Решение по делу № 2-47/2015 от 14.01.2015

Копия по делу № 2-47/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи О.В. Барбуцы,

при секретаре О.А. Плескач,

с участием прокурора С.А. Агапова,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 03 февраля 2015 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Куломского района в интересах Колодинова В.В. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд в интересах Колодинова В.В. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» с иском о возложении обязанности предоставить Колодинову В.В. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение (жилой дом, квартиру) по нормам предоставления площади жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения на территории Усть-Куломского района. В обоснование требования указал, что Колодинов В.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его право на обеспечение жилым помещением не реализовано.

Участвующий в деле прокурор в судебном заседании заявленные требования и доводы в их обоснование поддержал.

Истец Колодинов В.В. в судебном заседании поддержал исковые требования и пояснил, что после смерти родителей он воспитывался до <данные изъяты> года в <данные изъяты> детском доме. В <данные изъяты> году поступил в технологический техникум в <адрес>, после чего был призван в ряды Вооруженных сил Российской Федерации. В <данные изъяты> года он вернулся после службы в армии. Зарегистрирован по месту жительства своего опекуна ФИО1, где и проживает в настоящее время. Своего жилья не имеет.

Представитель ответчика - администрации муниципального района «Усть-Куломский» ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , исковые требования признала.

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему мнению.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Меры социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Дополнительные гарантии прав детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2013, предусматривал предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действовавшей до 01.01.2013, дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы указанного Федерального закона и статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Таким образом, в силу указанных норм закона гарантируемая социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа вышеуказанного возраста. Социальная поддержка данным лицам будет реализована только после предоставления жилого помещения.

22.11.2010 в Республике Коми был принят Закон № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц и числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядка предоставления им жилых помещений по договорам социального найма», который установил, что жилыми помещениями обеспечиваются как граждане, не имеющие закрепленного, так и граждане, имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В соответствии со статьями 2, 3 указанного выше Закона Республики Коми № 139-РЗ обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма по окончании пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В случае если на дату окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо на дату окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, гражданин достиг возраста 23 лет, право на обращение по вопросу обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом сохраняется в течение двух месяцев со дня наступления указанных обстоятельств. Жилые помещения предоставляются гражданам, включенным в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.

Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно изменениям, внесенным в Жилищный кодекс Российской Федерации и действующим с 01.01.2013, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, утратили право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены законодателем к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (статья 92).

Предоставление жилых помещений указанной категории граждан по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 109.1).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действующей с 01.01.2013 и статьями 1, 7 Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Жилые помещения предоставляются указанным выше лицам, включенным в соответствующие списки граждан, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По письменным запросам указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда могут предоставляться гражданам на территории иных муниципальных образований в Республике Коми в случаях и порядке, определенных Правительством Республики Коми.

При этом в статье 1 Федерального Закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Таким образом, в приведенных изменениях норм права, вступивших в действие с 01.01.2013, на законодательном уровне закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии факта нуждаемости в жилом помещении в связи с невозможностью проживания в нем и отсутствия закрепленного за ними на условиях договора социального найма, на праве собственности жилого помещения.

Материалами дела подтверждается и судом установлено, что Колодинов В.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В <данные изъяты> году Колодинов В.В. обратился с заявлением в администрацию муниципального района «Усть-Куломский» о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы муниципального района «Усть-Куломский» Колодинов В.В., включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Колодинов В.В. проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.

Согласно информации, предоставленной администрацией сельского поселения «Усть-Нем» от ДД.ММ.ГГГГ , Колодинов В.В. на территории сельского поселения «Усть-Нем» не зарегистрирован и не проживает, жилое помещение для проживания не предоставлялось.

Колодинов В.В. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> (справка ТП УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ). Указанное жилое помещение принадлежит его тете ФИО1

Как видно из уведомления Управления Росреестра по Республике Коми в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в реестре регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества отсутствует информация о правах Колодинова В.В. на недвижимого имущества.

Таким образом, истец Колодинов В.В. не обеспечен жилым помещением.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению. Жилое помещение Колодинову В.В. должно быть предоставлено на территории Усть-Куломского района в соответствии с требованиями статьи 2 Закона, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим нормам, на условиях договора найма специализированного жилого помещения. Размер указанного жилого помещения должен быть предоставлен не менее 33 кв.м общей площади по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 10 Закона Республики Коми «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» от 04 июля 2006 года № 54-РЗ, истец имел право на получение жилья по норме, установленной указанным Законом Республики Коми с учетом позиции Конституционного Суда Республики Коми, высказанной им в постановлении от 11 июля 2011 года, однако данное право не было реализовано истцом по не зависящим от него причинам. Таким образом, истец в период прежнего правового регулирования имел право на предоставление жилого помещения по установленной на тот момент норме. Кроме того, как следует из содержания пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1203, размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется по специальной формуле, которая предусматривает в качестве одного из показателей социальную норму площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемую для расчета размера субсидии в размере 33 кв.м, то есть не исключается возможность получения жилой площади в таком размере.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании признала исковые требования в полном объеме. Последствия принятия судом признания иска, предусмотренные статьей 173 Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК) Российской Федерации, представителю ответчика разъяснены и понятны. Обстоятельств, препятствующих принятию судом признания ответчиком иска, предусмотренных частью 2 статьи 39 ГПК Российской Федерации, не имеется.

Таким образом, администрация муниципального района «Усть-Куломский» обязана предоставить Колодинову В.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 квадратных метров в срок до 31.12.2015. Указанный срок является разумным и обоснованным, в течение которого имеется реальная возможность для исполнения судебного решения.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Иск прокурора Усть-Куломского района к администрации муниципального района «Усть-Куломский» в интересах Колодинова В.В. о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить Колодинову В.В. благоустроенное применительно к условиями соответствующего населенного пункта жилое помещение (жилой дом, квартиру) по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарно-техническим требованиям, размером общей площади не менее 33 квадратных метров на территории муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский».

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле – апелляционное представление, в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.

Председательствующий: подпись.

Мотивированное решение составлено 09 февраля 2015 года.

Копия верна. Судья О.В. Барбуца

2-47/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Колодинов В.В.
Прокурор У.р.
Ответчики
администрация муниципального района "Усть-Куломский"
Суд
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
ukolomsud.komi.sudrf.ru
14.01.2015Передача материалов судье
14.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2015Судебное заседание
09.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее