Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-637/2020 ~ М-436/2020 от 13.05.2020

Дело №2-637/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Сорочинск 25.06.2020 года

Сорочинский районный суд Оренбургской области,

в составе председательствующего судьи Кучаева Р.Р.,

при секретаре Романенко М.В.,

с участием истца Фаизовой Люции Миннулфатовны,

представителя ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сорочинске Оренбургской области (межрайонное) Бубновой Юлии Валерьевны,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фаизовой Люции Миннулфатовны к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сорочинске Оренбургской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Фаизова Л.М. обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав, что решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сорочинске №501 от 31.12.2019 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Данным решением в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости не засчитаны период работы заведующей Ибряевским ФАП Красногвардейской центральной районной больницы с 27.03.1991 года по 23.11.1992 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.01.1998 года по 06.02.1998 года, с 25.11.2003 года по 24.12.2003 года, с 31.05.2005 года по 28.06.2005 года, с 25.05.2010 года по 23.06.2010 года, с 12.05.2015 года по 26.05.2015 года.

С указанным решением истец не согласна, считает, что период работы в должности заведующей Ибряевским ФАП подлежат включению в ее специальный стаж с применением льготного исчисления как 1 год 3 месяца работы за 1 год работы, поскольку в соответствии со штатным расписанием и тарификационными списками она относилась к среднему медицинскому персоналу, выполняла обязанности фельдшера, работала в сельской местности. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации также подлежат включению в стаж, поскольку за ней сохранялась должность, выплачивалась средняя заработная плата.

Просит суд признать решение начальника государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сорочинске Оренбургской области (межрайонное) от 31.12.2019 года №501 в части отказа включить Фаизовой Люции Миннулфатовны в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы заведующей Ибряевским ФАП Красногвардейской центральной районной больницы и периоды нахождения на курсах повышения квалификации, незаконным; обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сорочинске Оренбургской области (межрайонное) включить Фаизовой Люции Миннулфатовне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости:

- период работы заведующей Ибряевским ФАП Красногвардейской центральной районной больницы с 27.03.1991 года по 23.11.1992 года в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца;

- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.01.1998 года по 06.02.1998 года, с 25.11.2003 года по 24.12.2003 года, с 31.05.2005 года по 28.06.2005 года, с 25.05.2010 года по 23.06.2010 года, с 12.05.2015 года по 26.05.2015 года.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сорочинске Оренбургской области (межрайонное) назначить Фаизовой Люции Миннулфатовне досрочную страховую пенсию по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения, то есть с 20.11.2019 года.

В судебном заседании истец Фаизова Л.М. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Пояснила, что она работала заведующей Ибряевским ФАП в спорный период одна, других медработников не было. Принимала больных, назначала им лечение, что подтверждается представленными ею копиями медицинских карт. В трудовой книжке указана ее профессия «фельдшер», в том, что в записи о приеме на работу работодатель неверно указал должность, ее вины нет.

Представитель ответчика Бубнова Ю.В. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, 20.11.2019 года Фаизова Л.М. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации».

Решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сорочинске № 501 от 31.12.2019 года истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а также период ее работы в должности заведующей Ибряевским ФАП Красногвардейской центральной районной больницы с 27.03.1991 года по 23.11.1992 года.

Оценивая законность принятого пенсионным органом решения в указанной истцом части, суд руководствуется следующим.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Поскольку спорный период, в отношении которого заявлены исковые требования, начинается до 01.01.1992 года, а заканчивается после указанной даты, применению подлежат Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, и Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.

В соответствии с Перечнем №1397 в стаж включалась работа, в том числе, фельдшером в фельдшерском и фельдшерско-акушерском пункте.

Согласно списку №464 от 6 сентября 1991 г. в стаж включалась работа в должностях среднего медицинского персонала независимо от наименования должности в лечебно-профилактических учреждениях всех форм собственности.

Согласно записям в трудовой книжке Фаизова Л.М. 27.03.1991 года принята заведующей Ибряевским ФАП Красногвардейской центральной районной больницы (приказ № 9 от 26.03.1991 года); 23.11.1992 года уволена с работы по собственному желанию (приказ № 47 от 23.11.1992 года). При этом в трудовой книжке истца указана профессия «фельдшер».

Указанные в трудовой книжке периоды работы Фаизовой Л.М. также подтверждаются справкой № 5 от 15.05.2019 года, уточняющей особый характер работы или условий труда необходимые для досрочного назначения досрочной пенсии по старости. В данной справке указано, что в спорный период Фаизова Л.М. работала на 1 ставку заведующей Ибряевским ФАП, относилась к среднему медицинскому персоналу, указанная работа дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Из ответа начальника архивного отдела администрации Красногвардейского района на запрос суда следует, что в штатном расписании за 1991-1992 годы в Ибряевском ФАП имелась только одна ставка среднего медицинского персонала – заведующая ФАП.

Должность заведующей фельдшерским медпунктом относится к среднему медицинскому персоналу, поскольку в соответствии с Номенклатурой врачебных должностей в учреждениях здравоохранения, утвержденного приказом Министра здравоохранения СССР от 4 мая 1970 года №280, данная должность не отнесена к врачебным должностям. Это подтвердил в уточняющей справке и работодатель.

В соответствии с пунктом 5.25 Положения об аттестации средних медицинских работников, являющегося приложением №1 к приказу Минздрава СССР от 9 октября 1987 года №1104 фельдшера - заведующие здравпунктом отнесены к средним медицинским работникам.

Таким образом, суд приходит к выводу, что работа истца с 27.03.1991 года по 23.11.1992 года заведующей Ибряевским ФАП Красногвардейской центральной районной больницы подлежит включению в её специальный трудовой стаж лечебной деятельности, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости, поскольку она работала фельдшером, что указано в ее трудовой книжке, других лиц, занимающих указанную должность, в тот же период в ФАПе не было. С 01.01.1992 года наименование её должности значения не имело.

Местонахождение Ибряевского ФАП относится к сельской местности, что ответчиком не оспаривалось, подтверждается уточняющей справкой работодателя.

Согласно пункту 2 постановления Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, производилось по следующим правилам: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.

Принимая во внимание тот факт, что трудовая деятельность истца протекала как в сельской местности, так и в городе, период работы с 27.03.1991 года по 23.11.1992 года заведующей Ибряевским ФАП следует включить в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за 1 год работы. В этой части исковые требования Фаизовой Л.М. обоснованны.

Одновременно истец просит включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, при этом ответчиком в судебном заседании не оспаривалось, что курсы повышения квалификации происходили с отрывом от производства в период работы Фаизовой Л.М. на должностях, включенных в специальный стаж.

Статья 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» устанавливает, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статья 187 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае направления работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

В соответствии со ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В связи с изложенным, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе и медицинских, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что периоды нахождения Фаизовой Л.М. на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку Фаизова Л.М. в периоды нахождения на курсах повышения квалификации осуществляла медицинскую деятельность, которая включена пенсионным органом в ее специальный стаж, за ней сохранялась заработная плата и начислялись взносы в пенсионной фонд.

Таким образом, с учетом включения в специальный стаж периодов работы истца на момент ее обращения с заявлением о назначении страховой пенсии общая продолжительность специального стажа составила 31 год 1 месяц 21 день, что достаточно для назначения пенсии по избранному истцом основанию.

Согласно п.3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Так, Приложением 7 предусмотрено, что в случае возникновения права на страховую пенсию по старости в 2019 году, срок назначения страховой пенсии по старости определен не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Необходимую продолжительность специального стажа истец приобрела более чем за год до ее обращения с заявлением в пенсионный орган, а потому даже с учетом отлагательного 6-месячного периода на момент обращения с заявлением имелись все основания для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости. При этом суд не соглашается с доводом представителя ответчика о том, что отлагательный 6-месячный период следует исчислять с момента вступления в законную силу настоящего решения, поскольку право на включение спорных периодов в специальный стаж возникло у истца в силу самого факта осуществления трудовой деятельности, ирешение суда данный факт констатирует, указывая, что в их включении в специальный стаж пенсионным органом отказано незаконно. Иной порядок исчисления отлагательного срока приведет лишь к его искусственному продлению, что будет приводить к нарушению прав заинтересованного лица, обратившегося с заявлением о назначении страховой пенсии.

С учетом приведенных выводов суда исковые требования Фаизовой Л.М. подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Фаизовой Люции Миннулфатовны удовлетворить.

Признать решение начальника государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сорочинске Оренбургской области (межрайонное) от 31.12.2019 года №501 в части отказа включить Фаизовой Люции Миннулфатовны в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы заведующей Ибряевским ФАП Красногвардейской центральной районной больницы и периоды нахождения на курсах повышения квалификации, незаконным.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сорочинске Оренбургской области (межрайонное) включить Фаизовой Люции Миннулфатовне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости:

- период работы заведующей Ибряевским ФАП Красногвардейской центральной районной больницы с 27.03.1991 года по 23.11.1992 года в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца;

- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.01.1998 года по 06.02.1998 года, с 25.11.2003 года по 24.12.2003 года, с 31.05.2005 года по 28.06.2005 года, с 25.05.2010 года по 23.06.2010 года, с 12.05.2015 года по 26.05.2015 года.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сорочинске Оренбургской области (межрайонное) назначить Фаизовой Люции Миннулфатовне досрочную страховую пенсию по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения, то есть с 20.11.2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Р.Р. Кучаев

Мотивированное решение составлено 30.06.2020 года.

2-637/2020 ~ М-436/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Фаизова Люция Миннулфатовна
Ответчики
Управление Пенсионного фонда РФ в г.Сорочинске
Суд
Сорочинский районный суд Оренбургской области
Судья
Кучаев Руслан Рафкатович
Дело на сайте суда
sorochinsky--orb.sudrf.ru
13.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2020Передача материалов судье
18.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2020Судебное заседание
30.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее