Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-455/2016 (2-6228/2015;) ~ М-6572/2015 от 09.12.2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 февраля 2016г. г.Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Борисовой Е.А.,

при секретаре Галиной Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-455/16 по исковому заявлению Пертая В. В.вича к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании незаконным решения органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Пертая В.В. обратился в суд с заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. В.П. обратился в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и о предоставлении земельного участка, занимаемого зданием в собственность за плату.

Земельный участок относиться к землям, государственная собственность на которые не разграничена, расположен по адресу: <адрес>, имеет площадь 450 кв.м., кадастровый номер не присвоен, отнесен к категории земель населенных пунктов, испрашивается под разрешенное использование: для размещение здания конторы (административного здания), используемого организацией продовольственного снабжения.

Основанием для обращения послужило наличие на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, находящего в собственности Пертая В.В., а именно нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, этажность <данные изъяты> этаж, общая площадь <данные изъяты> кв.м.

К заявлению были приложены документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».

ДД.ММ.ГГГГ. Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара направил заявление Петрая В.В. по компетентности в Департамент управления имуществом городского округа Самара, при этом указав, что согласно топографическим материалам Департамента, указанный в заявлении земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

Кроме того, в соответствии с Картой правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самара, утвержденных Постановлением Самарской городского Думы от 26.04.2001г. № 61, часть испрашиваемого земельного участка расположена в зоне деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района (Ц-1) и часть в границах территории общего пользования улиц <адрес>

Вместе с тем, земельный участок занят нежилым зданием, часть которого построена в ДД.ММ.ГГГГ. (литеры <данные изъяты>), а часть (литера <данные изъяты>) в ДД.ММ.ГГГГ., т.е. до принятия правил застройки и землепользования от ДД.ММ.ГГГГ. и до установления расширенной «красной линии» <адрес>.

Указанные сведения о красных линиях являются планируемым расширением территории общего пользования, в случае строительства на данной территории многоквартирных домов.

ДД.ММ.ГГГГ. Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара с запросом о зонировании, красных линиях и правовом режиме испрашиваемого земельного участка.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом городского округа Самара принял решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>. Основанием для отказа указан подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, пункт 6 статьи 11.9, пункт 12 ст. 85 ЗК РФ, подпункт 3 пункта 2.13 Административного регламента министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов».

Истец не согласен с указанным решением, поскольку нежилое здание в собственности у истца находится ДД.ММ.ГГГГ постройки, с пристроем ДД.ММ.ГГГГ постройки. Красные линии были определены после ДД.ММ.ГГГГ., парков, скверов, зон отдыха, дорог, улиц, тротуаров, иных объектов общего пользования на испрашиваемом земельном участке нет. К границе земельного участка примыкают, с западной стороны – пешеходный тротуар <адрес>, а с южной стороны – пешеходный тротуар <адрес>.

Земельный участок не может быть поставлен на кадастровый учет без волеизъявления органа местного самоуправления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. А без постановки на кадастровый учет, не может быть принято решение о продаже земельного участка заявителю.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным решение Департамента управления имуществом городского округа Самара об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, и его бездействие выразившееся в необеспечении изготовления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в форме электронного документа, невыполнении работ, необходимых для подготовки документов в целях осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара в трехдневный срок с момента вступления решения суда в законную силу вынести решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату Пертая В.В. в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., отнесенного к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: для размещения здания конторы (административного здания), занимаемого организацией продовольственного снабжения, в границах согласно схемам расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненным ИП И.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ обеспечить изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в форме электронного документа, выполнить работы, необходимые для подготовки документов в целых осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.

В судебном заседании представитель истца Р.М., действующий на основании доверенности, требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара Е.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истца.

Представитель Департамента градостроительства городского округа Самара в судебное заседание не явился, был уведомлен.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. В.П. обратился в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и о предоставлении земельного участка, занимаемого зданием в собственность за плату.

Земельный участок относиться к землям, государственная собственность на которые не разграничена, расположен по адресу: <адрес>, имеет площадь 450 кв.м., кадастровый номер не присвоен, отнесен к категории земель населенных пунктов, испрашивается под разрешенное использование: для размещение здания конторы (административного здания), используемого организацией продовольственного снабжения.

На испрашиваемом земельном участке расположено нежилое здание, этажность - <данные изъяты> этаж, общая площадь <данные изъяты> кв.м., принадлежащим пертая В.В. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

ДД.ММ.ГГГГ Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара направил заявление Петрая В.В. по компетентности в Департамент управления имуществом городского округа Самара.

ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара с запросом о зонировании, красных линиях и правовом режиме испрашиваемого земельного участка.

Согласно статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

- подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

- подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

- принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;

- обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

- осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

- подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

- заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Пертая В.В. обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 постановления Администрации городского округа Самара от 19.08.2015 № 929 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара» руководитель Департамента управления имуществом городского округа Самара наделен полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направления принятого решения заявителю, утверждения схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или отказа в ее утверждении в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ, за исключением земельных участков, занимаемых многоквартирными домами.

Рассмотрев указанное заявление Департаментом принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>».

Основанием для отказа являются подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, пункт 6 статьи 11.9, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункт 3 пункта 2.13 Административного регламента министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», утвержденного приказом министерства строительства Самарской области от 30 июня 2015 г. N 262-п.

Согласно выписке из информационной системы о градостроительной деятельности от 20.07.2014 № 38-Д05-01-01/6077, предоставленной Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара часть испрашиваемого земельного участка принадлежит к территории общего пользования.

Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии со статьей 6 и частью 1 статьи 37 Земельного кодекса РФ объектом земельных правоотношений, в частности купли-продажи, может быть прошедший государственный кадастровый учет земельный участок, границы которого удостоверены и описаны в установленном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Аналогичные положения содержались в ст. 36 Земельного кодекса РФ, утратившей силу с 01.03.15.

Согласно положениям подпунктов 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные скверы, бульвары).

Исходя из системного толкования приведенных норм, красными линиями обозначают территории двух видов: земель общего пользования и земель, на которых расположены линейные объекты. В то же время п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ предусматривает запрет на приватизацию только в отношении земель общего пользования. При этом, данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.

Судом установлено, что земельный участок занят нежилым зданием, часть которого построена в ДД.ММ.ГГГГ. (литеры <данные изъяты>), а часть (литера <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ., т.е. до принятия правил застройки и землепользования от ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств того, что на спорном земельном участке расположены какие-либо объекты общего пользования занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования на спорном земельном участке ответчиком не представлено.

Доказательств того, что месторасположение земельного участка создает препятствия или нарушает права и законные интересы других лиц на пользование необходимыми объектами общего пользования в соответствии с градостроительными нормативами в материалах дела также не имеется.

Судом установлено, что сведения о красных линиях являются планируемым расширением территории общего пользования, в случае строительства на данной территории многоквартирных домов, что само по себе еще не свидетельствует об изъятии территории и отнесении ее к землям общего пользования.

При указанных обстоятельствах, требования Пертая В.В. о признании решения Департамента управления имуществом городского округа Самара об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Требования о признании незаконным бездействия Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившееся в необеспечении изготовления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в форме электронного документа, не выполнении работ, необходимых для подготовки документов в целях осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, удовлетворению не подлежат, поскольку при принятии решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка указанные действия являются нецелесообразными.

Учитывая, что органом, уполномоченным по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка является Департамент управления имуществом городского округа Самара, суд приходит к выводу о том, что требования истца об обязании вынести решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечить изготовление схемы расположения земельного участка и выполнить работы, необходимые для подготовки документов в целях осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, не могут быть удовлетворены в заявленной форме, в связи с чем, суд полагает возможным обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлению Пертая В.В. Кроме того, трехдневные сроки законом не предусмотрены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать решение Департамента управления имуществом городского округа Самара об отказе Пертая В.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка не законным.

Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара принять решение по заявлению Пертая В.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Е.А.Борисова

Копия верна

Судья

2-455/2016 (2-6228/2015;) ~ М-6572/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Пертая В.В.
Ответчики
ДУИ г.Самары
Другие
Департамент Градостроительства г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Борисова Е. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
09.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.12.2015Передача материалов судье
10.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2016Подготовка дела (собеседование)
13.01.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2016Судебное заседание
16.02.2016Судебное заседание
16.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2016Дело оформлено
17.11.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее