Дело № 2а-125/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск 07 февраля 2018 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.,
при секретаре Умец О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Благовещенского района Амурской области к Специализированному отделу по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России, Управлению ФССП России по Амурской области, судебному приставу-исполнителю Назаровой А.В. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Благовещенского района Амурской области обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Благовещенского района поступило постановление судебного пристава-исполнителя Федеральной службы судебных приставов по <адрес> о взыскании с администрации Благовещенского района Амурской области исполнительного сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству <номер>-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденного на основании исполнительного листа № ФС <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Благовещенским районным судом <адрес> по делу <номер>, предметом исполнения которого является обязанность администрации Благовещенского района предоставить Мячиной А.К. по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м. Определением Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ администрации Благовещенского района была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ на том основании, что должником предпринимаются действия, направленные на исполнение решения суда, однако в отсутствие достаточного финансирования потребность в предоставлении жилых помещений не покрывается. При этом администрация Благовещенского района неоднократно обращалась к главному распорядителю бюджетных средств с просьбой о дополнительном выделении средств на приобретение квартир. Полагает, что в связи с указанными обстоятельствами вины должника в неисполнении требований исполнительного документа отсутствует, что позволяет освободить его от уплаты исполнительского сбора. Просит суд освободить администрацию Благовещенского района Амурской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ.
В письменных возражениях на административный иск представитель административного ответчика - Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Назарова А.В. просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку должником не были предприняты меры к исполнению решения суда в добровольный срок, установленный судебным приставом-исполнителем. Доказательств наличия обстоятельств, не позволивших исполнить решение суда в срок для добровольного исполнения, равно как наличия непредотвратимых, чрезвычайных обстоятельств, не позволивших исполнить решение суда в установленный срок, должником не представлены.
В судебное заседание не явились: представитель административного истца администрации Благовещенского района Амурской области Хоценко А.О., просила рассмотреть административное дело в ее отсутствие; представители административных ответчиков – Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области, Управление ФССП России по Амурской области, судебный пристав-исполнитель Назарова А.В., заинтересованное лицо Мячина А.К., будучи извещены о времени и месте рассмотрения административного дела.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Решением Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования прокурора Благовещенского района Амурской области в интересах Мячиной А.К. к администрации Благовещенского района о возложении на администрации Благовещенского района обязанности обеспечить приобретение благоустроенного жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 33 кв.м., из специализированного жилищного фонда для Мячиной А.К. на территории <адрес> с последующей его передачей на баланс Благовещенского района Амурской области с целью предоставления его по договору найма специализированных жилых помещений Мячиной А.К.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ года в отношении администрации Благовещенского района возбуждено исполнительное производство <номер>-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в указанный срок и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Указанный срок был установлен в порядке ч. 11 ст. 30 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Данное постановление не оспорено, не признано в установленном законом порядке незаконным, является действующим, администрация Чигиринского сельсовета в силу данного постановления обязана была исполнить решение суда добровольно в указанный срок.
В указанный срок должником требования исполнительного документа добровольно не исполнены и ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Заявляя требование об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, административный истец приводит доводы о принятии мер к надлежащему исполнению требований исполнительного документа.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3).
В силу ч. 7 ст. 112 Закона РФ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
В соответствии с разъяснениями Пленума ВС РФ в п. 75 Постановления № 50 от 17.11.2015 г. "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом - исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Амурской области № 472-ОЗ от 11 апреля 2005 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
В соответствии с п. 17 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 08 апреля 2013 года № 144, органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 г. N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как видно из материалов административного дела, в 2017 году из областного бюджета бюджету Благовещенского района на приобретение квартир для предоставления детям-сиротам были выделены денежные средства в размере 5 528 160 рублей из расчета приобретения 4 квартир, которые были приобретены администрацией и предоставлены гражданам в рамках исполнения судебных решений.
В подтверждение доводов о принятии мер для надлежащего исполнения решения Благовещенского районного суда <адрес> административным истцом представлены обращения администрации Благовещенского района в министерство социальной защиты населения Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении дополнительного финансирования для приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Суд отмечает также, что определением Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> была предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Удовлетворяя заявление должника, суд исходил из доказанности того обстоятельства, что администрация Благовещенского района принимала необходимые меры по исполнению решения суда, на выделенные денежные средства приобрела жилые помещения, которые передала по договорам специализированного найма включенным в списки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В связи с отсутствием дополнительных денежных средств для приобретения жилья для указанной категории граждан, а также с длительностью процедуры подготовки и проведения аукционов, посредством которых возможно приобрести жилье для дальнейшего его предоставления по договорам специализированного найма для указанной категории граждан, должник не в силах в установленный срок исполнить решение суда.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что должником в рамках возложенных на него полномочий предприняты все необходимые меры, направленные на исполнение решения Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований законодательства об исполнительном производстве, решение суда не исполняется по объективным причинам, не зависящим от воли должника, в связи с чем, администрацию Благовещенского района Амурской области следует освободить от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Федеральной службы судебных приставов УФССП России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 50 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск администрации Благовещенского района Амурской области к Специализированному отделу по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России, Управлению ФССП России по Амурской области, судебному приставу-исполнителю Назаровой А.В. об освобождении от уплаты исполнительского сбора – удовлетворить.
Освободить администрацию Благовещенского района Амурской области от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Федеральной службы судебных приставов УФССП России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 50 000 рублей по исполнению решения Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: