Дело № 2-5543/2022
73RS0001-01-2022-007487-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2022 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Кузнецовой О.В.,
при секретаре Ивановой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах Борисова Александра Ивановича к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Администрации города Ульяновска о возложении обязанности организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке до места получения медицинской помощи и обратно, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
прокурор обратился в суд с указанным иском. В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства об оказании специализированной медицинской помощи и бесплатной медицинской помощи населению было выявлено бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области (далее Министерство), не осуществляет необходимые меры для обеспечения доступности медицинской помощи, в результате чего <данные изъяты> <данные изъяты> Борисов А.В., состоящий на учете в ЧУЗ «Больница РЖД-Медицина» <адрес> с диагнозом: <данные изъяты>, вынужден за счет личных средств самостоятельно три раза в неделю круглогодично посещать медицинский центр ООО «Фрезениус Нефрокеа» по адресу: <адрес>, чтобы получить жизненно необходимое лечение. Прокурор просит суд обязать Министерство организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке Борисова А.И. до места получения медицинской помощи для процедуры программного гемодиализа в г.Ульяновске и обратно в соответствии с графиком лечения, взыскать с Министерства в пользу Борисова А.И. компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.
В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска Ушков Н.М. поддержал доводы, изложенные в иске, просил исковые требования удовлетворить.
Борисов А.И. в судебном заседании по состоянию здоровья не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещён.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещён, представлен отзыв на иск, просит в иске отказать, дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации города Ульяновска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён.
Представители третьих лиц ООО «Фрезениус–Нефрокеа», ЧУЗ «РЖД-Медицина» г.Ульяновск в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, представили отзывы на исковое заявление с ходатайствами о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, дело освидетельствования в МСЭ, суд приходит к следующему.
Сторонам была разъяснена ст.56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами.
Гражданским законодательством, в частности ст.12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.
Согласно ст.3 ГПК РФ лицо вправе, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст.46 Конституции Российской Федерации.
Суд принимает решение, в силу ст.196 ГПК РФ, в пределах заявленных истцом требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ст.6 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется, в том числе, путем оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента.
В соответствии с п.5 ст.10 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечивается, в том числе, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно ч.2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи,
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются, в том числе, обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования, создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования.
Согласно п.6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 323-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе, создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности.
В соответствии с п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно п.2.1 Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П (далее Положение о Министерстве), Министерство обеспечивает, в том числе, осуществление в установленном порядке мер по реализации государственной политики в области медицинского страхования граждан; создаёт в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан; организует оказание населению Ульяновской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения.
Все учреждения здравоохранения на территории МО «Город Ульяновск» в 2012 году были переданы в собственность Ульяновской области в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2020 №313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и являются подведомственными учреждениями Министерства здравоохранения Ульяновской области.
Согласно ст.83 Федерального закона №323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в программах обязательного медицинского страхования); 3) иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.34 Федерального закона №323-ФЗ специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара. Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 декабря 2014 г. № 796н утверждено Положение об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 13.08.2002 №254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» утверждено Положение об организации деятельности отделения диализа.
Согласно данного приказа диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение её продолжительности и повышение качества.
Согласно п.1 Положения об организации деятельности отделения диализа отделение диализа (далее именуется Отделением) является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара).
Согласно п.6.1 Положения об организации деятельности отделения диализа отделение осуществляет, в том числе, функцию оказания специализированной медицинской помощи больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа.
Согласно подп.26 п.2.1 Положения "О Министерстве здравоохранения Ульяновской области", утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П, функции по организации специализированной медицинской помощи возложены на Министерство здравоохранения Ульяновской области.
На территории Ульяновской области медицинская услуга по проведению заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа оказывается ООО «Фрезениус Нефрокеа», расположенным по адресу: <адрес>.
Спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа обусловлена необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие данную медицинскую услугу.
Транспортировка граждан в медицинские учреждения для проведения гемодиализа является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи.
Учитывая изложенное, поскольку доставка пациентов для проведения заместительной почечной терапии в г.Ульяновске и обратно должна осуществляться силами Министерства здравоохранения Ульяновской области, надлежащим ответчиком по делу является Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Судом установлено, что Борисов А.В. является <данные изъяты> бессрочно, состоит на учете в ЧУЗ «Больница РЖД-Медицина» г.Ульяновска с диагнозом: <данные изъяты>, нуждается в проведении <данные изъяты> три раза в неделю круглогодично в медицинском центре ООО «Фрезениус Нефрокеа» по адресу: <адрес>Б. Указанное Министерством не оспаривается.
Министерство здравоохранения Ульяновской области, обязанное организовать и предоставить медицинскую услугу по транспортировке до места получения медицинской помощи и обратно, не осуществляет необходимые меры для обеспечения доступности указанной медицинской помощи. Доказательства обратного суду не представлены.
Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Пунктом 2 статьи 2 ГК РФ установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно ч.1 ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что бездействие Министерства, выразившееся в не осуществлении необходимых меры для обеспечения доступности указанной медицинской помощи Борисову А.И., существенно нарушает его личные неимущественные права, в связи с чем он имеет право на взыскание компенсации морального вреда.
Учитывая все вышеприведенные обстоятельства, а также принцип разумности и справедливости, суд полагает, что размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию в пользу Борисова А.И., составляет 5000 руб.
При таких обстоятельствах суд считает доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве, несостоятельными, а исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5000 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14.12.2022.