Приговор
Именем Российской Федерации
12 марта 2021 г. г. Махачкала
Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Воробьева А.С., при помощнике судьи Раджабове Г.Т., с участием государственного обвинителя – помощника военного прокурора Махачкалинского гарнизона <данные изъяты> Батырова Э.М., подсудимых Мусаева Ш.М. и Магомедгаджиева И.М., защитников-адвокатов Арбуханова Г.А. и Абдуллаевой С.Ш., а также потерпевшего <данные изъяты>. в открытом судебном заседании в помещении суда рассмотрел уголовное дело в отношении военнослужащего войсковой части № <данные изъяты>
Мусаева Ш.М., родившегося <данные изъяты>. <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>, проживающего по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, проходящего военную службу по контракту с сентября 2018 г., <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>,
и гражданина
Магомедгаджиева И.М., родившегося <данные изъяты>. <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>, проживающего по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> не работающего, <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. <данные изъяты>, судимого <данные изъяты> 5 апреля 2018 г. по ч. 3 ст. 264 УК РФ к лишению свободы на срок 3 года условно, с испытательным сроком 3 года и лишением права управления транспортными средствами на 3 года, неотбытая часть которого составляет 3 месяца и 11 суток,
обоих обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 35, ч. 2 ст. 330 УК РФ, а Магомедгаджиев И.М., кроме того, – и по ч. 1 ст. 163 УК РФ.
Судебным следствием военный суд
установил:
В 18 часу 9 октября 2020 г. возле дома 30к на ул. Насрутдинова в г. Махачкале Магомедгаджиев, предварительно договорившись на совместные и согласованные действия с Мусаевым и Муртазалиевым (уголовное преследование на стадии предварительного следствия в отношении которого прекращено в связи с примирением с потерпевшим), потребовал от <данные изъяты> возврата денежного долга в сумме 260 000 рублей. Сопровождая указанные требования применением насилия к <данные изъяты>, Магомедгаджиев нанес последнему несколько ударов рукой по затылку, высказал угрозы применения насилия в будущем, а Муртазалиев завладел находящимся у <данные изъяты> в пользовании и являющимся единственным средством его заработка автомобилем «Газель», государственный регистрационный знак <данные изъяты> с целью удержания до погашения долга. Мусаев склонил <данные изъяты> сесть в свой автомобиль, чем помог Магомедгаджиеву доставить последнего к месту выяснения причин невыполнения долговых обязательств. Указанными противоправными действиями <данные изъяты> причинен существенный вред, выразившийся в физической боли, а также нравственных страданиях, в том числе связанных с невозможностью, после изъятия автомобиля, получения средств к существованию.
В период времени с 13 октября по 6 ноября 2020 г. в г. Махачкале и г. Кизляре Республики Дагестан Магомедгаджиев, недовольный несвоевременным выполнением долговых обязательств, угрожая <данные изъяты> применением насилия, потребовал от него передать ему 350 000 рублей, из которых 120 000 рублей превышали сумму долга.
Подсудимый Магомедгаджиев виновным себя в совершении преступлений признал полностью, подтвердил установленные судом обстоятельства и показал, что <данные изъяты> на момент совершения противоправных действий должен был ему 260 000 рублей. С целью склонения <данные изъяты> к выполнению обязательств по возврату долга он заранее договорился с Мусаевым и <данные изъяты>, и вечером 9 октября 2020 г. приехал с ними к дому № 30к на ул. Насрутдинова г. Махачкалы, где <данные изъяты> осуществлял торговлю со своего автомобиля «Газель». Не добившись от потерпевшего возврата долга, он несколько раз ударил его рукой по затылку. Муртазалиев завладел по его просьбе автомобилем <данные изъяты>, после чего отогнал этот автомобиль в г. Кизляр, где транспортное средство находилось до 11 октября 2020 г. Роль Мусаева в совершении деяния в отношении <данные изъяты> состояла в убеждении последнего о неприменении к нему насилия, а также в доставке потерпевшего на своем автомобиле «БМВ-3» к месту выяснения причин невыполнения долговых обязательств.
Из-за невозврата <данные изъяты> долга он в период с 13 октября по 6 ноября 2020 г. посредством телефонной связи угрожал последнему применением насилия, и требовал от него передачи 120 000 рублей сверх суммы долга.
Признавая себя виновным в совершении самоуправных действий в отношении <данные изъяты>, подсудимый Мусаев подтвердил их совместный и согласованный с Магомедгаджиевым и <данные изъяты> характер, а также показал о роли каждого соучастника в совершении преступления.
Кроме признания Магомедгаджиевым и Мусаевым своей вины в совершении установленных судом преступных деяний, их вина подтверждается совокупностью исследованных доказательств.
В судебном заседании потерпевший <данные изъяты> подтвердил наличие долговых обязательств перед Магомедгаджиевым в сумме 260 000 рублей. В связи с их невыполнением <данные изъяты> по распоряжению Магомедгаджиева 9 октября 2020 г. в г. Махачкале отобрал находящийся в его пользовании и являющийся единственным средством его заработка автомобиль «Газель» и перегнал этот автомобиль в г. Кизляр. Магомедгаджиев, требуя возврата долга, несколько раз ударил его по затылку и высказал угрозы применения насилия в будущем, а Мусаев путем уговоров склонил его поехать вместе с ним и Магомедгаджиевым в г. Кизляр для выяснения обстоятельств невозврата долга. Опасаясь совершения в отношении себя противоправных действий со стороны Магомедгаджиева, выйдя по ходу движения из автомобиля, на посту ДПС заявил о происшествии сотрудникам полиции, при помощи которых 12 октября 2020 г. изъятый автомобиль ему возвращен. В период с 13 октября по 6 ноября 2020 г. Магомедгаджиев помимо долга, угрожая применением насилия, потребовал от него передачи 120 000 рублей.
Данные показания подтверждены потерпевшим <данные изъяты> в ходе проведенной 28 декабря 2020 г. очной ставки с подсудимым Магомедгаджиевым.
В соответствии с показаниями свидетеля <данные изъяты> 9 октября 2020 г. он по договоренности с Магомедгаджиевым и Мусаевым принимал участие в побуждении <данные изъяты> к возврату долга Магомедгаджиеву. По просьбе последнего он завладел автомобилем <данные изъяты> марки «Газель» и перегнал это транспортное средство в г. Кизляр к дому сестры Магомедгаджиева, где этот автомобиль находился до 11 октября 2020 г. В связи с обращением <данные изъяты> в органы внутренних дел он по просьбе Магомедгаджиева в тот же день доставил указанный автомобиль к отделу полиции г. Махачкалы.
Из показаний свидетеля <данные изъяты> следует, что 9 октября 2020 г. в г. Махачкале он совместно с потерпевшим осуществлял розничную торговлю, и был очевидцем разговора между Магомедгаджиевым и <данные изъяты> о неисполнении последним долговых обязательств. Магомедгаджиев и Мусаев путем воздействия на <данные изъяты> добились, чтобы последний против своей воли сел в автомобиль «БМВ-3» под управлением Мусаева, и втроем убыли в неизвестном ему направлении. Муртазалиев, завладев автомобилем <данные изъяты> марки «Газель», направился вслед за автомобилем, на котором Магомедгаджиев и Мусаев увезли потерпевшего.
В ходе судебного заседания свидетель <данные изъяты>, отрицая вышеизложенное, также показал, что автомобиль марки «Газель» по состоянию на 9 октября 2020 г. являлся его собственностью.
Данные показания свидетеля <данные изъяты> суд находит противоречивыми и несоответствующими установленным в ходе судебного разбирательства обстоятельствам.
Факт обращения <данные изъяты> 9 октября 2020 г. с сообщением о незаконном изъятии у него автомобиля марки «Газель» подтверждается показаниями свидетеля <данные изъяты>, исполнявшего в тот день обязанности начальника смены поста ДПС «Аляска-30» в г. Махачкале.
Согласно показаниям свидетеля <данные изъяты>, дознавателя отдела полиции, 10 октября 2020 г. он выяснял обстоятельства противоправного изъятия у <данные изъяты> автомобиля «Газель», который 11 октября 2020 г. Муртазалиев по просьбе Магомедгаджиева пригнал к отделу полиции, в связи с чем на следующий день возвращен <данные изъяты>.
Из показаний свидетеля <данные изъяты>, сотрудника отдела полиции, следует, что с 31 октября 2020 г. он осуществлял оперативно-розыскные мероприятия по выяснению обстоятельств вымогательства Магомедгаджиевым денег у <данные изъяты>, в ходе которых 6 ноября 2020 г. зафиксирован факт получения Магомедгаджиевым требуемой суммы от <данные изъяты>.
Показания свидетеля <данные изъяты> согласуются с протоколами осмотра предметов –мобильных телефонов потерпевшего <данные изъяты> и подсудимого Магомедгоджиева, содержащих переписку между ними, а также записи телефонных переговоров. Согласно их содержанию в период с 27 октября по 6 ноября 2020 г. Магомедгаджиев, угрожая применением насилия, требовал от <данные изъяты> передачи 350 000 рублей, из которых 120 000 рублей не принадлежали Магомедгаджиеву.
В соответствии с показаниями свидетеля <данные изъяты> 6 ноября 2020 г. он участвовал в качестве понятого при задержании Магомедгаджиева при передаче ему <данные изъяты> макета денежных средств в виде 350 000 рублей, что подтверждается протоколом осмотра предмета – макета, имитирующего денежные средства достоинством 2 000 и 5 000 рублей, не являющихся билетами банка России, на общую сумму 350 000 рублей.
Давая юридическую оценку содеянному подсудимыми Магомедгаджиевым и Мусаевым, суд приходит к следующим выводам.
Оценив исследованные доказательства в их совокупности, действия Магомедгаджиева и Мусаева по принудительному перемещению <данные изъяты> против его воли с применением насилия 9 октября 2020 г. из места его пребывания к другому месту в г. Махачкале с изъятием автомобиля, являющегося средством его заработка, с целью добиться выполнения необходимого для Магомедгаджиева результата суд расценивает самоуправными, причинившими потерпевшему существенный вред, в связи с чем квалифицирует указанные действия Магомедгаджиева и Мусаева по ч. 2 ст. 35, ч. 2 ст. 330 УК РФ.
Требование Магомедгаджиева к <данные изъяты> с 13 октября по 6 ноября 2020 г. передать 120 000 рублей при отсутствии на это права под угрозой применения насилия суд расценивает, как вымогательство и квалифицирует его действия по ч. 1 ст. 163 УК РФ.
Суд исключает из обвинения Магомедгаджиева, как ошибочно вмененное, совершение им самоуправства в виде противоправного изъятия и удержания автомобиля <данные изъяты> в период с 13 октября по 6 ноября 2020 г. К такому выводу суд приходит на основании того, что из обстоятельств дела установлено возвращение Магомедгаджиевым 12 октября 2020 г. изъятого у <данные изъяты> автомобиля. Это обстоятельство указывает на отсутствие обязательного признака самоуправства в виде существенного вреда.
При назначении Мусаеву и Магомедгаджиеву наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенных ими преступлений, роль участия подсудимых в их совершении, данные об их личности и семейном положении, смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства.
Суд признает наличие у Магомедгаджиева малолетнего ребенка смягчающим наказание обстоятельством за оба преступления. При назначении наказания Мусаеву и Магомедгаджиеву суд в силу п. «з» ч. 1 ст. 61 УК РФ признает смягчающим обстоятельством противоправность поведения потерпевшего, явившегося поводом для совершения преступлений.
Принесение Магомедгаджиевым и Мусаевым извинений потерпевшему, принятых последним, а также отказ Магомедгаджиева от выполнения потерпевшим своих долговых обязательств перед подсудимым суд расценивает как действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему, и в силу п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ признает их обстоятельством, смягчающим наказание подсудимым.
Суд принимает во внимание, что подсудимый Мусаев к уголовной ответственности привлекается впервые, ранее ни в чем предосудительном не замечен, раскаялся в содеянном, по военной службе характеризуется положительно, принес свои извинения на общем собрании личного состава воинской части, а также произвел благотворительный взнос в один из фондов.
На основании п. «в» ч. 1 ст. 63 УК РФ суд признает обстоятельством, отягчающим наказание, совершение Магомедгаджиевым и Мусаевым самоуправных действий в отношении <данные изъяты> группой лиц по предварительному сговору.
Совокупность приведенных обстоятельств в отношении Мусаева, в том числе с учетом его роли в совершении инкриминируемого деяния, позволяет суду признать их исключительными, и в силу ч. 1 ст. 64 УК РФ назначить ему более мягкое наказание, чем предусмотрено санкцией ч. 2 ст. 330 УК РФ, в виде штрафа.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 60 УК РФ, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности подсудимого, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи, суд считает необходимым назначить Магомедгаджиеву наказание в виде лишения свободы за каждое из совершенных им преступлений, поскольку иные менее строгие виды наказания не смогут обеспечить достижения целей наказания, однако при этом находит возможным не применять к последнему дополнительное наказание в виде штрафа, предусмотренное ч. 1 ст. 163 УК РФ.
Совершение Магомедгоджиевым умышленных преступлений средней тяжести в период испытательного срока по предыдущему приговору позволяет суду признать, что подсудимый не встал на путь исправления и прийти к выводу о необходимости отмены условного осуждения по приговору Кизлярского городского суда от 5 апреля 2018 г.
Учитывая фактические обстоятельства содеянного и степень общественной опасности совместных действий Мусаева и Магомедгаджиева в отношении потерпевшего, суд не находит оснований для изменения категории совершенных подсудимыми преступлений на менее тяжкую в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ.
При рассмотрении вопроса о вещественных доказательствах суд руководствуется положениями ч. 3 ст. 81 УПК РФ.
Разрешая вопрос о мере пресечения в отношении Магомедгаджиева, суд, учитывая необходимость назначения подсудимому наказания в виде реального лишения свободы, в целях обеспечения исполнения приговора полагает необходимым изменить меру процессуального принуждения в виде обязательства о явке на меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
В соответствии со ст. 131 и 132 УПК РФ с учетом имущественного положения подсудимых, мнения сторон, расходы, связанные с оплатой услуг защитников-адвокатов по назначению следователя и суда за оказание юридической помощи Мусаеву и Магомедгаджиеву на стадии предварительного следствия и в ходе судебного разбирательства в общем размере 12 150 рублей отнести к процессуальным издержкам по делу и возместить за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 302, 308 и 309 УПК РФ, военный суд
приговорил:
Мусаева Ш.М. признать виновным в самоуправстве, совершенном группой лиц о предварительному сговору с применением насилия и угрозой его применения, то есть в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 35, ч. 2 ст. 330 УК РФ, на основании которой, с применением ч. 1 ст. 64 УК РФ, назначить наказание в виде штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.
Магомедгаджиева И.М. признать виновным в самоуправстве, совершенном группой лиц о предварительному сговору с применением насилия и угрозой его применения, то есть в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 35 ч. 2 ст. 330 УК РФ, на основании которой назначить наказание в виде лишения свободы на срок 1 (один) год 6 (шесть) месяцев.
Его же признать виновным в вымогательстве, то есть в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 163 УК РФ, на основании которой назначить наказание в виде лишения свободы на срок 1 (один) год.
На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений назначить Магомедгаджиеву И.М. наказание путем частичного сложения наказаний в виде лишения свободы на срок 2 (два) года.
В соответствии с ч. 4 ст. 74 УК РФ назначенное Магомедгаджиеву И.М. условное осуждение по ч. 3 ст. 264 УК РФ по приговору <данные изъяты> суда от 5 апреля 2018 г. в виде лишения свободы отменить. На основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к наказанию, назначенному Магомедгаджиеву И.М. по настоящему приговору частично присоединить неотбытую часть основного и дополнительного наказания по приговору от 5 апреля 2018 г., и окончательное наказание Магомедгаджиеву И.М. назначить в виде лишения свободы на срок 3 (три) года 6 (шесть) месяцев в колонии-поселении с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок 3 (три) месяца и 11 (одиннадцать) суток.
Срок отбывания основного наказания Магомедгаджиеву И.М. исчислять со дня прибытия осужденного в колонию-поселение. Время следования осужденного к месту отбывания наказания в соответствии с предписанием, предусмотренным ч. 1 ст. 75.1 УИК РФ, зачесть в срок лишения свободы из расчета один день за один день. На основании п. «в» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ зачесть Магомедгаджиеву И.М. в срок отбывания наказания в виде лишения свободы время его содержания под стражей с 7 ноября по 25 декабря 2020 г. из расчета один день содержания под стражей за два дня отбывания наказания в колонии-поселении.
В соответствии со ст. 75.1 УИК РФ определить Магомедгаджиеву И.М. порядок следования к месту отбывания наказания в колонию-поселение самостоятельно, обязав его по вступлении приговора в законную силу явиться в территориальный орган ФСИН России.
Срок отбывания дополнительного наказания Магомедгаджиеву И.М. в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами в соответствии с ч. 4 ст. 47 УК РФ исчислять с момента отбытия основного наказания.
До вступления приговора в законную силу изменить меру процессуального принуждения в отношении осужденного Магомедгаджиева И.М. в виде обязательства о явке на меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
По вступлении приговора в законную силу вещественные доказательства по делу: мобильные телефоны: «Samsung A-3» черного цвета с IMEI кодом 356303086158811/01 и 356304086158819/01, «Iphone 5S» белого цвета с IMEI кодом 013428003610480 и «IphoneX» золотистого цвета с IMEI кодом 354843095923103 – возвратить по принадлежности законным владельцам; макет, имитирующий денежные средства, оставить в комнате для хранения вещественных доказательств <данные изъяты> военного следственного отдела СК России.
Расходы, связанные с оплатой услуг защитников-адвокатов за оказание юридической помощи Мусаеву и Магомедгаджиеву по назначению следователя и суда в общем размере 12 150 рублей, отнести к процессуальным издержкам по делу и возместить за счет средств федерального бюджета.
Информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе: получатель платежа Управление Федерального казначейства по Ростовской области (ВСУ СК России по ЮВО), отделение банка в г. Ростов-на-Дону, ИНН: 6162059986, КПП: 616201001, лицевой счет: 04581F39710, БИК: 016015102, единый казначейский счет: 40102810845370000050, казначейский счет: 03100643000000015800, КБК: 41711603132010000140, ОКТМО: 60701000.
Приговор суда может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Южного окружного военного суда через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение 10 суток со дня постановления.
В случае направления уголовного дела в судебную коллегию по уголовным делам Южного окружного военного суда для рассмотрения в апелляционном порядке осужденные вправе ходатайствовать о своем участии в заседании суда апелляционной инстанции, поручить осуществление своей защиты избранным ими защитникам, отказаться от защитников либо ходатайствовать перед судом апелляционной инстанции о назначении им защитников.
Председательствующий А.С. Воробьев