№ 2-6/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 мая 2017 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд в составе:
председательствующей судьи Кудрявцевой Ю.И.,
при секретаре Ходаковой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калиниченко С.Ф. к Ставропольскому краевому онкологическому диспансеру (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство здравоохранения Ставропольского края) об обязании выдавать лекарственный препарат, об обязании проводить качественную медицинскую помощь и диагностику заболевания,
УСТАНОВИЛ:
Калиниченко С.Ф. обратился в суд с исковым заявлением к Ставропольскому краевому клиническому онкологическому диспансеру об обязании выдать жизненно важный препарат под торговым названием «Гливек» для лечения заболевания Калиниченко С.Ф., обязании проводить качественную медицинскую помощь и диагностику заболевания.
В обоснование заявленных требований указано, что в декабре 2013 года при обследовании в Ставропольском краевом клиническом диагностическом центре (СККДЦ) у Калиниченко С.Ф. обнаружена опухоль, предположительно исходящая из предстательной железы. При дальнейшем обследовании в Ставропольском краевом онкологическом диспансере (СКОД) ему поставили диагноз рак предстательной железы. На тот момент лечащий врач Лыков направил Калиниченко С.Ф. на стационарное лечение для оперативного вмешательства. Лыков без решения врачебной комиссии, без консультации более опытных специалистов направил на удаление предстательной железы. Заведующий хирургическим отделением СКОД, ознакомившись с выписками, изучив снимки компьютерной томографии, отказался проводить операцию, пояснив, что опухоль слишком больших размеров, оперировать невозможно. Зав хирургическим отделением рекомендовал направить Истца в онкоцентр в Москву, т.к. с таким заболеванием в крае больные не встречались, и нет практики лечения. Решением врачебной комиссии СКОД в марте 2014 года Истец был направлен в онкологический центр им. Блохина г.Москва. При повторном исследовании биоматериала в онкоцентре им.Блохина Калиниченко поставили правильный диагноз – гастроинтестиальная стромальная опухоль отдела прямой кишки и врачебной комиссией онкоцентра им. Блохина было назначено лечение препаратом с торговым названием «Гливек», который был подобран специалистами именно для лечения заболевания Калиниченко. По возвращению в СКОД зав. поликлиникой Укроженко, совместно с заместителем глав. врача Гулиевой, Кубышкиной и зам. министра Ставропольского края Дроздецкой по необоснованным причинам, без консультации химиотерапевта, без результатов на переносимость препарата, отменяют решение врачебной комиссии онкоцентра им. Блохина, и назначают свое лечение препаратом «Неопакс». После приема препарата «Неопакс» в течении 14 дней, состояние здоровья Калиниченко ухудшилось. 23.06.2014 он бригадой скорой помощи был доставлен в городскую клиническую больницу с температурой 40, Интаксикацией организма. Ему поставили 4кл. 4 стадию заболевания. После выписки из больницы ему опять без медицинского обследования зав. поликлиникой заменяет препарат на «Филохромин». В течение полугода не было проведено какого-либо медицинского обследования. В мае 2015 года врачебной комиссией СКОД Калиниченко был снова направлен в онкоцентр им. Блохина на оперативное вмешательство (для проведения операции по удалению опухоли). В онкоцентре им. Блохина ему отказали в проведении операции и назначили продолжить лечение препаратом торговое название «Гливек», а не его заменителями. В СКОД ему снова было отказано в выдаче этого препарата. Зав. поликлиникой Укруженко по необоснованным причинам заменила жизненно необходимый для него препарат другими лекарственными средствами. С июля 2015 года по настоящее время Калиниченко не было проведено ни одного медицинского исследования. При обращении с претензией к глав. врачу СКОД Хурцеву, последний пояснил что нет жизненно важных обстоятельств (в СКОД поставили 4 стадию заболевания). При обращении в министерство здравоохранения Ставропольского края им был получен ответ, что не выявлена непереносимость препарата (в течении года не проводилось ни каких медицинских исследований). Зав. поликлиникой Укроженко всяким образом препятствует в получении жизненно важного для Калиниченко препарата. Глав. врач СКОД отказывается посылать Калиниченко на исследование на непереносимость препарата. Министерство здравоохранения СК игнорирует решение врачебной комиссии онкоцентра им. Блохина. В результате действия СКОД и министерства здравоохранения Ставропольского края Калиниченко оказана не качественная медицинская помощь. Гливек под МНН Иматиниб входит в указанный федеральный перечень льготных лекарств, поэтому по медицинским показаниям должен быть предоставлен Калиниченко по льготному рецепту за счет средств федерального бюджета.
В судебное заседание истец – Калиниченко С.Ф., извещенный надлежащим образом и заранее, не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представители истца на основании ордеров Жуков Е.В., Сыроватко Л.И. поддержали заявленные исковые требования, просили их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Ставропольского Краевого онкологического Диспансера г. Ставрополя на основании доверенности Саржевская Е.Н. возражала против удовлетворения иска, просила отказать, пояснив, что медицинская помощь больному Калиниченко С.Ф. оказывалась квалифицированно. В обоснование своей позиции и запрашиваемой судом информации, представила в материалы дела письменные пояснения, согласно которым 01.09.2014 г. в ГБУЗ СК «СККОД» из отдела по осуществлению ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности Минздрава Ставропольского поступила информация об итогах разбора жалобы Калиниченко С.Ф. 14.10.2014 г. проведено заседание Врачебной комиссии ГБУЗ СК «СККОД», рассмотрены выводы разбора жалобы, с которыми Врачебная комиссия не согласилась. В отдел по осуществлению ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности Минздрава Ставропольского края направлен протокол заседания Врачебной комиссии с возражениями. Меры дисциплинарного характера к работникам ГБУЗ СК «СККОД» не применялись. Обеспечение пациентов лекарственными препаратами при амбулаторном лечении осуществляется за счёт средств федерального бюджета, выделенных бюджету Ставропольского края, и краевого бюджета в следующем порядке. Согласно Постановлению Губернатора Ставропольского края от 26.11.2007 № 835 «О некоторых мерах по осуществлению в Ставропольском крае полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации» министерство здравоохранения Ставропольского края осуществляет деятельность по осуществлению в Ставропольском крае переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, лекарственными препаратами для медицинского применения. Для реализации постановления в соответствии с приказами министерства здравоохранения Ставропольского края решение о закупке лекарственных препаратов для обеспечения граждан лекарственными препаратами при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно принимается на основании заявок медицинских организаций, формируемых исходя из потребности рабочей группой по принятию решения о закупке лекарственных препаратов, состав которой утверждается министерством. Заявки составляются исходя из потребности федеральных льготников данного муниципального образования с учетом объёмов финансовых средств, выделенных из средств федерального бюджета бюджету Ставропольского края в соответствии с законодательством. Распределение объёмов финансирования по медицинским организациям осуществляется в соответствии с приказами министерства здравоохранения Ставропольского края. Отделом организации фармацевтической деятельности министерства здравоохранения Ставропольского края формируется пакет аукционной документации для проведения закупки лекарственных препаратов за счёт средств федерального бюджета, выделенных бюджету Ставропольского края. Согласно Порядку взаимодействия участников обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а так же специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в Ставропольском крае, утв. приказом министерства здравоохранения Ставропольского края 31.01.2014 № 01-05/43, назначение и выписывание лекарственных препаратов для обеспечения льготников осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12. 2012 №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а так же форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения». Выписывание рецептов в каждой медицинской организации производится по международному непатентованному наименованию. Минздрав Ставропольского края формирует справочник медицинских организаций и справочник аптек Ставропольского края, участвующих в обеспечении льготников. Медицинские организации осуществляют выписку и ввод рецептов ежедневно с использованием программного комплекса, а аптеки осуществляют отпуск лекарственных препаратов пациентам и ввод рецептов также ежедневно с использованием программного комплекса. В соответствии со статьёй 43 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Злокачественные новообразования (коды МКБ-10 С 00-С97) относятся к социально значимым заболеваниям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715. Согласно Приказу министерства здравоохранения Ставропольского края от 23.11.2012 № 01-05/941 «Об установлении средних по Ставропольскому краю нормативов финансовых средств на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов в расчете на одного человека из числа граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в сфере охраны здоровья» для государственных бюджетных учреждений здравоохранения Ставропольского края, предоставляющих меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Ставропольского края в сфере охраны здоровья установлен средний норматив финансовых средств на одного человека на год из числа граждан страдающих социально значимыми заболеваниями (злокачественными новообразованиями). На основании вышеуказанного приказа министерства здравоохранения Ставропольского края в пределах установленных нормативов финансовых средств ГУБЗ СК «СККОД» осуществляется централизованная закупка лекарственных препаратов. Приобретённые за счет субвенций краевого бюджета лекарственные препараты для жителей Ставропольского края, состоящих на диспансерном учёте в ГБУЗ СК «СККОД», передаются в аптечные организации Ставропольского края. Согласно Постановлению Правительства Ставропольского края от 19.04.2006 № 49-п «Об организации предоставления мер социальной поддержки гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих» граждане, страдающие социально значимыми заболеваниями, обеспечиваются лекарственными препаратами в аптечных организациях Ставропольского края, определяемых министерством здравоохранения Ставропольского края в порядке, установленном законодательством РФ о размещении заказов для государственных нужд. Гражданин, страдающий социально значимым заболеванием, нуждающийся в проведении лечения соответствующего заболевания в амбулаторных условиях, обеспечивается лекарственными препаратами в соответствии с назначением врача (фельдшера) в аптечных организациях по рецепту, выписанному на рецептурном бланке, с экземпляром которого пациент обращается в аптечную организацию. Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов регламентируется приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012г. №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения». Назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом ГБУЗ СК «СККОД» по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному наименованию. Отпуск лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных, осуществляется через аптечные организации по рецептам, выписанным в порядке, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения». Аптечные организации, осуществляющие отпуск лекарственных препаратов, по рецептам врачей (фельдшеров), ведут реестр выданных лекарственных препаратов, по форме, утверждаемой министерством здравоохранения Ставропольского края.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства здравоохранения Ставропольского края на основании доверенности Берестнев К.Б. представил письменные пояснения по заявленным требованиям, согласно которым Министерством проведен детальный анализ всей имеющейся медицинской документации Калиниченко С.Ф. в ГБУЗ СК «Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер» и представленной самим Калиниченко С.Ф. Сделаны запросы в ГБУЗ СК «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» г. Ставрополя (далее – ГБУЗ СК «ГКБ СМП»), где Калиниченко С.Ф. проходил стационарное лечение, а так же получены разъяснения от станции скорой медицинской помощи г. Ставрополя о причинах вызовов. В соответствии с п. 3 приказа Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию (далее – МНН) по заявкам учреждений здравоохранения. Закупки медикаментов осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно п. 6 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона. Таким образом, при формировании аукционных документов в техническом задании указывается не конкретное торговое наименование лекарственных препаратов, а МНН. И только в случае доказанной непереносимости лекарственного препарата или по решению ВК по жизненным показаниям возможно осуществление закупки по конкретному торговому наименованию. Из всей представленной медицинской документации Калиниченко С.Ф. установлено, что у Калиниченко С.Ф. отсутствуют медицинские противопоказания к применению аналогов лекарственных препаратов (отсутствует решение ВК федеральной клиники, краевого онкоцентра, извещение о зарегистрированных побочных эффектах после приема аналогов (неопакс, филахромин ФС и т.д.). Необходимо так же отметить, что комиссионное заключение Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина от 20.02.2014 г., представленное Калиниченко С.Ф., не является заключением врачебной комиссии о назначении конкретного наименования лекарственного препарата «Гливек» по причине доказанной индивидуальной непереносимости или по жизненным показаниям. Решение этой комиссии было направлено на отбор больных на госпитализацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Кроме этого, для подтверждения возможности аналоговой замены министерством в соответствии с обращением Калиниченко С.Ф. был направлен запрос в Центр о возможной замене препарата «Гливек» на иные торговые наименования: «Филахромин», «Неопакс», «Генфатиниб», «Иматиниб», на что были получены разъяснения от заведующего отделением Центра А.Г. Маргарян с учетом того, что они по своей эффективности и побочным действиям аналогичны оригинальному препарату. Не было указано, что наш субъект РФ - Ставропольский край не имеет возможности на аналоговую замену препарата в конкретном случае Калиниченко С.Ф. На сегодняшний день в Государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов включены семь торговых наименований «Неопакс», «Иматиб», «Гистамель», «Генфатиниб», «Иматиниб», «Филахромин ФС» производства Российская Федерация и одно торговое наименование «Гливек», производства Швейцария, имеющих МНН – «Иматиниб». В 2014-2016 гг. в Ставропольский край под МНН «Иматиниб» поступали торговые наименования «Филахромин ФС», «Неопакс». При этом необходимо отметить, что заказчиком на поставку медикаментов для нужд инвалидов выступает министерство. Учреждения здравоохранения, в том числе краевой онкодиспансер оказывают содействие в формировании заявки.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд по существу исковых требований приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации (п. 1 ст. 41) гарантирует, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно статье 37 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края, утв. Постановлением Правительства Ставропольского края от 25.12.2014 № 542-п, также установлено, что медицинская помощь оказывается медицинскими организациями Ставропольского края в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, устанавливаемыми Министерством здравоохранения РФ (п. 3,5 Приложения 3).
Согласно материалам дела, в декабре 2013 года при обследовании в Ставропольском краевом клиническом диагностическом центре (СККДЦ) у Калиниченко С.Ф. обнаружена опухоль, предположительно исходящая из предстательной железы. При дальнейшем обследовании в Ставропольском краевом онкологическом диспансере (СКОД) ему поставили диагноз рак предстательной железы.
Судом установлено, что решением врачебной комиссии СКОД в марте 2014 года Истец был направлен в онкологический центр им. Блохина г.Москва. При повторном исследовании биоматериала в онкоцентре им.Блохина Калиниченко поставили правильный диагноз – гастроинтестиальная стромальная опухоль отдела прямой кишки и врачебной комиссией онкоцентра им. Блохина было назначено лечение препаратом с торговым названием «Гливек».
По возвращению, Истцу назначено лечение препаратом «Неопакс». После приема препарата «Неопакс» в течение 14 дней, состояние здоровья Калиниченко ухудшилось.
Судом установлено, что 23.06.2014 он бригадой скорой помощи был доставлен в городскую клиническую больницу с температурой 40, Интаксикацией организма. Ему поставили 4кл. 4 стадию заболевания.
Согласно справке поликлинике РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН с 10.02.2014 года, больному рекомендовано продолжить терапию иматинибом. Кроме того, в данной справке указано, что препарат «Гливек» может быть заменен на филахромин, неопакс и другие аналоги.
Обеспечение пациентов лекарственными препаратами при амбулаторном лечении осуществляется за счёт средств федерального бюджета, выделенных бюджету Ставропольского края, и краевого бюджета в следующем порядке.
Согласно Постановлению Губернатора Ставропольского края от 26.11.2007 № 835 «О некоторых мерах по осуществлению в Ставропольском крае полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации» министерство здравоохранения Ставропольского края осуществляет деятельность по осуществлению в Ставропольском крае переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, лекарственными препаратами для медицинского применения.
Для реализации постановления в соответствии с приказами министерства здравоохранения Ставропольского края решение о закупке лекарственных препаратов для обеспечения граждан лекарственными препаратами при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно принимается на основаниизаявок медицинских организаций, формируемых исходя из потребности рабочей группой по принятию решения о закупке лекарственных препаратов, состав которой утверждается министерством.
Заявки составляются исходя из потребности федеральных льготников данного муниципального образования с учетом объёмов финансовых средств, выделенных из средств федерального бюджета бюджету Ставропольского края в соответствии с законодательством. Распределение объёмов финансирования по медицинским организациям осуществляется в соответствии с приказами министерства здравоохранения Ставропольского края.
Отделом организации фармацевтической деятельности министерства здравоохранения Ставропольского края формируется пакет аукционной документации для проведения закупки лекарственных препаратов за счёт средств федерального бюджета, выделенных бюджету Ставропольского края.
Согласно Порядку взаимодействия участников обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а так же специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в Ставропольском крае, утв. приказом министерства здравоохранения Ставропольского края 31.01.2014 № 01-05/43, назначение и выписывание лекарственных препаратов для обеспечения льготников осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12. 2012 №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а так же форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».
В соответствии со статьёй 43 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Злокачественные новообразования (коды МКБ-10 С 00- С 97) относятся к социально значимым заболеваниям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715.
Согласно Приказу министерства здравоохранения Ставропольского края от 23.11.2012 № 01-05/941 «Об установлении средних по Ставропольскому краю нормативов финансовых средств на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов в расчете на одного человека из числа граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в сфере охраны здоровья» для государственных бюджетных учреждений здравоохранения Ставропольского края, предоставляющих меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Ставропольского края в сфере охраны здоровья установлен средний норматив финансовых средств на одного человека на год из числа граждан страдающих социально значимыми заболеваниями (злокачественными новообразованиями).
На основании вышеуказанного приказа министерства здравоохранения Ставропольского края в пределах установленных нормативов финансовых средств ГУБЗ СК «СККОД» осуществляется централизованная закупка лекарственных препаратов. Приобретённые за счет субвенций краевого бюджета лекарственные препараты для жителей Ставропольского края, состоящих на диспансерном учёте в ГБУЗ СК «СККОД», передаются в аптечные организации Ставропольского края.
Согласно Постановлению Правительства Ставропольского края от 19.04.2006 № 49-п «Об организации предоставления мер социальной поддержки гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих» граждане, страдающие социально значимыми заболеваниями, обеспечиваются лекарственными препаратами в аптечных организациях Ставропольского края, определяемых министерством здравоохранения Ставропольского края в порядке, установленном законодательством РФ о размещении заказов для государственных нужд.
Гражданин, страдающий социально значимым заболеванием, нуждающийся в проведении лечения соответствующего заболевания в амбулаторных условиях, обеспечивается лекарственными препаратами в соответствии с назначением врача (фельдшера) в аптечных организациях по рецепту, выписанному на рецептурном бланке, с экземпляром которого пациент обращается в аптечную организацию.
Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов регламентируется приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012г. №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».
Назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом ГБУЗ СК «СККОД» по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному наименованию.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что лечащими врачами препарат «Гливек» (иматиниб) правомерно заменен на аналоги с таким же действующим веществом.
Определением суда от 12 мая 2016 года назначено проведение судебной медицинской экспертизы. ДД.ММ.ГГГГ суду представлено заключение комиссионной судебно-медицинской экспертизы №, согласно которому анализ представленных медицинских документов (медицинской карты амбулаторного больного № ГБУЗ СК «Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер», медицинской карты №№ стационарного больного терапевтического отделения ГБУЗ СК «ГКБ СМП» г.Ставрополя) свидетельствует о том, что у гр.Калиниченко С.Ф. в феврале 2014 года было выявлено злокачественное онкологическое заболевание мягких тканей тазовой области – гастроинтестинальная стромальная опухоль прямой кишки, развивающаяся из гладкой мускулатуры стенки прямой кишки – верифицированное 19.02.2014 года гистологически в ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина» РАМН. В связи с установленным диагнозом, врачами этого медицинского учреждения гр.Калиниченко С.Ф. была рекомендована терапия препаратом «Гливек». Действующим веществом препарата «Гливек» является иматиниб – противоопухолевое средство. В дальнейшем, в ГБУЗ СК «Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер» гр.Калиниченко С.Ф, правильно в июне 2014 года назначался препарат «Неопакс», действующим веществом которого также является иматиниб. Нахождение Калиниченко С.Ф. с 23.06.2014 по 04.07.2014 на стационарном лечении в терапевтическом отделении ГБУЗ СК «ГКБ СМП» г. Ставрополя было обусловлено обострением опухолевого процесса, что наблюдается в течение всего периода онкозаболеваний, и никак не связано с приёмом противоопухолевого препарата «Неопакс» – торговое название которого «Иматиниб», его аналог, успешно применяют при лечении данной патологии. В последующем, в ГБУЗ СК «Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер» гр. Калиниченко С.Ф. своевременно и в полном объеме, в соответствии с клиническими рекомендациями и стандартами оказания медицинской помощи онкологическим больным, выполнялись все необходимые диагностические мероприятия для оценки состояния его здоровья; правильно назначался «Иматиниб» и его аналоги. Таким образом, анализ вышеуказанных медицинских документов показал, что в медицинских учреждениях, как в клинике ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина» РАМН, так и в ГБУЗ СК «Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер», Калиниченко С.Ф. осуществлялась надлежащая диагностика онкозаболевания и обоснованно назначалась таргентная терапия иматинибом и его аналогами, действующим веществом которых является иматиниб: «Неопакс», «Гливек». Согласно Федеральному закону «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 №61-ФЗ, врач института ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина» РАМН должен был назначить препарат «Иматиниб», а не рекомендовать его торговое наименование – «Гливек». Это вызвало отрицательную, агрессивную реакцию, претензии Калиниченко С.Ф. к врачам ГБУЗ СК «Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер». Следует отметить, что по записям справки ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина» РАМН от 16.02.2016 (л.д.29) врачами научного Центра рекомендовано продолжить терапию иматинибом и указано, что препарат «Гливек», может быть заменен на «Филахромин», «Неопакс» и другие аналоги с действующим веществом иматиниб. Члены судебно-медицинской экспертной комиссии утверждают, что назначенное лечение в ГБУЗ СК «Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер» не привело к отрицательным результатам, прогрессированию ракового процесса и ухудшению состояния здоровья гр. Калиниченко С.Ф. Имеющиеся в настоящее время жалобы Калиниченко С.Ф. на тошноту, общую слабость обусловлены длительным приемом препаратов группы иматиниба, обладающего побочными действиями, встречающимися часто и у многих онкобольных при его употреблении.
Судом удовлетворено ходатайство предстателя истца Жукова Е.В., назначено проведение повторной и дополнительной комиссионной судебно-медицинской экспертизы.
Согласно заключению экспертов № следует, что медицинская помощь и диагностика заболевания Калиниченко С.Ф. в ГБУЗ «Ставропольский онкологический диспансер» проводилась с 24.02.2014 г., о чём свидетельствует дата первой записи (от 24.02.2014 г.) в медицинской карте амбулаторного больного № из ГБУЗ СК «Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер» на имя Калиниченко С.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Калиниченко С.Ф. был направлен в ГБУЗ СК "СККОД" ДД.ММ.ГГГГ В период с 1 января по 23 февраля 2014 года лечение и диагностика заболевания Калиниченко С.Ф. проводились в Ставропольском краевом клиническом диагностическом центре (СККДЦ), ООО РусМед, 10-19.02.2014. в РАМН ФГБУ «Российский онкологический научный центр имени Н.Н. Блохина», Диагностические мероприятия выполнялись с надлежащей последовательностью и в надлежащем объёме. Особенности морфологического строения и атипичная локализация опухоли, нестандартный характер клинической ситуации определили продолжительность и многоэтапность постановки диагноза с привлечением специалистов РАМН ФГБУ «Российский онкологический научный центр имени Н.Н. Блохина». Тактика лечения определена на консилиуме врачебной комиссии в РАМН ФГБУ «Российский онкологический научный центр имени Н.Н. Блохина» 19.02.2014 г. и подтверждена по результатам контрольного обследования 20.04.2015 г., вследствие регистрации положительного эффекта от лекарственного лечения, которое поводилось в ГБУЗ СК «Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер». Больному рекомендовано: наблюдение по месту жительства у онколога и продолжение терапии, контроль в поликлинике РОНЦ через 4-6 месяцев (с данными МРТ) - от последнего больной воздержался. За вышеуказанный период Калиниченко С.Ф. в ГБУЗ СК «Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер» проведено 20 курсов терапии иматинибом, что указывает на регулярность и беспрерывность терапии и её эффективность поскольку на данный момент отсутствуют признаки прогрессирования заболевания и осуществляется адекватный медикаментозный контроль за течением неопластического процесса. Таким образом, следует признать, что Калиниченко С.Ф. в ГБУЗ «Ставропольский онкологический диспансер» в период с 1 января 2014 года по настоящее время проводилась надлежащая диагностика заболевания и оказывалась качественная медицинская помощь. Состояние здоровья Калиниченко С.Ф. определяется наличием нерезектабельной (не подлежащей хирургическому лечению) злокачественной опухоли в полости малого таза и обусловленными течением неопластического (опухолевого) процесса осложнениями. Своевременное и беспрерывное проведение таргетной терапии (фармакологической терапии онкологического заболевания) в ГБУЗ «Ставропольский краевой онкологический диспансер» позволило добиться регресса и обеспечить контроль развития опухоли, что определило удовлетворительное качество жизни Калиниченко С.Ф. в течение 3-х летнего периода и отсутствие метастазирования. Таким образом, ухудшение состояния здоровья истца Калиниченко С.Ф. в результате лечения и диагностики, проведенных ГБУЗ «Ставропольский краевой онкологический диспансер» в представленной медицинской документации не зафиксировано. При анализе представленных материалов: медицинской карты амбулаторного больного № из ГБУЗ СК «Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер» на имя Калиниченко С.Ф., медицинской карты № стационарного больного ГБУЗ СК «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» на имя Калиниченко С.Ф. не выявлено дефектов оказания медицинской помощи при диагностике и лечении Калиниченко С.Ф. поскольку она соответствовала общепринятым требованиям, регламентирующей документации (Стандарту оказания первичной медико-санитарной помощи при злокачественных метастатических и рецидивных новообразованиях ободочной и прямой кишки IV стадии (химиотерапевтическое лечение), утв. приказом Минздрава России от 24.12.2012 г. № 1531н) и критериям качества оказания медицинской помощи (Приказ МЗ РФ от 07.07.2015 г. №422 ан). Согласно представленным материалам, лечение, проведенное с 24 февраля 2014 года по 01 июня 2014 года в ГБУЗ СК «Ставропольский краевой онкологический диспансер» было адекватно диагнозу, выставленному Калиниченко С.Ф. в ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина» РАМН, а также вышеуказанной нормативной документации (Стандарту оказания первичной медико-санитарной помощи при злокачественных метастатических и рецидивных новообразованиях ободочной и прямой кишки IV стадии (химиотерапевтическое лечение), утв. приказом Минздрава России от 24.12.2012 г. № 1531н) и критериям качества оказания медицинской помощи (Приказ МЗ РФ от 07.07.2015 г. №422 ан).
У суда нет оснований ставить под сомнение выводы специалистов, поскольку они не расходятся с обстоятельствами дела и представленными материалами.
С доводами стороны истца о том, что нарушения при оказании медицинской помощи истцу были установлены в августе 2014 года Министерством здравоохранения Ставропольского края, что подтверждается письмом от 22 августа 2014 года, что подтверждает доводы иска, суд не может согласиться по следующим основаниям.
Из ответа ГБУ СК «Объединенный ведомственный архив Министерства здравоохранения Ставропольского края» от 17 мая 2017 года следует, что материалы, на основании которых был дан истцу вышеуказанный ответ от 22 августа 2014 года, на хранение не передавались.
Как пояснил представитель 3 лица Министерства здравоохранения СК в судебном заседании, такие материалы обнаружены не были.
Ответчиком на запрос суда был представлен протокол заседания врачебной комиссии ГБУЗ СК СККОД от 14 октября 2014 года по вопросу рассмотрения жалобы Калиниченко С.Ф., по итогам обсуждения нарушений по стороны ответчика установлено не было.
На запрос суда прокуратурой Октябрьского района г. Ставрополя не был представлен материал по обращению Калиниченко С.Ф., в связи с которым было направлено данное обращение в августе 2014 года в Министерство здравоохранения СК.
Суд, проанализировав текст ответа от 22 августа 2014 года Министерства здравоохранения СК в совокупности с другими письменными доказательствами по делу, приходит к выводу, что данный ответ и материалы в связи с подготовкой данного ответа, на необходимость истребования которых указывали представители истца, не имеют правового значения для настоящего дела, поскольку вышеприведенными двумя заключениями судебно-медицинских экспертиз не установлено нарушений в оказанной медицинской помощи истцу, медицинская помощь была оказана в соответствии с действующими стандартами, о чем подробно указывалось выше.
Суд также не может принять во внимание доводы представителя ответчика о необходимости обязательного опроса истца в суде по доводам иска, поскольку в силу действующего гражданского законодательства истец вправе участвовать в судебном заседании лично или через своих представителей, доводы заявленных исковых требований излагаются письменно, и в полном объеме отражены в исковом заявлении, имеющемся в материалах дела; дополнительных, уточненных или иных исковых заявлений суду представлено истцом не было.
Оценив представленные доказательства по делу в совокупности, суд приходит к выводу, что Калиниченко С.Ф. своевременно и качественно оказывались все необходимые диагностические и лечебные мероприятия, предусмотренные стандартом лечения, которые, не излечивая заболевания, продлевают пациенту жизнь; пациенту проведен 31 курс иматинибом под различными торговыми наименованиями (филахромин, неопакс), что не противоречит установленным стандартам и рекомендациям.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований Калиниченко С.Ф.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Калиниченко С.Ф. к Ставропольскому краевому онкологическому диспансеру об обязании выдавать лекарственный препарат под торговым названием «Гливек», об обязании проводить качественную медицинскую помощь и диагностику заболевания,- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 27 мая 2017 года.
Судья подпись Ю.И. Кудрявцева
Подлинник подшит в материалы дела № 2-6/17