству сельского хозяйства. Считает, что ко всему периоду ее работы должно быть применено льготное исчисление за работу в сельской местности. Просит суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Гааг Е.В., действующая на основании доверенности от 09.01.2017 г., исковые требования не признала и пояснила, что в назначении досрочной пенсии истице отказано обоснованно, поскольку на дату подачи заявления у нее не имелось 25-летнего стажа работы, дающего право на такую пенсию. Истице не зачтены в стаж периоды ее работы в Комском совхозе, АО «Санаторий «Красноярское Загорье», поскольку акционерное общество и совхоз по своей организационно-правовой форме не являются учреждениями здравоохранения, предусмотренными Списком, и созданы для целей коммерческого характера. Данные организации по профилю лечебной деятельности не относятся к поименованным санаториям. Период нахождения на курсах повышения квалификации не подлежит включению в специальный стаж, поскольку в это время истцом не выполнялась работа, дающая право на досрочную пенсию. В Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации не поименованы, курсы повышения квалификации не могут быть признаны служебными командировками. Комский совхоз вообще не является лечебным учреждением. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 39 Конституции РФ, каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту.

Частями 1 и 2 ст. 17 Конституции РФ провозглашено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Согласно ст. 26 Международного Пакта от 16.12.1966 г. "О гражданских и политических правах", все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

В силу ст. 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

С 01.01.2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются и регулируются в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно ч. 1, 3 ст. 8 Федерального закона РФ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно подпункту 20 п. 1, п. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктами 2, 3, 4 и 5 указанной выше статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения при определении стажа применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно; - Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно; - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П не исключается возможность применения при оценке пенсионных прав застрахованных лиц порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно – эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066.

Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.

Согласно Списку, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. № 464, право на пенсию за выслугу лет предоставлялось: 1. Врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. 2. Врачам и среднему медицинскому персоналу, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью.

Пенсионное обеспечение медицинских работников с 1 ноября 1999 года регулировалось Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

Пунктом 1 Постановления № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 г., был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Согласно п. 1 вышеуказанных Правил в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных вышеуказанным Списком.

Разделом «Наименование должностей» указанного Списка предусмотрены должности среднего медицинского персонала, в том числе медицинской сестры (медицинского брата) по массажу, а п. 21 раздела «Наименование учреждений» - санатории (курорты) (в том числе детские): для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические.

29 октября 2002 г. Постановлением Правительства РФ № 781 утверждены Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Разделом «Наименование должностей» указанного Списка предусмотрены должности среднего медицинского персонала, в том числе палатной медицинской сестры, старшей медсестры.

Согласно п. 21 раздела «Наименование учреждений» указанного Списка к учреждениям здравоохранения, работа в которых в должности палатной медицинской сестры, старшей медсестры предоставляет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относятся санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические.

Согласно п.п. 3, 5 указанных Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Как следует из п.3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 и ч. 2 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях», Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Как установлено в судебном заседании, и видно из трудовой книжки серии Лопатина (ранее ФИО13) В.В. 30.07.1990 года была принята на должность медсестры в Комскую участковую больницу (Новоселовская райбольница), уволена переводом в детский сад 23.03.1992 года, 01.04.1992 года принята медсестрой детского сада совхоз Комский, уволена 31.10.1994 года по собственному желанию, 01.11.1994 года принята медсестрой Комской участковой больницы Новоселовская райбольница, уволена 27.08.1998 года по собственному желанию, 01.09.1998 принята в санаторий «Красноярское Загорье» палатной медсестрой, переведена в отделение реабилитации старшей медсестрой 26.01.2005 г., переведена старшей медсестрой лечебно-диагностического отделения, уволена 05.09.2013 г. по собственному желанию. 06.09.2013 г. принята фасовщиком в аптеку ИП ФИО8 п. Балахта работает по настоящее время.

Согласно свидетельства о заключении брака III-БА ФИО9 и ФИО10 заключили брак 13.07.1990 года, после заключения брака ФИО10 присвоена фамилия – Лопатина.

20.12.2017 г. Лопатина В.В. обратилась в УПФР в Балахтинском районе Красноярского края с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Балахтинском районе Красноярского края от 29.12.2017 г. Лопатиной В.В. в стаж, на соответствующих видах работ составил дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, зачтено 06 лет 07 месяцев 21 день и в досрочном назначении страховой пенсии по старости отказано в установлении страховой пенсии по старости на основании п. 20 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 23.12.2013 г. «О страховых пенсиях», по причине: права на трудовую пенсию нет, нет требуемого льготного стажа.

Как видно из приложения к решению по заявлению от 29.12.2017 г. Лопатина В.В., СНИЛС представила для назначения страховой пенсии по старости: выписка из ИЛС, справка КГБУЗ «Новоселовская РБ» от 19.12.2017 , справка АО «Санаторий «Красноярское Загорье» от 13.12.2017 , не приняты к зачету в стаж следующие периоды ее работы:

- с 01.09.1998 г. по 03.11.2002 г. –палатная медсестра АО санаторий «Красноярское Загорье» (04 года 02 месяца 02 дня),

- с 11.11.2002 г. по 25.01.2005 г. - палатная медсестра АО Санаторий «Красноярское Загорье», (02 года 02 месяца 14 дней);

- с 26.01.2005 г. по 23.05.2010 г. – отделение реабилитации старшая медсестра АО Санаторий «Красноярское Загорье», (05 лет 03 месяца 27 дней);

- с 31.05.2010 г. по 06.07.2010 г. – отделение реабилитации старшая медсестра АО Санаторий «Красноярское Загорье», (01 месяц 05 дней);

- с 07.07.2010 г. по 05.09.2013 г. – старшая медсестра лечебно-диагностического отделения АО Санаторий «Красноярское Загорье», (03 года 01 месяц 28 дней);

- с 17.01.1995 г. по 14.03.1995 г. – курсы повышения квалификации, (01 месяц 27 дней);

- с 01.04.1992 г. по 31.10.1994 г. – медсестра Комский совхоз, (02 года 07 месяцев 01 день).

Согласно из приложения к решению по заявлению от 29.12.2017 г. по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Балахтинском районе оспариваемые периоды работы не были включены истцу в специальный стаж по тем основаниям, что ЗАО «Санаторий «Красноярское Загорье», АО «Санаторий «Красноярское Загорье», ОАО «Санаторий «Красноярское Загорье» по своей организационно-правовой форме не являются учреждениями, предусмотренными Постановлением Совета Министров СССР от 06.09.1991 г. № 464 и Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, а также Санаторий «Красноярское Загорье» по профилю лечебной деятельности не относится к санаториям, предусмотренным Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, курсы повышения квалификации не поименованы в п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

Однако выводы комиссии ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Балахтинском районе Красноярского края и аналогичные доводы представителя ответчика в судебном заседании суд признает не состоятельными.

Должность медсестры палатной и медсестры процедурного кабинета, в которых в оспариваемые периоды работала Лопатина В.В., предусмотрены как Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 06.09.1991 г. № 464, так и Списками, утвержденными Постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 и от 29 октября 2002 г. № 781.

Что касается учреждений, в которых истица осуществляла свою трудовую функцию, то суд исходит из следующего.

24 декабря 1992 г. санаторий «Красноярское Загорье» был реорганизован в акционерное общество закрытого типа «Красноярское Загорье», учредителями которого являлись санаторий «Красноярское Загорье» и ФНПР «Роскурорт». Постановлением администрации Балахтинского района от 20.06.1996 г. была зарегистрирована новая редакция устава закрытого акционерного общества «Санаторий «Красноярское Загорье» с организационно-правовой формой – закрытое акционерное общество. В 2008 г. принято решение о преобразовании ЗАО «Санаторий «Красноярское Загорье» в ОАО «Санаторий «Красноярское Загорье» и 11 июля 2008 г. осуществлена государственная регистрация изменений, внесенных в учредительные документы. Открытое акционерное общество «Санаторий «Красноярское Загорье» преобразовано в Закрытое акционерное общество «Санаторий «Красноярское Загорье» на основании решения акционера от 14.12.2009г.(приказ от 25.12.2009г. ). 15.06.2015г. ЗАО «Санаторий «Красноярское Загорье» переименовано в АО «Санаторий «Красноярское Загорье».

В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными, следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года -I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2, 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 2, 3.3, 3.4 Постановления Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года -П, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим... в учреждениях здравоохранения... в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет, нельзя считать обоснованным с точки зрения конституционного требования равноправия применительно к правам, гарантированным статьей 39 Конституции РФ. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях. До установления надлежащего правового регулирования периоды работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности.

Из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 года -О, вытекает, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.

Согласно выписке, из ЕГЮЛ от 07.03.2018 г. №б/н/2018 АО «Санаторий «Красноярское Загорье» основной вид деятельности: деятельность санаторно-курортных организаций, в том числе лечебно-профилактическая деятельность, оказание населению санаторно-курортных, оздоровительных, медицинских услуг, а одним из основных видов деятельности является оздоровление (профилактика) граждан природными лечебными ресурсами при осуществлении медицинской деятельности согласно полученным лицензиям по нескольким направлениям.

В соответствии с лицензиями АО «Санаторий «Красноярское Загорье» разрешена медицинская деятельность по виду – санаторно-курортная помощь в объеме, определенном лицензиями, по профилям: терапевтический, неврологический, травматология и ортопедия.

В период с 1998 г. по настоящее время АО «Санаторий «Красноярское Загорье» оказывает услуги по санаторно-курортному лечению заболеваний опорно-двигательного аппарата, гинекологических заболеваний, заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечных заболеваний, неврозов и других заболеваний.

Таким образом, АО «Санаторий «Красноярское Загорье» осуществляет лечение граждан по профилям, указанным в разделе «Наименование учреждений» Списка.

Следовательно, Лопатина В.В., как медсестра палатная и медсестра процедурного кабинета, работающая в многопрофильном санатории, осуществляющем лечение по одному или нескольким профилям, указанным в разделе «Наименование учреждений» Списка, имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости независимо от того, осуществляется ли в санатории лечение и по другим профилям. Периоды её работы с 01.09.1998 г. по 03.11.2002 г. в должности –палатная медсестра АО санаторий «Красноярское Загорье», с 11.11.2002 г. по 25.01.2005 г. - палатная медсестра АО Санаторий «Красноярское Загорье», с 26.01.2005 г. по 23.05.2010 г. – отделение реабилитации старшая медсестра АО Санаторий «Красноярское Загорье», с 31.05.2010 г. по 06.07.2010 г. – отделение реабилитации старшая медсестра АО Санаторий «Красноярское Загорье», с 07.07.2010 г. по 05.09.2013 г. – старшая медсестра лечебно-диагностического отделения АО Санаторий «Красноярское Загорье», подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости.

Суд не принимает во внимание доводы ответчика о том, что трудовая деятельность истицы в оспариваемый период протекала в акционерном обществе, которое по своей организационно-правовой форме не относится к учреждениям здравоохранения, поименованным в Списке, и поэтому не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим, в том числе, в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

В судебном заседании установлено, что после изменения организационно-правовой формы санаторий «Красноярское Загорье» сохранил прежний характер профессиональной деятельности, а истица после такого изменения продолжала выполнять ту же работу, что и до изменения.

Поэтому право Лопатиной В.В. на получение пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой ею осуществлялась лечебная деятельность, ее формы собственности (государственная или частная), коммерческой или некоммерческой цели деятельности и не может быть связано с наличием у его работодателя цели извлечения прибыли.

Рассматривая требования Лопатиной В.В. о включении в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд приходит к следующему.

В период с 17.01.1995 г. по 14.03.1995 года Лопатина В.В., работая медсестрой Комской участковой больницы Новоселовской районной больницы, направлялась на курсы повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы.

Согласно из приложения к решению по заявлению от 29.12.2017 г. по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Балахтинском районе оспариваемый период работы не был включен истице в специальный стаж по тем основаниям, что курсы повышения квалификации не поименованы в п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

Однако в период нахождения на курсах повышения квалификации, куда была направлена Лопатина В.В. с основного места работы, действовала ст. 112 КЗоТ РФ, согласно которой при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Для Лопатиной В.В., как медсестры участковой больницы, прохождение курсов повышения квалификации являлось обязательным.

При этом, ни в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, ни в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516 периоды нахождения на курсах повышения квалификации не поименованы как периоды, не подлежащие включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что в период нахождения на курсах повышения квалификации истцом не исполнялись свои служебные функции, и что курсы не могут быть признаны служебными командировками, связи с тем, что прохождение курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца, при этом за истцом сохранялось рабочее место, начислялась заработная плата, от которой производились в указанный период времени все отчисления, находясь на курсах повышения квалификации по распоряжению работодателя, истица в иной форме продолжала осуществлять свою профессиональную деятельность, в связи с этим указанный период работы подлежит зачету в специальный стаж работы Лопатиной В.В. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Рассматривая требования Лопатиной В.В. о включении в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период ее работы в должности медсестры детского сада Комского совхоза судом установлено следующее.

Лопатина В.В. была принята на работу на должность медсестры детского сада Комского совхоза приказом от 25.03.1992г., уволена 31.10.1994 г. приказом -к от 31.10.1994г., что подтверждается копией трудовой книжки истицы.

Согласно архивной справки от 13.03.2018 г. Администрации Новоселовского района Красноярского края в Новоселовском муниципальном архиве содержатся следующие сведения о реорганизации Комского совхоза Новоселовского района Красноярского края. Комский совхоз реорганизован в акционерное общество закрытого типа «Комское» (постановление администрации Новоселовского района от 30.03.1994 г.); - акционерное общество закрытого типа «Комское» - в МУП «Комское» (постановление администрации Новоселовского типа от 27.01.2004). Основным видом деятельности было смешанное сельское хозяйство растениеводство в сочетании с животноводством). Последнее предприятие просуществовало до 27.06.2012г. (ликвидировано).

Оценивая представленные доказательства, суд исходит из того, что право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно возникает только в случае осуществления лечебной деятельности в должностях и учреждениях поименованных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации".

Исследовав представленные по делу доказательства, суд считает их недостаточными для удовлетворения требований истца в указанной части, поскольку Комский совхоз не относится к лечебному учреждению, поименованным в Списке.

Согласно Постановлению правительства № 464 врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности, однако Комский совхоз не являлся лечебно-профилактическим или санитарно-эпидемиологическим учреждениями, поэтому работа в должности медсестры детского сада в указанной организации не дает истице права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Рассматривая доводы истицы о льготном исчислении всего периода ее работы, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением, в частности, следующего случая: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Разъяснения относительно применения указанного подпункта Правил содержатся в абзаце втором пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором указано, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.

При этом в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, может быть засчитан период работы в сельской местности до 1 ноября 1999 г. (абзац седьмой пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).

Таким образом, после 1 ноября 1999 г. льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников допустимо только при наличии смешанного стажа, то есть при выполнении соответствующей работы и в городе, и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке). Поскольку трудовая деятельность Лопатиной В.В. осуществлялась только в сельской местности, правовых оснований для льготного исчисления всего оспариваемого периода ее работы у суда не имеется.

Таким образом, общая продолжительность специального страхового стажа лечебной деятельности Лопатиной В.В., с учетом установленных судом обстоятельств составляет на момент обращения в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Балахтинском районе Красноярского края и на день рассмотрения дела 22 года 09 месяцев 2 дня.

Так как истица даже с учетом включенных в специальный стаж работы периодов в льготном исчислении не имеет необходимых 25 лет стажа лечебной деятельности ни на момент обращения в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Балахтинском районе Красноярского края 20.12.2017г., ни на дату вынесения решения суда, суд отказывает Лопатиной В.В. в части исковых требований о признании права на досрочную страховую пенсию.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш ИЛ:

Исковые требования Лопатиной ФИО14 удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Балахтинском районе Красноярского края включить Лопатиной ФИО15 в стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с деятельностью по охране здоровья населения, следующие периоды: с 01.09.1998 г. по 03.11.2002 г. в должности палатной медсестры в АО «Санаторий «Красноярское Загорье», с 11.11.2002 г. по 25.01.2005 г. в должности палатной медсестры в АО «Санаторий «Красноярское Загорье», с 26.01.2005 г. по 23.05.2010 г. в должности старшей медсестры отделение реабилитации в АО «Санаторий «Красноярское Загорье», с 31.05.2010 г. по 06.07.2010 г. в должности старшей медсестры отделение реабилитации в АО «Санаторий «Красноярское Загорье», с 07.07.2010 г. по 05.09.2013 г. в должности старшей медсестры лечебно-диагностического отделения в АО «Санаторий «Красноярское Загорье», период нахождения на курсах повышения квалификации с 17.01.1995 г. по14.03.1995 г.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 15.03.2018г.

2-99/2018 ~ М-64/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Лопатина Валентина Васильевна
Ответчики
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балахтинском районе Красноярского края
Суд
Балахтинский районный суд Красноярского края
Судья
Лябзина Татьяна Георгиевна
Дело на сайте суда
balahta--krk.sudrf.ru
21.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.02.2018Передача материалов судье
21.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2018Судебное заседание
15.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2018Дело оформлено
04.09.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее