№2-671/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе
судьи Колесниковой Д.А.,
при секретаре судебного заседания Рочевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт «3» октября 2013 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «Ыб» о возложении обязанности организовать обустройство и содержание мест массового отдыха людей на водных объектах согласно нормативным требованиям,
установил:
Прокурор Сыктывдинского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «Ыб» о возложении обязанности в срок до 01.06.2014 создать на территории муниципального образования сельского поселения «Ыб» место массового отдыха граждан на водных объектах в соответствии с требованиями действующего законодательства. В обоснование требований прокурор указал, что по результатам проверки, проведенной в рамках осуществления надзора за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, выявлено отсутствие на исторически сложившихся местах массового отдыха и купания населения в м.Ель, м.Погост, м.Каргорт и м.Волокул, расположенных вдоль реки Сысола, пляжей как объектов массового отдыха граждан, оборудованных в соответствии с требованиями нормативных документов.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 19.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».
В судебном заседании Шпилева Ю.В., участвующая от имени прокурора, заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации сельского поселения «Ыб» Форосенко Н.В., действующий на основании решения, с требованиями прокурора не согласился, указав, что места массового отдыха, расположенные вдоль реки Сысола находятся за границами территории населенного пункта «Ыб» и относится к межселенной территории, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что обязанность по организации мест массового отдыха людей должна быть возложена на администрацию муниципального района «Сыктывдинский».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Коми» Палкин В.А., предоставивший удостоверение, в судебном заседании с требованиями прокурора согласился.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Трефилова В.И., действующая на основании доверенности, указала, что спорные места, расположенные вдоль реки Сысола, где исторически сложились места массового отдыха и купания, находятся на административной территории сельского поселения «Ыб», в связи с чем, с требованиями истца согласилась, находя их обоснованными.
Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в результате проверки территории сельского поселения «Ыб», проведенной прокуратурой Сыктывдинского района, установлено, что на исторически сложившихся местах массового отдыха и купания населения в м.Ель, м.Погост, м.Каргорт и м.Волокул, расположенных вдоль реки Сысола, администрацией сельского поселения «Ыб» не предпринято мер по оборудованию названных мест в соответствии с требованиями нормативных документов, что в свою очередь, приводит к угрозе жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних, проживающих на территории поселения.
Между тем, согласно п. 15, 24 и 26 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения в числе прочего относятся создание условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных формирований на территории поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Согласно ст. 25 Водного кодекса РФ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах.
При этом, в силу статьи 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся, в том числе владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
К полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, относится предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований.
Таким образом, из анализа приведенных положений законов следует, что защита прав населения на доступ к водным объектам является прямой обязанностью органа местного самоуправления.
Правилами охраны жизни людей на водных объектах в Республике Коми и Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Республике Коми, утвержденных Постановление Правительства РК от 11.06.2008 №153 (далее – Правила), пляж определен, как санкционированное место массового отдыха людей на водном объекте.
Главой 2 указанных Правил определены требования к пляжам, среди которых обозначено требование о том, что открытие и использование пляжей без положительных заключений об их годности, выдаваемых соответствующими органами и должностными лицами в установленном порядке, запрещается. На период купального сезона водопользователи (владельцы пляжей) организуют развертывание на пляжах спасательных постов с необходимыми плавательными средствами, оборудованием, снаряжением и обеспечивают дежурство спасателей, а также организуют контроль за качеством воды и санитарным состоянием пляжа в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно представленной межмуниципальным отделом Министерства внутренних дел РФ «Сыктывдинский» на территории сельского поселения «Ыб» исторически сложившимися местами массового отдыха и купания людей являются м.Ель, м.Погост, м.Каргорт, м.Волокул, расположенные вдоль реки Сысола.
Кроме того, в материалы дела предоставлено письменное сообщение ФКУ «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерств РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республики Коми», из содержания которого усматривается, что со стороны администрации сельского поселения «Ыб» отсутствовали обращения за разрешением на пользование пляжами на водных объектах, расположенных на административной территории поселения.
Таким образом, при наличии на территории сельского поселения «Ыб» исторически сложившихся мест массового отдыха и купания населения, на территории сельского поселения «Ыб» пляжи, как объекты массового отдыха граждан, оборудованные в соответствии с требованиями нормативных документов, отсутствуют. Данные обстоятельства не оспаривались представителем ответчика.
При этом доводы представителя администрации сельского поселения «Ыб» о том, что организация массовых мест отдыха и купания людей на водных объектах должна быть возложена на администрацию муниципального района «Сыктывдинский», поскольку территория вдоль реки Сысола не входит в границы населенного пункта «Ыб», суд находит несостоятельными, как основанными на неверном токовании норм материального права.
Так, как указывалось выше, в соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Согласно ч. 2 ст. 15 вышеуказанного Закона органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.
В соответствии со ст.3 Устава муниципального образования сельского поселения «Ыб» территорию сельского поселения составляют земли населенных пунктов, и другие земли в границах поселения независимо от форм собственности и целевого назначения согласно данным государственного земельного кадастра.
В состав сельского поселения Ыб входят территории населенных пунктов: с.Ыб, д.Березник, д.Захарово, д.Каргорт, д.Мальцевгрезд, – прилегающие к ним земли общего пользования и другие земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
Как следует из п.17 ст.10 Устава муниципального образования сельского поселения «Ыб» к вопросам местного значения относятся в числе прочих и создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения.
Исходя из положений ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений, а сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов.
Доводы представителя ответчика сводятся к тому, что места массового отдыха, расположенные вдоль реки Сысола находятся не в населенном пункте Ыб, что, по мнению последнего, относится к межселенной территории.
Между тем, данные доводы основаны на неправильном толковании закона, поскольку в силу действующего законодательства к территории сельского поселения относятся не только непосредственно поселки и иные отдельные населенные пункты, но и объединяющая эти населенные пункты территория.
В судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось, что побережье реки Сысола расположено в границах сельского поселения «Ыб».
При таких обстоятельствах, анализируя приведенные положения закона, суд приходит к выводу, что исторически сложившиеся места массового отдыха и купания населения, являющиеся предметом настоящего рассмотрения, относятся к территории сельского поселения «Ыб», а не межселенной территории, как указывает представитель администрация поселения.
Неисполнением ответчиком требований действующего законодательства в области водопользования и безопасности на водных объектах нарушает конституционные права граждан, проживающих на территории сельского поселения на отдых на отведенных для этого местах на водных объектах в безопасных условиях.
Таким образом, поскольку в судебном заседании установлен факт отсутствия в акватории реки Сысола в сельском поселении «Ыб» пляжа как объекта массового отдыха граждан, оборудованного в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд с учетом анализа действующего законодательства и установленных обстоятельств, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Сыктывдинского района в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения и находит заявленный срок прокурором разумным и устанавливает его до 1 июня 2014 года.
Учитывая изложенное, и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
Исковые требования прокурора Сыктывдинского района удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования сельского поселения «Ыб» в срок до 1 июня 2014 года создать на территории муниципального образования сельского поселения «Ыб» в соответствии с требованиями безопасности на водных объектах место массового отдыха граждан.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 08.10.2013.
Судья Д.А. Колесникова
Копия верна. Судья