Дело № 12-36/2019
РЕШЕНИЕ
05 марта 2019 года г. Хабаровск
Судья Индустриального районного суда г. Хабаровска Мещерякова А.П.,
с участием представителя ООО «ГУЖФ» Сеченова М.А., действующего на основании доверенности от 01.01.2019 г.
с участием представителя должностного лица ФГКУ «1029 ЦГСЭН» МО РФ Безносюка В.А. действующего на основании доверенности №3 от 11.01.2019 г.
рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя ООО «Главное управление жилищным фондом» Сеченова М.А. на постановление об административном правонарушении № 7193 от 30.11.2018 г. по ст. 8.2 КоАП РФ, вынесенное начальником ФГКУ «1029 ЦГСЭН» МО РФ главным государственным санитарным врачом Батовым В.Е. в отношении ООО «Главное управление жилищным фондом» ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993, КПП 770401001, зарегистрировано в ЕГРЮЛ 06.03.2015 г., юридический адрес <адрес> строение 3,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением №193 от 30.10.2018 г. вынесенное начальником ФГКУ «1029 ЦГСЭН» МО РФ главным государственным санитарным врачом Батовым В.Е., ООО «ГУЖФ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей за нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ при сборе, накоплении и ином обращении отходов производства и потребления, а именно: два металлических контейнера крышками не оборудованы, площадка и прилегающая к ней территория захламлены бытовым мусором, коробками и негабаритными отходами, территория заросла травой, уборка специальных площадок для сбора твердых бытовых отходов после их вывоза не организована.
В жалобе представитель ООО «ГУЖФ» Сеченов М.А. считает постановление не законным, поскольку договор заключенный 27.07.2015 г. между МО РФ и ООО «ГУДФ» управления жилищным фондом расторгнут с 01.08.2018 г., жилищный фонд военных городков МО РФ передан ФГКУ «ДТУИО» МО РФ и закреплен за ним на праве оперативного управления. В связи с чем на ФГКУ «ДТУИО» МО РФ возложена обязанность нети расходы, связанные с содержанием принадлежащих ему жилых домов. При назначении штрафа в размере 100 000 рублей не учтено материальное положение ООО «ГУЖФ» в отношении которого введена процедура наблюдения. Считает, что ООО «ГУЖФ» не правомерно привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, так как в действиях общества отсутствует состав и событие административного правонарушения. В связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения просит применить ст. 2.9 КоАП РФ. Просит постановление №193 от 30.11.2018 г. по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель ООО «ГУЖФ» Сеченов М.А. поддержал жалобу, ссылаясь на изложенные в ней доводы, пояснив, что мусор фактически вывозится, что подтверждается журналом, действительно отсутствуют крышки на металлических контейнерах. При вынесении решения просит суд применить ст. 3.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель должностного лица ФГКУ «1029 ЦГСЭН» МО РФ Безносюк В.А. действующий на основании доверенности, просил в удовлетворения жалобы отказать, постановление оставить без изменения.
В судебное заседание должностное лицо вынесшее постановление Батов В.Е. не явился о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебное заседание военный прокурор Хабаровского гарнизона не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст.30.6 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья … не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие /бездействие/ физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды» воздействие на окружающую среду должно осуществляться на основании принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.
Статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
19.09.2018 г. военной прокуратурой Хабаровского гарнизона совместно ФГКУ «1029 ЦГСЭН» проведена проверка исполнения юридическим лицом ООО «ГУЖФ» требований СанПин, по результатам проверки выявлены нарушения: два металлических контейнера крышками не оборудованы (в нарушение п. 3.11 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационныхработ»); площадка и прилегающая к ней территория захламлены бытовым мусором, коробками и негабаритными отходами (мебелью), досками, пакетами с отходами производства и потребления, территория заросла травой (в нарушение п. 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п. 2.2.1, пп. 6.3-6.4 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п. 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 7.3.3 СП 3.1.7.2614-10 «Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом», п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон), п. 3.12 СП 3.5.3.3223-14); уборка специальных площадок для сбора твердых бытовых (коммунальных) отходов после его вывоза не организована (нарушение п. 6.4 СанПиН 42-128-4690-88, ст. ст. 11 и 21 Закона). По данному факту возбуждено дело об административном правонарушении.
Постановление об административном правонарушении от 30.10.2018 г. №193 юридическое лицо ООО «ГУЖФ» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначено наказание в размере 100 000 рублей.
Факт совершения ООО «ГУЖФ» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, решением о проведении проверки, рапортом, информационным сообщением, фотографиями, актом осмотра, договором от 27.07.2015 г., лицензией, договором от 04.05.2018 г., договором на вывоз твердых коммунальных отходов от 27.04.2018 г., журналом вывоза твердых коммунальных отходов, постановлением.
Как следует из материалов дела 27.07.2015 г. между Министерством обороны РФ и ООО «ГУЖФ» заключен договор управления жилищным фондом, в соответствии с которым ООО «ГУЖФ» приняло на себя обязательства по управлению с 03.08.2015 г. жилыми домами МО РФ, в том числе и жилым домом, расположенным по адресу г. Хабаровск п. Красная Речка, пер. Отрадный д. 11.
Согласно п. 2.1 Договора, предметом договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества и ремонта в жилищном фонде, закрепленном за Вооруженными силами Российской Федерации, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде.
Согласно п. 3.1.1 Договора, исполнитель обязан осуществлять управление общим имуществом в жилищном фонде в соответствии с условиями договора и законодательством Российской Федерации с наибольшей выгодой в интересах Заказчика в соответствии с целями, указанными в п.п. 2.1, 2.2 Договора, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов.
Согласно заключенного соглашения между ООО «ГУЖФ» и Министерством обороны РФ договор управления жилищным фондом расторгнут с 01.08.2018 г.
Решением Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края 15 мая 2015 г. № 1955 ООО «ГУЖФ» предоставлена лицензия 027-000171 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно письма заместителя Председателя Комитета Регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Кашевской В.В. от 28 сентября 2018 лицензиатом, осуществляющим деятельность по управлению МКД является ООО «ГУЖФ».
В силу ч. 3 ст. 200 ЖК РФ лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 данного Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня: возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 данного Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса; возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 данного Кодекса; государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Данные доказательства свидетельствуют о виновности ООО «ГУЖФ» в несоблюдении требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ при сборе, накоплении и ином обращении отходов производства и потребления.
ООО «ГУЖФ» имея возможность для соблюдения данных требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем ООО «ГУЖФ» обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Событие и состав административного правонарушения установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует статьям 28.1 и 26.2, 26.7 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что договор управления жилищным фондом расторгнут 01.08.2018 г. и с этой даты общество не несет ответственности за содержание общего имущества многоквартирного дома, а также что в отношении ООО «ГУЖФ» введена процедура наблюдения является не состоятельным, поскольку в случае расторжения договора об управлении многоквартирным домом соответствующие обязанности сохраняются за ООО «ГУЖФ» до наступления обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Названная норма направлена на соблюдение прав граждан (потребителей), обеспечение безопасности эксплуатации многоквартирных жилых домов, закрепляет непрерывность осуществления деятельности по управлению, обслуживанию многоквартирными жилыми домами и оказанию (предоставлению) коммунальных услуг (ресурсов).
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку выявленные в ходе проверки нарушения создают угрозу охраняемым общественным отношениям. Административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда.
Наряду с изложенным, имеются основания для изменения постановления в части назначенного обществу наказания.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.
По смыслу закона, под исключительными обстоятельствами, связанными с имущественным и финансовым положением юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, следует понимать такие обстоятельства, при наличии которых назначение этому лицу штрафа в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи, может повлечь неблагоприятные последствия, сопоставимые с фактическим прекращением деятельности юридического лица. Исполнение подобного рода административного наказания с учетом правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П, следует рассматривать как чрезмерное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующего субъекта, несоразмерное административное принуждение.
С учетом изложенных выше правовых положений, представленных документов, свидетельствующих о том, что в отношении ООО «ГУЖФ» введена процедура наблюдения, свидетельствующих о таком финансовом и имущественном положении данного юридического лица, при котором уплата административного штрафа в размере 100000 рублей может повлечь для него неблагоприятные последствия, отсутствия существенного вреда, несоответствия назначенного административного наказания характеру совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела и в целях исключения избыточного ограничения прав общества назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление начальника ФГКУ «1029 ЦГСЭН» МО РФ главного государственного санитарного врача Батова В.Е., вынесенное в отношении ООО «ГУЖФ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, подлежат изменению путем снижения назначенного обществу наказания в виде административного штрафа до 50000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление №193 от 30.10.2018 г. вынесенное начальником ФГКУ «1029 ЦГСЭН» МО РФ, главным государственным санитарным врачом Батовым В.Е. в отношении ООО «Главное управление жилищным фондом» предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ изменить: назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа снизить со 100 000 рублей до 50 000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья А.П. Мещерякова