Дело № 2-1725/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Соликамск 26 августа 2014 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Т.В. Крымских,
при секретаре судебного заседания Захваткиной О.Б.,
с участием представителя ответчика Общественной организации – Федерация кикбоксинга и бокса города Соликамска – Пегушина А.Н., действующего на основании Устава,
представителя ответчика Общественной организации – Федерация кикбоксинга и бокса города Соликамска – адвоката <данные изъяты> Болтунова И.И., действующего на основании ордера,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю к Общественной организации – Федерация кикбоксинга и бокса города Соликамска о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Истец Управление Министерства юстиции РФ по Пермскому краю обратился в суд с иском к Общественной организации – Федерация кикбоксинга и бокса в городе Соликамске о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обосновании иска в заявлении указано, что решение о регистрации Общественной организации – Молодежная федерация бокса города Соликамска было принято <дата> Управлением юстиции Пермской области. Организация переименована в Общественную организацию - Федерация кикбоксинга и бокса города Соликамска, действует на основании Устава. С <дата> организация не выполняет требования абзаца 4 ст. 29 ФЗ РФ «Об общественных объединениях», что подтверждает отсутствие информации о предоставлении отчетов за <дата> в автоматизированной информационной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций», отсутствие в учетном деле организации документов, информирующих Управление о продолжении деятельности организации с указанием действительного места нахождения ее постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц за <дата>. В связи с указанным нарушением закона организации были вынесены предупреждения <дата> и <дата> года, которые возвратились в Управление не врученными за истечением срока хранения. Ответ на предупреждения в Управление не поступил, нарушения организацией устранены не были. Связь с организацией на сайтах сети Интернет и по контактным телефонам, указанным в учетном деле, не осуществляется.
Истец просит признать Общественную организацию – Федерация кикбоксинга и бокса города Соликамска прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Истец своего представителя в судебное заседание не направил. Представили письменное заявление, в котором просили о рассмотрении дела без их участия. На исковых требованиях настаивали. Против вынесения заочного решения не возражали.
Представитель третьего лица УФНС по Пермскому краю в судебное заседание своего представителя не направил, просили о рассмотрении дела без их участия, представили письменный отзыв, в котором выразили согласие с исковыми требованиями.
Представитель ответчика Общественной организации Федерация кикбоксинга и бокса города Соликамска адвоката <данные изъяты> Болтунов И.И. против иска возражал, пояснил, что организация постоянно осуществляет свою деятельность, что подтверждается благодарственными письмами администрации <...> за подготовку и участие в проведении спортивных мероприятий. Организация регулярно направляет в МРИ ФНС России № налоговую отчетность, что подтверждается отметками сотрудников налогового органа. Допущенные нарушение имели место, но к настоящему времени устранены, поскольку, организация направила в Управление Министерства юстиции РФ по Пермскому краю отчеты о деятельности организации за все предшествующие годы, что подтверждается почтовой документацией с описью о вложении и копиями отчетных документов. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика Общественной организации – Федерация кикбоксинга и бокса города Соликамска – Пегушин А.Н. с иском не согласился. Поддержал доводы представителя Болтунова И.И.
Согласно ч. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей истца и третьих лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав представителей ответчика, изучив доводы искового заявления, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают… из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
На основании ч. 1 ст. 9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Согласно ст. 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно статье 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», общественное объединение обязано: ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Общественное объединение, намеревающееся после государственной регистрации получать денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, обязано до начала участия в указанной политической деятельности подать в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения, заявление о включении его в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Такое общественное объединение ежеквартально представляет в федеральный орган государственной регистрации сведения, предусмотренные абзацем восьмым части первой настоящей статьи.
В силу ч. 5 указанной выше статьи непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с абз. 3 ч.1 ст. 44 указанного выше закона, основанием для ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Судом установлено, следует из пояснений представителя ответчика и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на <дата> года, что решение о регистрации Общественной организации – Молодежная федерация бокса города Соликамска было принято <дата> Управлением юстиции Пермской области.
<дата> Управлением Федеральной налоговой службы по Пермскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации Общественной организации – Федерация кикбоксинга и бокса города Соликамска (лд. 5-6).
Соответственно, ответчик должен предоставлять сведения о своей деятельности в установленный срок в Управление Министерства юстиции РФ по Пермскому краю.
Судом исследованы Устав Общественной организации – Федерация кикбоксинга и бокса города Соликамска (лд. 7-10), Свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации Общественная организация – Федерация кикбоксинга и бокса города Соликамска от <дата> (лд. 11), Свидетельство № от <дата> о государственной регистрации общественного объединения Общественной организации – Молодежная федерация бокса города Соликамска (лд. 12),
Из искового заявления следует, что в ходе изучения материалов учетного дела Общественной организации – Федерация кикбоксинга и бокса города Соликамска ведущим специалистом-экспертом Управления <дата> проведены контрольные мероприятия, в ходе которых установлено, что организация в установленные сроки не проинформировала Управление о продолжительности своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц за <дата>, об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании за <дата>. Истцом сделан вывод, что общественная организация фактически деятельность не осуществляет, выявлены нарушения положений действующего законодательства, допущенные некоммерческой организацией.
<дата> и <дата> ответчику по месту нахождения, указанном в Едином государственном реестре юридических лиц, были направлены предупреждения, которые возвратились в Управление не врученными за истечением срока хранения, что подтверждается почтовой документацией.
Управление Минюста России по Пермскому краю обратилось в суд с заявлением о признании общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование заявленных требований о ликвидации ответчика Управление Министерства юстиции РФ по Пермскому краю ссылается на неоднократное нарушение ответчиком требований закона о предоставлении необходимой информации.
Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности общественного объединения, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, предусмотрены указанной выше статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Ликвидация общественного объединения является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и статьей 61 ГК РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.04 № 1313, Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.
Доводы стороны истца о допущенных общественным объединением нарушениях закона подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые были проверены в судебном заседании, и стороной ответчика не оспариваются.
Между тем, суд, оценив собранные по делу доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о признании ответчика прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с отсутствием оснований для принятия такого решения.
Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.07.03 N 14-П по делу «О проверке конституционности положений ст. 35 Федерального закона «Об акционерных обществах", статей 61 и 99 ГК РФ.....» указано, что отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, в том числе, общественную организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. При этом характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Принимая во внимание приведенную выше правовую позицию Конституционного Суда РФ и указанные нормы федерального законодательства, а также учитывая, что согласно материалам дела сведений о прекращении общественной организацией деятельности - не имеется, напротив, судом ответчиком представлены и судом исследованы налоговые и бухгалтерские отчеты ответчика за спорные периоды времени с <дата> по <дата>, благодарственные письма администрации <...>, датированные <дата>, <дата>, <дата>, сведения об оборотах денежных средств по счету ответчика в ОАО <данные изъяты>, договор подряда от <дата> о проведении работ по текущему ремонту нежилого помещения, занимаемого организацией, акт приемки выполненных работ, свидетельствующие об осуществлении организацией фактической деятельности, а так же то, что допущенные нарушения устранены ответчиком, что подтверждает опись вложения в ценное письмо от <дата> года, адресованное Управлению Министерства юстиции РФ, приходит к выводу о том, что допущенные нарушения не являются столь существенными, чтобы позволить суду, учитывая характер нарушений и вызванных им последствий, каковым явилось лишь отсутствие информации у истца, принять решение о фактической ликвидации юридического лица в качестве единственной меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Деятельность организации, как юридического лица, фактически не прекращалась на протяжении всего заявленного истцом периода времени, что подтверждается представленными доказательствами.
Перечисленные нарушения не носят характер грубых или неустранимых, а также не повлекли за собой каких-либо негативных последствий. На такие обстоятельства сторона истца не ссылается, указывая лишь на формальную сторону допущенных нарушений. При этом следует принять во внимание возможность устранения допущенных нарушений и их устранение ответчиком.
Приведенные в иске основания для прекращения деятельности общественной организации как неоднократное непредставление информации не может служить достаточным основанием для признания общественной организации прекратившей деятельность, тем более, что общественная организация приняла меры для устранения нарушений, указанных в представлении Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю.
Кроме того, в силу статьи 11 (пункт 2) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод осуществление права на свободу объединения не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Как указывает Европейский суд по правам человека, положения статьи 11 распространяются на весь период деятельности объединений, и их ликвидация также должна удовлетворять требования вышеуказанной нормы.
С учетом изложенного оснований для принятия решения о признании Общественной организации – Федерация кикбоксинга и бокса города Соликамска прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю к Общественной организации – Федерация кикбоксинга и бокса города Соликамска о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, т.е. 29.08.2014 года.
Судья Т.В. Крымских.