Дело №2-325/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2015 года
Дубненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лозовых О.В.,
при секретаре Морозовой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильясова Г.Н. к ООО «Управление коммунальными системами» о признании незаконным расчета платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Ильясова Г.Н. обратилась в суд с иском к ООО «Управление коммунальными системами» (далее- ООО «УКС») об обязании произвести перерасчет платы коммунальной услуги на общедомовые нужды (далее – ОДН) по холодной и горячей воде за период 2014-2015 гг. согласно показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета, по фактическому потреблению ресурса, а также компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>.
В обосновании заявленных требований истец ссылалась на те обстоятельства, что является собственником <адрес>, обслуживание которого с момента ввода дома в эксплуатацию осуществляет ООО «УКС». Данный дом оборудован общедомовыми и индивидуальными приборами учета тепла, холодной и горячей воды. С момента сдачи дома – сентябрь 2012 г. до настоящего времени расчет коммунальных платежей осуществляется управляющей компанией с грубейшими нарушениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г., ведет к искажению реально потребленного ресурса, что нарушает ее (истца) права, как потребителя.
В ходе судебного разбирательства по делу истце Ильясова Г.Н. заявленные требования уточнила, просила признать метод расчета ОДН по воде за период май – декабрь 2014 г. не соответствующим методу расчета ОДН, предусмотренному Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г., признать осуществляемые ответчиком начисления ОДН по воде за указанный период не подтвержденными потреблением и надлежащим расчетом, а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей. В судебном заседании Ильясова Г.Н. дополнительно пояснила, что обоснованность заявленных ею требований подтверждается также тем, что Госжилинспекция Московской области в ответ на ее обращение по вопросу начисления платы за коммунальные услуги, провела проверку и выдала ООО «УКС» предписание об устранении выявленных нарушений.
Ответчик – ООО «УКС» в лице его представителей Каганцова И.М. и Балясиной Е.В., исковые требования не признали по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 215-216), согласно которым начисления по коммунальной услуге, предоставленной на общедомовые нужды, производилось ООО «УКС» в соответствии с Постановлением Правительства от 06 мая 2011 г. №354. Из-за несвоевременной передачи показаний индивидуальных приборов учета собственниками помещений, разница между показаниями общедомового учета и суммой всех индивидуальных приборов учета была большой и превышала нормативное потребление ОДН, в связи с чем начисления производились по нормативу в соответствии с п. 44 Правил, утвержденных указанных Постановлением Правительства РФ, всем собственникам помещений, соразмерно их доле в общем имуществе, вне зависимости от передачи показаний индивидуальных приборов учета. По итогам года, когда сформировалась полная статистика в объемах потребления ИПУ, был произведен перерасчет по фактическому объему потребления и осуществлен возврат денежных средств всем собственникам. Истцу было возвращено <данные изъяты>. Кроме того, в ходе проведенной Госжилинспекцией Московской области проверки, была выявлена арифметическая ошибка, которая была устранена и истцу было возвращено еще <данные изъяты>.
Выслушав истца, представителей ответчика, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд считает необходимым исковые требования Ильясовой Г.Н. удовлетворить частично по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что истец Ильясова Г.Н. является собственником <адрес>, обслуживание которого с момента ввода дома в эксплуатацию осуществляет ООО «УКС». Данный дом оборудован общедомовыми и индивидуальными приборами учета тепла, холодной и горячей воды.
Истец оспаривает правомерность начисления ей платы на общедомовые нужды за период с мая по декабрь 2014 г., полагая, что ООО «УКС» применяет неправильную методику расчета, начисляя услугу без ее фактического потребления.
Согласно Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.11 г), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Размер платы за коммунальную услугу, использованную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам, как произведение объема (количество) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение на тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) холодной и горячей воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формулам 11 (для холодной воды) и 13 (для горячей воды).
Как пояснял в ходе судебного разбирательства ответчик, из-за несвоевременной передачи показаний индивидуальных приборов учета собственниками помещений, разница между показаниями общедомового учета и суммой всех индивидуальных приборов учета превышала нормативное потребление ОДН, в связи с чем начисления производились по нормативу в соответствии с п. 44 Правил, утвержденных указанных Постановлением Правительства РФ, всем собственникам помещений, соразмерно их доле в общем имуществе, вне зависимости от передачи показаний индивидуальных приборов учета. По итогам года, когда сформировалась полная статистика в объемах потребления ИПУ, был произведен перерасчет по фактическому объему потребления и осуществлен возврат денежных средств всем собственникам.
Так, за период май-декабрь 2014 г. ответчиком был осуществлен перерасчет платы на ОДН и истцу было возвращено 210,90 рублей, что Ильясовой Г.Н. не оспаривалось.
Не соглашаясь с методикой расчета платы на ОДН, Ильясова Г.Н. обратилась в Госжилинспекцию Московской области с заявлением, в котором просила провести проверку правильности начисления платы за коммунальные услуги.
Согласно ответа Госжилинспекции Московской области от 13.05.2015 г. (л.д. 206), в ходе проверки информация, изложенная в обращениях Ильясовой Г.Н., частично подтвердилась. По результатам проверки ООО «УКС» выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Согласно акта проверки от 30 апреля 2015 г. №39ОГ-12112-06-1-2015 (л.д. 209), начисление платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН, осуществляется в соответствии с формулой 10 указанных выше Правил.
В нарушении требований пунктов 46 и 47 Правил, ООО «УКС» производило начисление платы за коммунальную услугу на ОДН, при этом используя нормативы потребления, утвержденные Распоряжением Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 31.08.2012 г. №28, независимо, превышают показания приборов учета нормативы потребления или нет.
Так, с мая 2014 г. по декабрь 2014 г. включительно по квартире истца было начислено за коммунальную услугу ОДН (исходя из нормативов потребления) <данные изъяты>, при этом, при расчете, согласно показаний приборов учета, должно было быть оплачено <данные изъяты>.
Таким образом, при производстве перерасчета в соответствии с требованиями указанных Правил, истцу должно быть возвращено <данные изъяты>.
Вместе с тем, согласно сведениям, представленным ООО «УКС» истцу в 2015 г. произведен перерасчет на сумму <данные изъяты>.
Таким образом, на момент проверки Госжилинспекций Московской области обращения Ильясовой Г.Н. перерасчет по квартире истца был произведен не в полном объеме, в связи с чем ООО «УКС» выдано предписание (л.д. 207) о необходимости устранения в срок до 08.06.2015 г. выявленных нарушений путем производства в полном объеме перерасчета Ильясовой Г.Н. платы за коммунальную услугу в соответствии с требованиями вышеуказанных Правил.
Выданное ответчику предписание им не оспаривалось, исполнено путем возврата Ильясовой Г.Н. 22,51 рублей, что усматривается из представленной в материалы дела квитанции за апрель 2015 г. (л.д. 221). В настоящее время начисления на ОДН производятся по фактическому потреблению ресурса.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что расчет платы за коммунальные услуги (горячую и холодную воду) на общедомовые нужды, произведенный ООО «УКС» по <адрес> за период с мая по декабрь 2014 г., противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г., в связи с чем исковые требования Ильясовой Г.Н. в данной части подлежат удовлетворению.
Кроме того, истцом заявлены требования о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей". При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости (п. 45 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
Таким образом, установив факт нарушения прав истицы со стороны управляющей организации, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Ильясовой Г.Н. о компенсации морального вреда, определив его размер в 500 рублей, в соответствии с положениями ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 15 Закона "О защите прав потребителей" с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий, исходя из принципа разумности и справедливости и степени вины причинителя вреда.
В соответствии сост. 103 ГПК РФгосударственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в связи с чем с ООО «УКС» в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размерах, установленных НК РФ, а именно <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ильясовой Г.Н. – удовлетворить частично.
Признать противоречащим Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г., расчет платы за коммунальные услуги (горячую и холодную воду) на общедомовые нужды, произведенный ООО «УКС» по <адрес> за период с мая по декабрь 2014 г.
Взыскать с ООО «УКС» в пользу Ильясовой Г.Н. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Взыскать с ООО «УКС» в доход местного бюджета г. Дубны государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 19 мая 2015 года
Судья: