Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 февраля 2016г. г.Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Галиной Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-455/16 по исковому заявлению Пертая В. В.вича к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Пертая В.В. обратился в суд с заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. В.П. обратился в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и о предоставлении земельного участка, занимаемого зданием в собственность за плату.
Земельный участок относиться к землям, государственная собственность на которые не разграничена, расположен по адресу: <адрес>, имеет площадь 450 кв.м., кадастровый номер не присвоен, отнесен к категории земель населенных пунктов, испрашивается под разрешенное использование: для размещение здания конторы (административного здания), используемого организацией продовольственного снабжения.
Основанием для обращения послужило наличие на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, находящего в собственности Пертая В.В., а именно нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, этажность <данные изъяты> этаж, общая площадь <данные изъяты> кв.м.
К заявлению были приложены документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».
ДД.ММ.ГГГГ. Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара направил заявление Петрая В.В. по компетентности в Департамент управления имуществом городского округа Самара, при этом указав, что согласно топографическим материалам Департамента, указанный в заявлении земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Кроме того, в соответствии с Картой правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самара, утвержденных Постановлением Самарской городского Думы от 26.04.2001г. № 61, часть испрашиваемого земельного участка расположена в зоне деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района (Ц-1) и часть в границах территории общего пользования улиц <адрес>
Вместе с тем, земельный участок занят нежилым зданием, часть которого построена в ДД.ММ.ГГГГ. (литеры <данные изъяты>), а часть (литера <данные изъяты>) в ДД.ММ.ГГГГ., т.е. до принятия правил застройки и землепользования от ДД.ММ.ГГГГ. и до установления расширенной «красной линии» <адрес>.
Указанные сведения о красных линиях являются планируемым расширением территории общего пользования, в случае строительства на данной территории многоквартирных домов.
ДД.ММ.ГГГГ. Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара с запросом о зонировании, красных линиях и правовом режиме испрашиваемого земельного участка.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент управления имуществом городского округа Самара принял решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>. Основанием для отказа указан подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, пункт 6 статьи 11.9, пункт 12 ст. 85 ЗК РФ, подпункт 3 пункта 2.13 Административного регламента министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов».
Истец не согласен с указанным решением, поскольку нежилое здание в собственности у истца находится ДД.ММ.ГГГГ постройки, с пристроем ДД.ММ.ГГГГ постройки. Красные линии были определены после ДД.ММ.ГГГГ., парков, скверов, зон отдыха, дорог, улиц, тротуаров, иных объектов общего пользования на испрашиваемом земельном участке нет. К границе земельного участка примыкают, с западной стороны – пешеходный тротуар <адрес>, а с южной стороны – пешеходный тротуар <адрес>.
Земельный участок не может быть поставлен на кадастровый учет без волеизъявления органа местного самоуправления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. А без постановки на кадастровый учет, не может быть принято решение о продаже земельного участка заявителю.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным решение Департамента управления имуществом городского округа Самара об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, и его бездействие выразившееся в необеспечении изготовления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в форме электронного документа, невыполнении работ, необходимых для подготовки документов в целях осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара в трехдневный срок с момента вступления решения суда в законную силу вынести решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату Пертая В.В. в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., отнесенного к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: для размещения здания конторы (административного здания), занимаемого организацией продовольственного снабжения, в границах согласно схемам расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненным ИП И.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ обеспечить изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в форме электронного документа, выполнить работы, необходимые для подготовки документов в целых осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
В судебном заседании представитель истца Р.М., действующий на основании доверенности, требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара Е.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истца.
Представитель Департамента градостроительства городского округа Самара в судебное заседание не явился, был уведомлен.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. В.П. обратился в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и о предоставлении земельного участка, занимаемого зданием в собственность за плату.
Земельный участок относиться к землям, государственная собственность на которые не разграничена, расположен по адресу: <адрес>, имеет площадь 450 кв.м., кадастровый номер не присвоен, отнесен к категории земель населенных пунктов, испрашивается под разрешенное использование: для размещение здания конторы (административного здания), используемого организацией продовольственного снабжения.
На испрашиваемом земельном участке расположено нежилое здание, этажность - <данные изъяты> этаж, общая площадь <данные изъяты> кв.м., принадлежащим пертая В.В. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара направил заявление Петрая В.В. по компетентности в Департамент управления имуществом городского округа Самара.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара с запросом о зонировании, красных линиях и правовом режиме испрашиваемого земельного участка.
Согласно статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
- подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
- подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
- принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
- обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
- подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
- заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Пертая В.В. обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 постановления Администрации городского округа Самара от 19.08.2015 № 929 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара» руководитель Департамента управления имуществом городского округа Самара наделен полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направления принятого решения заявителю, утверждения схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или отказа в ее утверждении в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ, за исключением земельных участков, занимаемых многоквартирными домами.
Рассмотрев указанное заявление Департаментом принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>».
Основанием для отказа являются подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, пункт 6 статьи 11.9, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункт 3 пункта 2.13 Административного регламента министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», утвержденного приказом министерства строительства Самарской области от 30 июня 2015 г. N 262-п.
Согласно выписке из информационной системы о градостроительной деятельности от 20.07.2014 № 38-Д05-01-01/6077, предоставленной Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара часть испрашиваемого земельного участка принадлежит к территории общего пользования.
Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 6 и частью 1 статьи 37 Земельного кодекса РФ объектом земельных правоотношений, в частности купли-продажи, может быть прошедший государственный кадастровый учет земельный участок, границы которого удостоверены и описаны в установленном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Аналогичные положения содержались в ст. 36 Земельного кодекса РФ, утратившей силу с 01.03.15.
Согласно положениям подпунктов 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные скверы, бульвары).
Исходя из системного толкования приведенных норм, красными линиями обозначают территории двух видов: земель общего пользования и земель, на которых расположены линейные объекты. В то же время п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ предусматривает запрет на приватизацию только в отношении земель общего пользования. При этом, данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.
Судом установлено, что земельный участок занят нежилым зданием, часть которого построена в ДД.ММ.ГГГГ. (литеры <данные изъяты>), а часть (литера <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ., т.е. до принятия правил застройки и землепользования от ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств того, что на спорном земельном участке расположены какие-либо объекты общего пользования занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования на спорном земельном участке ответчиком не представлено.
Доказательств того, что месторасположение земельного участка создает препятствия или нарушает права и законные интересы других лиц на пользование необходимыми объектами общего пользования в соответствии с градостроительными нормативами в материалах дела также не имеется.
Судом установлено, что сведения о красных линиях являются планируемым расширением территории общего пользования, в случае строительства на данной территории многоквартирных домов, что само по себе еще не свидетельствует об изъятии территории и отнесении ее к землям общего пользования.
При указанных обстоятельствах, требования Пертая В.В. о признании решения Департамента управления имуществом городского округа Самара об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Требования о признании незаконным бездействия Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившееся в необеспечении изготовления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в форме электронного документа, не выполнении работ, необходимых для подготовки документов в целях осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, удовлетворению не подлежат, поскольку при принятии решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка указанные действия являются нецелесообразными.
Учитывая, что органом, уполномоченным по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка является Департамент управления имуществом городского округа Самара, суд приходит к выводу о том, что требования истца об обязании вынести решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечить изготовление схемы расположения земельного участка и выполнить работы, необходимые для подготовки документов в целях осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, не могут быть удовлетворены в заявленной форме, в связи с чем, суд полагает возможным обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлению Пертая В.В. Кроме того, трехдневные сроки законом не предусмотрены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать решение Департамента управления имуществом городского округа Самара об отказе Пертая В.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка не законным.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара принять решение по заявлению Пертая В.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Е.А.Борисова
Копия верна
Судья