Дело № 2а-2274/2021
УИД № 13RS0023-01-2021-004743-23
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 ноября 2021 года город Саранск
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Чибрикин А.К.
при секретаре Мариной А.С.,
с участием в деле:
административного истца – Морозкина Н.А.,
административного ответчика – Прокуратуры Торбеевского района Республики Мордовия,
второго административного ответчика – Прокуратуры Республики Мордовия,
представителя второго административного ответчика – прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Республики Мордовия Умновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Морозкина Н. А. к прокуратуре Торбеевского района Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения от 20.08.2021 по рассмотрению обращения Морозкина Н.А. от 17.03.2021,
установил:
Морозкин Н.А. обратился в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к прокуратуре Торбеевского района Республики Мордовия.
В обоснование административного иска указано, что 17.03.2021 Морозкиным Н.А. было подано заявление в прокуратуру Торбеевского района Республики Мордовия о проведении проверки относительно незаконно наложенных на него в ФКУ ИЗ-13/3 УФСИН России по РМ дисциплинарных взысканий, о признании их незаконными и их отмене. По результатам проведенной проверки, в том числе дополнительной, заявление Морозкина Н.А. оставлено без удовлетворения.
Морозкин Н.А. просил суд признать незаконным решение прокуратуры Торбеевского района Республики Мордовия от 20.08.2021.
Прокурор гражданско-судебного отдела Умнова Е.В. относительно удовлетворения иска возразила по основаниям, приведенным в письменных возражениях на иск, полагала о необходимости прекращения производства по делу.
Морозкин Н.А., участвующий в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, не возражал против прекращения производства по делу.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в отношении Морозкина Н.А., отбывающего наказание в ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю, были наложены дисциплинарные взыскания, которые он считает незаконными, в связи с чем, им 15.03.2021 и 17.03.2021 поданы заявления в прокуратуру Торбеевского района Республики Мордовия. Согласно решению прокуратуры Торбеевского района Республики Мордовия от 14.05.2021, прокурорской проверкой установлено, что дисциплинарные взыскания в отношении Морозкина Н.А. применены ФГУ ИЗ-13/3 УФСИН России по Республике Мордовия обосновано и оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено.
Между тем, прокуратурой Республики Мордовия рассмотрена жалоба Морозкина Н.А. от 02.06.2021 на несогласие с ответом прокурора Торбеевского района Республики Мордовия от 14.05.2021, по результатам рассмотрения которой прокурору Торбеевского района РМ поручено вернуться к рассмотрению вышеуказанного заявления и проинформировать Морозкина А.Н. о результатах проверки.
Согласно решению прокуратуры Торбеевского района Республики Мордовия 20.08.2021, было вновь установлено, что 17 дисциплинарных взысканий в отношении Морозкина Н.А. применены обосновано и оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено.
Решением заместителя прокурора Республики Мордовия от 09.11.2021 ответ прокуратуры Торбеевского района РМ 20.08.2021, являющийся предметом обжалования по настоящему делу, признан необоснованным, поручено вновь вернуться к рассмотрению заявления Морозкина Н.А.
В результате, постановлениями прокурора Торбеевского района РМ от 16.11.2021 и 26.11.2021 заявление Морозкина Н.А. удовлетворённо и обжалуемые дисциплинарные взыскания, 15 и 2 соответственно, признаны незаконными и отменены. 17.11.2021 и 26.11.2021 прокуратурой Торбеевского района РМ были отправлены ответы с копиями вышеуказанных постановлений Морозкину Н.А.
Частью 1 статьи 225 КАС РФ установлено, что суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в частях 5 и 6 статьи 39, частях 6 и 7 статьи 40, частях 1 и 2 статьи 194 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 225 КАС РФ суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно части 2 статьи 194 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.05.2017 N 1006-О указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).
По смыслу части 2 статьи 194 и части 2 статьи 225 КАС РФ прекращение производства по административному делу возможно в случае, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права и законные интересы административного истца. Данные законоположения не предполагают автоматического прекращения судопроизводства, поскольку возлагают на суд обязанность устанавливать названные юридически значимые обстоятельства, в том числе связанные с вопросом о наличии у органа, организации, лица, принявших соответствующее решение, необходимых государственных или иных публичных полномочий.
Установление же в каждом конкретном случае, имеются ли основания для прекращения производства по делу, в том числе перестало ли оспариваемое административным истцом решение затрагивать его права и законные интересы, как и наличие у того или иного органа соответствующих публичных полномочий, - исключительная прерогатива суда, принимающего решение, которая вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является проявлением его дискреционных полномочий, притом что на определение суда о прекращении производства по административному делу может быть подана частная жалоба (часть 3 статьи 195 КАС РФ).
Согласно п. 1 ст. 33 Закона о прокуратуре прокурор вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Прекращая производство по настоящему административному делу, суд исходит из того, что в связи с фактической отменой прокуратурой Республики Мордовия решения от 20.08.2021 оспариваемый предмет административного искового заявления не ведёт к юридическим последствиям, которые будут нарушать права и законные интересы административного истца. Предполагаемые нарушения прав Морозкина Н.А., за защитой которых он обратился в суд, были устранены административным ответчиком в полном объеме в результате вынесения вышеназванных постановлений от 16.11.2021 и 26.11.2021.
Изложенное подтверждает вывод суда о наличии оснований для прекращения производства по настоящему административному делу.
Как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, в том числе со статьями, закрепляющими право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47 часть 1), и принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123 часть 3), - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством; иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 года N 4-П, от 3 февраля 1998 года N 5-П, от 28 мая 1999 года N 9-П, от 11 мая 2005 года N 5-П и др.).
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218 КАС РФ).
Тем самым, процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
В настоящем деле после отмены оспариваемых решений о привлечении к дисциплинарным взысканиям такого не установлено.
Частью 1 статьи 195 КАС РФ предусмотрено, что производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194 - 195, 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определил:
прекратить производство по административному делу по административному иску Морозкина Н. А. к прокуратуре Торбеевского района Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения от 20.08.2021 по рассмотрению обращения Морозкина Н.А. от 17.03.2021.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Саранска.
Определение в мотивированной форме изготовлено 03 декабря 2021 г.
Судья А.К. Чибрикин